Уклад образовательного учреждения и образ жизни обучающегося в системе координат средового подхода

Е.В. Боровская

В современном научно-педагогическом пространстве снова обретают весомое значение такие явления как уклад и образ жизни. Исследователи и практики закономерно обращаются к ним в различных педагогических текстах.

Уклад жизни не тождественен образу жизни. Да и уклад образовательного учреждения не может быть представлен как уклад жизни его обитателей. Уклад образовательного учреждения более формализованное явление.

Уклад у большинства людей ассоциируется со стабильностью, постоянством, устойчивостью. Известно, что уклад – это «установившийся порядок, сложившееся устройство (общественной жизни, быта)» [6; с. 829].

Уклад жизни в обществе И.В. Бестужев-Лада и др. представляют как устройство, установившийся порядок организации производства, общественной жизни, культуры, быта, порядок, в рамках которого развертывается жизнь и деятельность людей [7,8].

Уклад жизни, как правило, характерен для общества и общностей, в которых сильны традиции. Уклад жизни мало соотносим с инновационностью; новшества его разрушают.

Т.А. Берсенёва представляет традиционный уклад жизни через «установившийся порядок отношений, отражённый в образе жизни, включающий в себя сложившуюся систему духовно-нравственных ценностей, наработанных и усвоенных предшествующими поколениями, которая направлена на закрепление в новых поколениях культурных ценностей, идеалов, смыслов, норм и форм деятельности» [1; с. 35.].

Как вариант уклада жизни общества предстаёт уклад жизни школы и её обитателей. В текстах Н.Б. Крыловой, А.Н. Тубельского и др. под укладом жизни школы понимается «такая соорганизация всех элементов учебно-воспитательного процесса, которая задаёт стиль, дух, атмосферу всей школьной жизни». [3].

За «укладом образовательного учреждения», применительно к современной практике, мы склонны видеть комплексную характеристику школы, в которой основной акцент делается на нормативно-правовом порядке регулирования образовательного процесса. Мы также предполагаем, что обращение к «укладу образовательного учреждения» обусловлено поиском оптимальных моделей управления воспитательным и образовательным пространством в условиях «жёсткой» стандартизации образования и воспитания, и управления ими. Более гуманистично, по нашему мнению, всё-таки говорить об укладе жизни образовательного учреждения, делая акцент на слове «жизнь».

Чтобы в образовательном учреждении сформировать воспитательную (воспитывающую) среду должного качества, необходимо на бытовом уровне наладить жизнь и деятельность всех субъектов образования, навести определённый жизнеобеспечивающий порядок (уклад жизни).

Среда ребёнка потенциально будет воспитывающей, если в школе сложился целесообразный уклад жизни (быт и дух учреждения ориентирован на достижение образовательных целей и задач). Однако в том случае, если мы только констатировали факт определённого уклада жизни образовательного учреждения, то о воспитательной среде можно говорить лишь как об условии становления личности, предполагающем её достаточно «прямое» позитивное влияние в случае оптимального уклада жизни образовательного учреждения (желательный уклад → желательные изменения в личности). Действительность нередко расходится с данным алгоритмом.

Можно пойти иным путём, обратиться к теории и технологии средового подхода (Ю.С. Мануйлов) [4], в которой среда того или иного качества потенциально предстаёт средством воспитания, если образ жизни обитателей среды обусловливает целесообразное становление личности.

Образ жизни в теории и технологии средового подхода выступает интегрированным условием воспитания человека. Мы определяем образ жизни человека как относительно постоянный порядок чередования во времени и пространстве повседневных занятий, осуществляемых различными способами «бытия в со-бытии» [2]. Функционально образ жизни детей обеспечивает передачу им ценностей среды, позволяет преобразовывать среду обитания и приспосабливаться к ней тем или иным способом. Образ жизни детей можно технологически проектировать, корректировать, а также проводить его системную диагностику [5]

Уклад жизни школы в проблемном поле методологии средового подхода можно попытаться представить как совокупность элементов средового подхода на пути к достижению образовательной цели (управления как источника преобразований, среды в качестве средства, образа жизни как условия становления личности). Однако, несмотря на кажущуюся возможность объединения группы элементов средового подхода в понятии «уклад жизни образовательного учреждения», такая замена будет неравноценной. При объяснении среды человека (ребёнка, школьника…) через уклад жизни учреждения происходит искажение парадигмальных и фактических оснований (уклад и среда отнесены к разным объектам – учреждению и человеку). Если «уклад жизни учреждения» рассматривается только онтологически, то среда рассматривается, прежде всего, феноменально (чья среда?).

