…ачество.

В третьей главе диссертации «Особенности влияния образа жизни ребенка на его личность» проанализирована специфика возрастных и социокультурных проявлений образа жизни школьника, способствующих развитию его личности, а также описана опытно-экспериментальная работа по формированию качеств личности, обусловленных образом жизни ребенка.

В ходе исследования выявлено, что образ жизни, с одной стороны, обусловливает ход становления человека, с другой – является условием, зависимым от иных факторов. Для того чтобы образ жизни сопутствовал достижению педагогических целей, касающихся личностных сторон учащихся, необходимо учитывать возрастную и социокультурную специфику их жизни. С возрастом образ жизни естественно изменяется. Социокультурную специфику образа жизни определяет среда, в которой ребенок, захваченный теми или иными стихиями, проводит время. Под действием стихий меняются способы жизнедеятельности, а следовательно, и качество образа жизни. Данное обстоятельство позволило в ходе опытно-экспериментальной работы обратиться к среде как целостному педагогическому средству влияния на образ жизни школьников.

В связи с тем, что в педагогической литературе недостаточно сведений о том, как с образом жизни меняется личность, был осуществлен анализ опыта работы ряда образовательных учреждений, работающих в логике средового подхода (МОУ СОШ № 35 г. Нижнего Новгорода, МОУ Каменская СОШ Богородского района Нижегородской области, МОУ СОШ № 115 г. Перми, ГОУ СОШ № 84 г. Москвы и др.).

Названные школы провели важную работу. Они показали, что им удалось изменить образ жизни школьников и получить положительные результаты, следствием чего стало изменение личностных характеристик учащихся. Они заявили об изменениях в качествах личности детей, обусловленных их образом жизни.

В силу того, что опытная работа не предусматривала проведения строгих замеров, подтверждающих влияние образа жизни на детей, был организован эксперимент, цель которого – изучить, как изменения в образе жизни школьника отражаются на характере его личности. База эксперимента: образовательные учреждения Нижегородской области (МОУ СОШ № 1 г. Семенова и МОУ Мотовиловская СОШ Арзамасского района). Задача эксперимента состояла в том, чтобы проверить возможность корректировки образа жизни школьников за относительно короткий период существования экспериментальной площадки (три года) и тем самым подтвердить или опровергнуть гипотезу об образе жизни школьника как необходимом и доступном условии становления его личности. Предполагалось, что если преобразованный образ жизни приведет к желаемому результату, то можно говорить о его важной роли в становлении личности учащегося. Средством изменения образа жизни мыслилась среда. Замеры образа жизни и личности на основании разработанных в ходе исследования параметров осуществлялись с помощью диагностических методов средовой диагностики: «Иметь и уметь», «Вниз по лестнице, ведущей вверх», анкетирование педагогов и учащихся по способам бытия детей, включенного наблюдения.

В связи с тем, что кардинальное изменение среды и образа жизни ребенка исключительно педагогическими средствами не планировалось, мы могли рассчитывать только на корректировку стиля школьной жизни учащихся. Направленность образа жизни детей определялась насущными педагогическими проблемами, требующими своевременного разрешения. В МОУ «Мотовиловская СОШ» образ жизни был направлен в сферу самоопределения. Педагогическим результатом такого образа жизни должно было стать обретение учащимися социально приемлемых жизненных ориентиров. В МОУ «СОШ № 1» г. Семенова образ жизни детей был сориентирован в эстетическую сферу. Надлежало сформировать эстетическое отношение учащихся к действительности.

В диссертационном исследовании показано, что на начало эксперимента в МОУ Мотовиловская СОШ только 20% опрошенных старшеклассников смогли сформулировать жизненные цели. Отсутствовали жизненные планы, не было обдуманных жизненных стратегий, цели нередко формулировались спонтанно и плохо аргументировались. При этом обнаружено, что образ жизни старшеклассников в целом не был направлен в сферу самоопределения и достижение педагогического результата, предусматривающего обладание учащимися социально приемлемыми жизненными ориентирами, было затруднено. Говорить о стабильности, сбалансированности, интенсивности и адекватности образа жизни учащихся можно было только условно.

