Общественная научная лаборатория среды и средовых исследований в образовании

Социокультурные особенности образа жизни ребенка, способствующие становлению его личности

Боровская Е.В.

В ходе проведенного нами исследования уточнено представление об образе жизни ребенка в педагогике, охарактеризована структура исследуемого понятия, определена специфика функционирования образа жизни ребенка школьного возраста, выявлены параметры моделирования и диагностики образа жизни человека. Мы также проанализировали особенности образа жизни ребенка, способствующие развитию и формированию его личности.

Методологическим основанием нашей работы является концепция средового подхода в образовании Ю.С. Мануйлова, придающая образу жизни статус посредствующего звена между личностью и средой, а также обозначающая роль образа жизни как условия становления личности ребенка.

Становление личности может быть успешным, если в образовательном учреждении учитываются особенности образа жизни учащегося, способствующие развитию его личности, а также осваивается практика опосредованного (через среду) формирования человека, обусловленная особенностями образа жизни ребенка в школе. Мы рассматриваем становление личности ребенка в период школьного детства как процесс развития (обретение свободы и независимости от условий среды) и формирования (ограничение человека условиями среды) человеческих качеств. Оптимальное соотношение развития и формирования в процессе становления личности зависит от особенностей образа жизни ребенка (его детерминации и индетерминации), обусловленных факторами среды и жизненными смыслами индивидуума.

В становлении личности ребенка мы придаем весомое значение социокультурным особенностям  его образа жизни. Они, как правило:

а) представлены этнокультурной составляющей проживания;

б) обусловлены территориальной составляющей (городской, сельский);

в) определяются субкультурными составляющими, к которым принадлежат дети и подростки.

Рассмотрим каждый из этих компонентов в контексте занятий детей и способов проживания ими своей жизни.

Этнокультурная составляющая характеризует образ жизни человека с позиции культурного, национального, этнического и конфессионального своеобразия. Для педагогов этот аспект важен. Нам приходилось слышать о сложности понимания учителями русской национальности школьников, принадлежащих к восточным культурам: Дагестана, Чечни и др. Конечно, здесь и проблемы языка, ментальности. Но не менее значима специфика восприятия детьми традиционной трофики, по-разному питающей их душу.

Этнокультурная составляющая жизни осваивается индивидуумом в процессе запечатления традиций, обрядов, фольклора, «примеров-идеалов» (труды Г.Н.Волкова, Т.А.Берсеневой и др.).

Для того чтобы ребенок идентифицировал себя с той или иной культурой, был обладателем духовных даров своего народа и умел их хранить и передавать последующим поколениям, ему необходимо в процессе жизни вести себя в соответствии с национальными, культурными и религиозными предпочтениями. Нужно, чтобы его образ жизни позволял получать необходимую для этого трофику.

Обычно, этнокультурный компонент связывают с отличиями в формах проявления своего народного лица (разные праздники, традиционные обряды, несхожие занятия и т.д.). Это важно, но недостаточно. Обозначим наиболее значимые способы проживания жизни ребенком, позволяющие характеризовать его образ жизни с позиций этнического своеобразия. Важно соблюдать обряды своего народа, сохранять язык идентифицируемой этнической группы. Несомненно, что необходимо созерцать обычаи культурного сообщества, эмоционально сопереживать истории, литературе своего этноса.

Есть основания говорить, что безумное сопротивление или некритичное согласие человека с  какой-либо культурой связано, прежде всего, с отсутствием своей идентификации с тем или иным духовно-религиозным сообществом или чрезмерным фанатичным отождествлении себя с ним.

Что касается территориальной составляющей, то наиболее сильно заметно отличие в большом городе и отдаленной от крупных центров деревне (работы Л.И.Новиковой, А.В.Мудрика и др.). Городскому ребенку предоставлено больше выбора для различных занятий. Как правило, есть возможность провести время в двух-пяти школьных кружках или секциях. Достаточно близко от дома есть учреждения дополнительного образования: клубы, дома творчества, музыкальные и спортивные школы. Даже, если бассейн или творческий клуб расположены далеко от дома, транспортные средства позволяют перемещаться подростку в пределах города достаточно свободно. В то же время ребенок, предоставленный самому себе, имеет возможность участвовать как дружеской компании, так и в асоциальной общности. У большой части детей есть дома компьютеры, позволяющие им выходить в виртуальный мир Интернета. Как правило, городской ребенок недостаточно вовлечен в бытовую жизнь своей семьи (скудную в отношении совместного труда, ликвидированного техническими устройствами).

Не в полной мере используя возможности среды, современные городские школьники редко посещают театры, музеи, специализированные детские кинотеатры, библиотеки. Как правило, мало читают. Даже просмотр телевизора – одного из любимых увлечений детей последнего времени – перестает быть значимым для них.