Иными словами, если соотнести поле координат средового подхода в воспитании и пространство, культивируемое укладом жизни, то образ жизни человека (ребёнка, школьника…) по своей сути предстаёт способом и условием усвоения ценностей среды. Среда, с одной стороны, актуализируется укладом жизни образовательного учреждения, с другой – образ жизни обитателей приводит к определённому укладу и изменениям в воспитательной среде.

В других концептуальных системах, обращающихся к воспитательному пространству, возможна иная позиция. Понятие уклада становится необходимым для описания пространства, в котором последнее нуждается. Тогда как в теории и практике опосредованного (через среду) управления понятие уклада жизни избыточно.

Резюме.

1. Понятия «уклад образовательного учреждения» и «уклад жизни образовательного учреждения» неидентичные. Первое соотносимо формально-нормативным обеспечением процесса управления в школе, второе – с жизнью сообщества людей.

2. Уклад жизни – способ деятельности, поведения, познания и пр. Уклад жизни может двусторонне выступать как причина и следствие определённого образа жизни.

3. Понятия «уклад жизни образовательного учреждения» и «образ жизни человека» (школьника, ребёнка…) могут коррелировать в меру того, насколько образ жизни обитателей среды отображает уклад жизни образовательного учреждения.

4. Мы предполагаем, что понятие «уклад жизни образовательного учреждения» необходимо для осмысления процесса организации воспитательного пространства, тогда как воспитательная (воспитывающая) среда определяется, прежде всего, образом жизни её обитателей. Уклад жизни включает управленческий блок, саму среду и образ жизни обитателей среды.

5. Обращение к укладу пока ещё не технологично, тогда как воспитывающую среду можно технологично задействовать в образовательном процессе.

 Литература:

1. Берсенева, Т. А. Духовно-нравственные основания традиционного уклада жизни как социально-педагогическая проблема: автореф. дисс. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / Т. А. Берсенева. – Курск : КГУ. –  2008. – 42 с.

2. Боровская, Е.В. Образ жизни школьника как условие становления его личности: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. В. Боровская. – Н. Новгород : НГПУ, 2009. – 192 с.

3. Крылова, Н. Б. Школьный уклад // Крылова Н. Б. // Новые ценности образования. – № 5 (35). – 2007.

4. Мануйлов, Ю. С. Средовой подход в воспитании / Ю. С. Мануйлов. – 2-е изд., перераб. – М.; Н.Новгород : изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. – 157 с.

5. Модель мониторинга образовательного процесса в логике средового подхода: учебно-методическое пособие / Под общей редакцией Ю. С. Мануйлова. – Н. Новгород : ГОУ ДПО НИРО, 2010. – 100 с.

6. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова – 4-е изд., доп. – М. : Азбуковник, 1999. – 944 с.

7. Проблемы измерения и моделирования образа жизни. Сб. науч. тр. / Отв. ред. д.и.н. И.В. Бестужев-Лада. – М. : Институт социологических исследований АН СССР, 1978. – 188 с.

8. Теоретические и методологические проблемы исследования образа жизни / Отв. ред. д.и.н. И. В. Бестужев-Лада, к.ф.н. Г. С. Батыгин. – М. : Ин-т социологических исследований АН СССР, 1979. – 182 с.

Опубликовано: Формирование воспитательной среды и уклада образовательного учреждения. Городская научно-практическая конференция. 27 октября 2011 года. Сборник докладов и тезисов выступлений / Авт.-сост. В.П. Сергеева, Б.А. Кирмасов, А.В. Бахарев. – М.: МГПИ; АПКиППРО, 2011. – С. 39–42.

Конструктор сайтов - uCoz