Вследствие кропотливой работы коллектива педагогов школы и, прежде всего, творческой группы, принимающей участие в эксперименте, была создана должная среда, которая способствовала тому, что изменился образ жизни школьников. Они стали читать книги об известных людях, обсуждать проблемы смысла жизни, задавать вопросы о том, как строить свою дальнейшую жизнь, разговаривать о профессиональных стремлениях, обращать внимание на то, как живут их односельчане и т.д. Увеличилось число детей, которые начали собирать информацию о жизни выдающихся людей, сосредоточиваться на проблеме обретения жизненных целей и их достижения, соотносить свои возможности со своими желаниями и пр. Вследствие этого изменились интересующие нас показатели в личности. Расширился спектр целей, обозначаемых школьниками в ходе опросов, увеличилось количество учащихся, готовых сформулировать свои ценностные ориентиры (68% старшеклассников школы).

В целом, несмотря на то, что фактические сроки эксперимента были недостаточно продолжительными, образ жизни учащихся стал более конструктивным, вектор его направленности сместился в область самоопределения. Вероятность достижения педагогического результата как осознанного выбора учащимися социально приемлемых жизненных ориентиров возросла. При этом в ходе итоговой диагностики обнаружены недостатки и просчеты в организации образа жизни, обусловившие то, что не все выпускники школы готовы сознательно делать свой жизненный выбор, самостоятельно принимать решения, касающиеся будущей жизни.

Цель эксперимента в школе № 1 г. Семенова заключалась в формировании эстетического отношения учащихся к действительности в условиях недостаточно благоприятной для этого среды. Школьники были эстетически непритязательны к условиям своего существования, не обнаруживали склонности к эстетическому восприятию и художественному творчеству. Образ жизни школьников не был нацелен на эстетическое постижение действительности и ее преобразование.

Благодаря облагораживанию школьной среды (обновлен фасад школы, оборудована и озеленена школьная территория, отремонтированы и оформлены коридоры и классы, организованы художественные кружки и факультативы эстетической направленности, привнесены стихии творчества, экспериментирования с эстетическими объектами, коллективной работы и т.д.), произошли изменения в образе жизни. Мониторинг образа жизни школьников показал, что дети чаще стали соприкасаться с художественными произведениями, собирать и сообщать информацию об эстетике и ее проявлениях в жизни людей и т.д. Возросла интенсивность занятий эстетической направленности, которые стали регулярными.

Изменения в образе жизни школьников сказались на отношении к действительности. Значительная часть школьников стала проявлять интерес к прекрасному, включилась в средообразовательный процесс. Изменения коснулись и лексики учащихся.

В целом результаты экспериментальной работы свидетельствуют о положительных сдвигах в отношении школьников к действительности, что подтверждает гипотезу о возможности корректирования образа жизни для достижения положительного результата.

Подробно ход и результаты эксперимента в общеобразовательных школах с. Мотовилово и г. Семенова описаны в тексте диссертации, представлены в таблицах и рисунках.

В опытно-экспериментальной части исследования мы ограничились только установлением связи между изменениями в образе жизни школьника и отдельными характеристиками его личности. Замечен рост познавательных стремлений, повысилось осознание жизненного выбора, появилась установка на творчество, мотивация к учебной деятельности стала устойчивой, возрос интерес к природе и желание трудиться на ее благо, обнаружены положительные изменения в эстетическом отношении к действительности и к родной речи.

Проведенная работа позволила соотнести практические и теоретические знания об исследуемом явлении и на этой основе разработать рекомендации по организации образа жизни учащихся, которые представлены в тексте диссертации.

В Заключении изложены основные выводы исследования.

1. Анализ литературы по истории и теории вопроса позволил выявить современные тенденции понимания образа жизни в социальных науках и философии, направляющие педагогические воззрения в то или иное русло. Выделены три преобладающие точки зрения на исследуемое явление: 1) образ жизни как выражение самой жизни; 2) образ жизни как социологическая категория, характеризующая общественную группу; 3) образ жизни как междисциплинарное понятие, характеризующее жизнь отдельного индивидуума.