Чем живут сегодня сельские школьники? Каковы их занятия? Также мало читают книги и могут обходиться без телевизора (если благосостояние  родителей позволяет больше времени проводить в компьютерном пространстве). Пожалуй, им чуть больше приходится трудиться, особенно если родители держат домашний скот и необходимо обрабатывать участок земли. Но сейчас и в сельской местности не все семьи занимаются огородничеством и животноводством («все можно купить в магазине»). Мест для развития способностей не так уж много. Если поселение находится близко от города или центра района, а у родителей есть транспорт, то дети приобщаются к занятиям в художественных студиях, музыкальных школах, спортивных комплексах. В ином случае – вся надежда на местную школу (ее потенциал). Сельским детям, как и городским, не чуждо общество сверстников. Только мест для встреч маловато. Нам известно несколько поселений в нашей области, где таким излюбленным местом сбора детей и подростков стала автобусная остановка. Деревня Ближнепесоченская в Выксунском районе. На остановке открытой всем ветрам, объединяющей скудную цивилизацию и пустырь, по которому разлетаются под ветром отходы этой самой цивилизации, собираются дети, чтобы своими глазами взглянуть на бренность мира и сообщить последние новости из жизни в иных сферах (музыкальных пристрастий, спортивных увлечений, прошедших на экране блокбастеров). В деревне Чернуха (центр сельского поселкового совета), что в Арзамасском районе, вроде бы и возможностей больше, и остановки не на краю цивилизации, но опять же притягивает она подростков своими особыми возможностями. И не трудно прочитать в их поведении негласные слова: «скоро мы уедем отсюда, есть надежда выбраться в большой мир, где нам будет, чем заняться».

К каким отличиям на уровне личности может привести разница в городском или сельском образе жизни детей? Однозначного ответа нет. Однако ясно, что и городская, и сельская улица способствует общению (в школе и дома дети мало говорят, а ребенку хочется самому высказываться; ему важно, чтобы его слушали). Можно собраться по сферам интересов (поговорить, попеть песни, послушать музыку, «поболтаться» по улице). В городе больше возможностей выйти в урбанизированное пространство (но не хватает живого леса, поля, речки), в деревне – наоборот. Как правило, современный ребенок для своего полноценного развития получает мало и в городе, и в деревне (информационная насыщенность везде большая за счет средств массовой коммуникации, а что-то сделать своими руками возможности мало). Дети в основном не сотрудничают, а соучаствуют, сосуществуют. Мало доброго сорадования и сочувствия. Созерцание переполненного злом фильма, сокрушение персонажей в компьютерном пространстве. Дети постоянно чему-то сопротивляются. Вряд ли современный город или село  способствует тому, чтобы дети в своем развитии имели честь и честность, обладали добротой к людям и хорошими манерами, стремились к  совершенствованию эстетического вкуса и физической гармонии. Духовные стремления в целом находятся в инкубационном виде. В большинстве своем, дети не умеют красиво и правильно говорить,  интеллектуальные увлечения скудны и однотипны, желание преодолевать трудности отсутствует.

Однако социум несет и положительные черты: учит правильно реагировать на сложные жизненные ситуации, не переходить грань между добром и злом и т.д. Чтобы ребенок достойно развивался в условиях своего поселения, вероятно, взрослым надо научиться привлекать их к общественным занятиям (труду по благоустройству, помощи птицам и животным зимой, посадке деревьев и пр.). Отсутствие даже подобных перспектив побуждает детей и подростков стремиться к чему-то другому.

Одних манит Мегаполис с его столичными возможностями, других – меньшие перспективы, но объединяет их попытка убежать в иное пространство, еще не освоенное ими. Сельским детям не хватает выбора занятий, которые у городских в достатке. Тогда, как дети урбанизированных поселений, хотят чего-то, что им не предоставляют взрослые (экстрима на велосипедах и роликовых коньках, путешествий по горам и тропам подземелий и т.д., обращения к фольклору и суперсовременным жанрам музыкального постмодерна). Взрослые, вероятно, считают, что занятия в кружке мягкой игрушки, настольного тенниса  и т.п. удовлетворят детей в их загруженности. Но изменения в среде жизни детей, побуждают их запасаться какими-то иными занятиями, которые будут способствовать их развитию в качестве личности.

Субкультурная составляющая образа жизни школьника во много определяет ход развития его в качестве личности. Как правило, в культуре доминируют взрослые. Растущий человек во многом подражает им. Вероятно поэтому, в настоящее время распространено такое многообразие видов субкультур, зачастую пугающих взрослых людей (см. исследования С.И. Левиковой, Л.В.Шабанова, Л.Н.Шиловой и др.).

Естественно, что ряд молодежных субкультур, такие как скинхэды, «секс-культура» (типичный образец которой, «Дом-2»), футбольные фанаты (не болельщики), априори, притягивая молодых людей, ведут их в направлении разрушения. Сама форма их проживания уже есть повод для действенного вмешательства в жизнь подростка.

