…на развитие личности учащегося и организацию среды, необходимой для формирования социально приемлемых жизненных ориентиров. Взгляд педагогов и учеников на уровень владения управленческими действиями и их применения можно оценить на основе диагностики «Оценка профессиональных действий педагогов школы».

Решая педагогические задачи, классному руководителю необходимо помнить, что результат управленческих действий зависит не столько от их предметного содержания, сколько от средств и способов их осуществления. При выборе последних необходимы знания связей между множеством конкретных действий и производимым ими результатом. Результатом обсуждения может стать решение какой-либо проблемы, результатом обговаривания – формирование мнения; обменивание опытом дает возможность приобретения моделей поведения, а обязывание предполагает выполнение определенных требований.

 Классным руководителям необходимо обратить внимание на применение непрямых (опосредованных) методов управления детским коллективом: отвлечение от влияния ложных кумиров; освобождение от стереотипов мышления; объединение педагогического коллектива для решения задач воспитания; открытие форума на сайте школы и обсуждение возникающих вопросов с помощью интерактивного общения; постоянный обмен мнениями.

В то же время одно и то же действие может носить и прямой и непрямой характер управления. Так, для проведения классным руководителем мероприятия с использованием презентации необходимо прямое действие - оборудование помещения современными техническими средствами. Оборудование тренажерного зала помогает привлечь к занятиям спортом большее число учащихся и является непрямым действием, направленным на создание здоровьесберегающей среды.

Такое действие, как ограничение свободы детей (временной в рамках урока, пространственной в рамках школы и др.), отнесём к прямым действиям. А ограничение от влияния негативной информации направлено на создание комфортной среды и предполагает ряд дополнительных действий (определение, обнаружение и отделение негативной информации, обсуждение возможных последствий негативного влияния, организация мероприятий и т.д.). В данном случае ограничение является непрямым действием.

Для объединения группы учащихся с целью подготовки и проведения какого-либо дела достаточно обращения классного руководителя. Объединения классного коллектива для достижения целей воспитания просьбой, указанием, обращением добиться практически невозможно. Решение столь сложной задачи требует от педагога выполнения ряда последовательных действий, направленных одновременно и на среду, и на личность.

Управляющее воздействие может быть эффективным только тогда, когда оно согласовано с внутренними свойствами управляемого объекта. Определить эти свойства, найти правильные способы воздействия, которые могут высвободить мощные внутренние силы человека или классного сообщества – главная задача тех, кто берёт на себя ответственность управления системой класса.

Разумное сочетание прямых и непрямых управленческих действий обеспечивает управляемой системе целостность и эффективность.

Несмотря на возможные трудности, непрямые методы воздействия классного руководителя могут стать наиболее эффективными и оправданными. Их использование способствует развитию инициативы, творчества, заинтересованности всех участников педагогического процесса на пути к достижению цели.

Л И Т Е Р А Т У Р А:

  1. Боровская Е.В. Образ жизни ребенка школьного возраста как условие развития и формирования его личности / Е.В. Боровская // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. Т.14.– 2008. – № 1. – С. 24-26.
  2. Боровская Е.В. Развитие представлений об образе жизни школьника в теории и практике воспитания в контексте идей Л.И. Новиковой / Е.В. Боровская // Воспитание в контексте междисциплинарного подхода: материалы вторых всероссийских педагогических чтений, посвящённых творческому наследию Л.И. Новиковой (г. Владимир, 12-16 октября 2009 г.) /Под ред. А.В. Гаврилина и Н.Л. Селивановой. – Владимир – М.: Изд-ль И. Шалыгина – 2009. – 436 с.

 

Материал методических рекомендаций, представленных в данном тексте опубликован в редакциях:

  •     Мануйлов, