О системном и средовом подходах в воспитании

Кораблев Олег Леонидович

 Ключевые слова: система, системный подход, синергетика в образовании, стратегия, средовой подход, среда, средообразовательный процесс

 Развитие современных научных знаний в различных областях науки позволяет рассмотреть с других позиций и вопросы воспитания. Трудности, которые сейчас переживает школа, связаны с отступлением от теории воспитательных систем, напрямую связанной с философией образования, психологией развития, управленческими концепциями. Дело в том, что философская позиция в вариантах оценки воспитания, близкая многим исследователям, непривлекательна для практиков своей якобы «демагогичностью» и отсутствием точности и конкретности. Основание для этого есть, ибо еще Э.Г. Юдин полагал, что философская позиция сама по себе не должна нести никакие точные знания. Все знания, которые переходили в процессе истории в разряд точных знаний, отходили от философии и переходили в другой ранг или раздел изучения. Но постановка философского вопроса об оценке знаний и их безграничности твердо осталась на своих позициях. «Ни один исследователь никогда не имеет дела с объектом «как таковым». Объект всегда определенным образом «дан» исследователю. Это значит, что ученый смотрит на объект через призму существующего в настоящий момент знания». «Философский уровень методологии функционирует в качестве системы предпосылок и ориентиров познавательной деятельности» (Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: 1997. С. 80-81.). Это позволяет говорить о том, что без философской позиции обойтись, все-таки не удается. Именно философский взгляд на проблему позволяет исследовать педагогическую реальность как систему.

В педагогике системная методология успешно разрабатывалась Ф.Ф. Королевым, А.Т.Куракиным, Л.И.Новиковой, Системный подход к решению, или рассмотрению педагогических вопросов имеет свою историю. Нас будет интересовать современный взгляд на систему, взгляд с позиции синергетики, характеризуемую процессами самоорганизации, нелинейности, точками бифуркации, состояниями неустойчивости, чувствительностью к малым воздействиям, резонансными колебаниями, связан с неопределенностью и возможностью выбора, наличием степеней свободы. Об этом на рубеже веков писали Л.И.Новикова, В.И Аршинов и др.

Для понимания реального процесса воспитания необходимо осознать его принципиальную нелинейность. Применение нелинейной синергетической теории это не только новый взгляд нового времени это и другая схема постановки и решения воспитательных задач. Это взгляд на функционирование сложной системы с ее особенностями и принципами, позволяющими выстраивать отличную от традиционной логику, не только познания, но и преобразования действительности. Проблема воспитания в современной школе – это проблема создания, функционирования и развития воспитательной системы и она не может быть решена путем применения простой рефлексивной формулы. «Люди живут не в одном общем объективном мире, а  в разных субъективных мирах – мирах своей активности» (Аршинов, В.И. Буров В.А., Гордин П.М. Становление субъекта постнеклассической науки и образования [Текст] // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. М.: прогресс-Традиция, 2007. С. 133-134 ISBN 5-89826-263-6). Процессы системы хотя и состоят из частностей, но как показывают исследования, не отражают их специфических особенностей. Современный синергетический взгляд позволяет уйти от бесконечных деталей и исключений и представить весь процесс интегрированным. Сложные системы, имея свой предел упрощения, требуют от исследователя и работы в пределах функционирования этих систем. «Оказывается, нет необходимости вникать во все тонкости сложных систем, а расчленение ее на составные части может привести к утрате принципиально важной информации. Естественно, что в этих условиях на первый план выдвигается исследование именно функциональных возможностей систем. Соответствующая постановка вопроса концептуально меняет воспитательные задачи. «Преимущественно должна использоваться стратегия, а не программа. Программа устанавливает последовательность действий, которые должны быть выполнены без каких-либо отклонений в стабильном окружении, но как только внешние условия изменяются, выполнение программы оказывается заблокированным. Стратегия, напротив, разрабатывает сценарий действий, базируясь на оценке определенностей и неопределенностей ситуации, вероятных и маловероятных событий. Именно при использовании стратегии всегда возникает проблема между целями и средствами, причем она ставиться и решается здесь единственным и неповторимым образом в зависимости от контекста действия и в силу его собственных разветвлений» (Морен Э. Образование в будущем: семь неотложных задач [Текст]. Там же). Так в ряде случаев мы достаточно очевидно наблюдаем противоречия, которые присутствуют между научно-обоснованными, сознательно определенными ценностями и принятыми или принимаемыми в обществе ценностными ориентациями. Подобное противоречие указывает на то, что не стоит считать свою позицию единственной и  незыблемой, и на необходимость учета самоорганизующихся процессов в сознании человека. Поэтому, от современного педагога требуется сегодня понимание природы процесса воспитания и способность влиять на него. Из этого проистекает важность управленческой проблематики в воспитательных системах. Быстро меняющиеся условия требуют и быстрой корректировки управления процессами в воспитательной системе. Управление происходит, в лучшем случае, по свершившемуся факту или чаще догоняя быстро изменяющуюся и сложно функционирующую социальную систему, коей является воспитательный коллектив школы или в целом образовательное учреждение. Управление эффективно и результативно, когда сохраняется баланс между сложностью и простотой, когда не игнорируются границы.