Тогда как другие субкультуры: эмо, рэперы, готы – очень часто привлекают молодых людей своим внешним убранством, эпотажностью поведения. Ролевиков, толкиенистов и группы подобного рода во многом объединяет нереализованное в детстве игровое позиционирование. Каков ценностный потенциал этих субкультур для подростка? Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. С одной стороны, подросток получает некую самостоятельность, у него вырабатываются определенные качества развития (ловкость, коммуникативность, креативность и т.д.). С другой стороны, духовная роль этих субкультур ниже, чем у официальных институтов социализации, таких как семья, школа, церковь. Мы полагаем, что подобные субкультуры, специально генерируются в обществе, направляющем подростков на получение благ цивилизации. С одной стороны взращиваются качества конкурентоспособного потребителя, с другой – человека виртуальной действительности (виртуальная помощь, виртуальное участие и т.п.).

Однако детская и подростковые субкультуры немаловажны для понимания особенностей образа жизни, обеспечивающих рост личности человека.

Необходимо отметить, что детская субкультура (книги М.В.Осориной) является одной из составляющих большой культурной системы. В чем смысл детских субкультур? Дети сопротивляются напору авторитарного мира взрослых – противостоят, протестуют, пытаются сохранить свою автономность («сохранить наиболее важное в тайне»). Чем заняты дети: испытывают силу, дразнят взрослых, устраивают шалости, дерутся, посещают «страшные» места и др. Им нравится сообщать друг другу различные «страшилки». Кому из взрослых не хочется, чтобы ребенок стал храбрым? А что делаем мы для этого? Вопросы риторические. Оказывается дети в своих закрытых от взрослых и детей с чуждыми интересами сообществах, пытаются приобрести такое важное личностное качество как храбрость (!) – очень часто взрослые и не вспоминают об этом слове.

Особые детские отношения к миру и друг другу подкрепляются различными ритуалами: вызыванием образов, гадание, подчинение себе таинственных сил. Ребенок, таким образом, соприкасается с магическим миром, к которому относится и непонятный мир взрослых.

Маленький человечек благодаря вхождению в свою субкультуру, становится созидателем особых миров, проявляющихся на стыке игровой и действительной жизни, граница между которыми сильно размыта. Ребенок волей-неволей вынужден искать способы вхождения в то или иное детское сообщество, способы поддержания отношений со сверстниками.

Детская субкультура особой опосредованностью побуждает ее участников соизмерять, сопоставлять, соотносить свой потенциал с предоставляемыми жизнью возможностями. Благодаря такому явлению, как детская субкультура, по мнению М.В. Осориной, воспроизводятся основные формы и способы решения возрастных проблем. Ребенок совершенствуется как окультуренный представитель человеческого вида. Детская субкультура позволяет ребенку стать смелее, храбрее, идентифицировать себя с другими людьми.

В чем отличие подростковых субкультур? Что они дают растущему человеку?  Подростковая культура, вероятно, находится в промежуточном состоянии между молодежной и детской субкультурой. Недостаточно реализованное стремление выразить себя в детской субкультуре приводит к продолжению попыток реализовать себя в подростничестве. Существенным отличием, подростковой субкультуры, на наш взгляд, является ее ценностная шаткость, подростки хотят походить на значимых взрослых: сопротивляясь всему и вся, они, тем не менее, слепо соглашаются с поведением кумира как образцового для них. В тоже время в жизни подростков присутствуют и безвредные увлечения рэпом, футболом, коллекционированием и т.д. Однако внешне безобидные по формам занятия спортом могут перерасти в негативные для личностного роста мероприятия. Спортивные комплексы и тренажерные залы – места для занятия спортом, совершенствования своего тела. Это по форме. А по способам, они могут иметь разную направленность. Например, на создание  крепкого мышечного корсета, соблюдение правил спортивной жизни, сохранение здоровья и т.д. В таком варианте, регулярные занятия физической культурой обеспечат подростка силой, двигательными умениями и т.д. Если же, занятие спортом для растущего человека становится вызовом к сокрушению окружающего мира, сферой сопротивления нравственным правилам и законам, то велика вероятность того, что становящийся человек «обогатится» злом и насилием.

Таким образом, субкультура детства как природосообразное явление способствует в целом позитивному становлению человека. Тогда как молодежные субкультуры, захватившие подростничество, в значительной степени имеют разрушающую направленность. Вероятно, необходима какая-то альтернатива подобным субкультурам, побуждающая к совершенствованию и созиданию духовных качеств человека. Нам известно, что такие группы подростков существуют. Однако в отличие от асоциальных общностей требуют поддержки со стороны взрослых, как моральной, так и материальной. В частности, субкультуры велосипедистов, роллеров, скаутов и т.д. Есть мнение, что течения такого рода способствуют развитию у подростков разумной смелости, ответственности, самостоятельности и т.п.

Для того чтобы педагоги могли учитывать и корректировать образ жизни растущего человека, им немаловажно иметь представление о социокультурных особенностях представленного явления. Тогда как знание об этих особенностях, в частности о наличие детской и подростковой субкультур, побуждает обратить внимании и на возрастные особенности образа жизни  ребенка в процессе развития его как личности.

Опубликовано: Современные проблемы науки, образования и производства: Материалы Международной науч.-практ. конф., Н.Новгород, 29 мая 2009г.: В 2 т. Т. 1. – Н.Новгород: НФ УРАО, 2009.– С. 136-140. 

Конструктор сайтов - uCoz