2. В педагогической науке существуют следующие линии во взглядах на исследуемое явление: деятельностная, поведенческая, экзистенциальная, управленческая. В рамках управленческой парадигмы наиболее полно логика представления образа жизни человека в качестве условия формирования и развития личности показана в концепции средового подхода (Ю.С. Мануйлов), что позволило обратиться в ходе исследования к данной теории и технологии.

3. Образ жизни школьника объединяет в своем составе способы взаимодействия человека со средой, выраженные словами с морфемой «со-» («способы бытия в со-бытии») и формы поведения, деятельности, общения и отношений (чередующиеся во времени занятия ребенка). Структурное единство форм и способов в образе жизни человека позволило представить его в качестве интегрального условия становления личности ребенка.

4. Образ жизни школьника определен как относительно постоянный порядок чередования во времени и пространстве повседневных занятий, осуществляемых различными «способами бытия в со-бытии». В такой трактовке исследуемая категория выступает как необходимое условие становления личности учащегося и позволяет рассмотреть роль образа жизни ребенка в педагогическом процессе.

5. Роль образа жизни ребенка школьного возраста как необходимого условия становления его личности реализуется в зависимости от специфики его функционирования. Функционально образ жизни человека исполняет роль канала, моста, соединяющего человека и среду; фильтра, трансформатора, благодаря которому человек получает информацию из среды; а также адаптера, изменяющего условия среды для человека. Образ жизни ребенка в таком случае предстает как особым способом оформленный связующий процесс передачи и преобразования многообразия внешних сигналов, обеспечивающих приспособление человека к среде его жизни. Следовательно, функции образа жизни определяются исследователем, как: связующая, преобразовательная и приспособительная.

Важно, чтобы в повседневной школьной практике учитывался механизм функционирования образа жизни учащихся.

6. Выявлены и эмпирически апробированы параметры моделирования и анализа образа жизни школьников: стилевая характеристика, направленность, интенсивность, адекватность, сбалансированность, стабильность. На основании их можно спроектировать и проанализировать образ жизни школьника, способствующий или препятствующий достижению педагогической цели. Кроме того, эти параметры важны для разработки диагностических методик, позволяющих на основе получаемых данных производить коррекцию образа жизни учащихся в соответствии с педагогическими целями. Благодаря параметрам оценивания образа жизни, его можно считать доступным для диагностики и моделирования условием воспитания личности.

7. Охарактеризована возрастная и социокультурная специфика образа жизни школьника. Возрастные проявления в образе жизни ребенка позволяют рассматривать его как естественное условие становления личности, обусловленное природным характером существования человека. Однако чем младше школьник, тем более его жизнь детерминирована средой. От того, какого качества социокультурная среда, в которой ребенок проживает свою жизнь, зависят приобретаемые им ценности среды, и, в итоге, характеристики его личности. Социокультурный характер образа жизни человека дает основание обращаться к нему как зависимому от среды условию становления личности. Как следствие этого, появляется благоприятная возможность опосредованного (через среду) педагогического влияния на образ жизни в практике работы школы.

8. Опытно-экспериментальная работа по формированию образа жизни школьника, обусловливающего становление его личности, отчасти подтвердила на практике реализуемость модели образа жизни в качестве необходимого и доступного для мониторинга и оценки условия становления личности.

В итоге образ жизни представлен как естественное, интегральное, необходимое, но в то же время зависимое от среды условие становления личности школьника, которое может быть доступно для мониторинга и оценки.

Проведенное нами исследование не претендует на окончательное и исчерпывающее разрешение проблемы раскрытия содержания понятия «образ жизни школьника» в качестве условия становления его личности. Дальнейшие перспективы работы связаны с решением как теоретических, так и практических задач в исследовании и организации образа жизни учащихся различных типов и видов образовательных учреждений, изучением преемственности образа жизни в процессе становления личности школьника, с выявлением зависимости функций и параметров образа жизни человека в ходе развития и формирования его личности.

Конструктор сайтов - uCoz