Примером такого взгляда на управленческий процесс может служить теория средового подхода. Именно средовой подход в педагогике позволяет спроектировать свою деятельность исходя не из разрешения ситуативных вопросов, а из представления необходимых спланированных средообразовательных действий. Освоение и использование средового подхода является осознанием сложного феномена «среда» с позиций его объективной данности и субъективной зависимости, где элементы среды определены философскими категориями: возможность (ниша), вероятность (стихия), достоверность (меченый). Средовой подход (в версии Мануйлова Ю.С.), формирует у педагога образно-системное представление о сложнейших эволюционных и адаптационных, управляемых и неподдающихся управлению процессах в становлении личности. Позволяет осмысленно работать с этим образным представлением, видеть первопричины и учитывать закономерности. «Так средовое проектирование имеет вектор к прогнозированию и через него к продуцированию результата в рамках разрешающих возможностей среды, где главным элементом диагностирования и влияния на детей выступает сама среда» (Мануйлов Ю.С. Шек Г.Г. Опыт освоения средового подхода в образовании. Учебно-методическое пособие. Москва-Н. Новгород: РАСТР-НН, 2008. – 220 с.). Средовой подход является ключом к раскрытию, демонстрации, запуску, технологией управления функционированием средообразовательного процесса по законам системности. Создаваемая структура, модель средообразовательного процесса выступает сложной нелинейной функционирующей системой. Средобразовательная деятельность – это более или менее управляемая функция. Она непрерывна, многогранна. Среда выступает условием функционирования средообразовательного процесса. Описание среды в начальной стадии средообразовательного процесса напрямую связано с возможностями результатов Изучение среды – это изучение границ возможности функционирования системы. Но средообразовательный процесс, используя среду как ресурс, средство сам же видоизменяет и расширяет этот ресурс, т.е. среду. Условия или среда для средообразовательного процесса теоретически не имеют границ. Это позволяет говорить лишь о векторе развития. Если в среде человек пребывает, то в системе ему отведено или предусмотрено место. В системе человек выполняет функцию или играет роль. Функции и роли человека являются одними из частей функционирующей системы.

Актуальность средового и по своей сути системного подхода в том, что он позволяет проектировать вероятностные варианты имеющихся возможностей. Не требует работы с персоналиями. Нижней границей педагогической системы может быт тип школьника. Характеристика принципов позволяет раскрыть структурные факторы положительного и отрицательного функционирования системы, учитывать формируемое возможное для субъекта, лежащее за границами его собственных действий. Средовой подход позволяет так же выстраивать мониторинговые исследования в логике воспитательных систем, и добиваться качественной оценки результата в воспитании.

Конструктор сайтов - uCoz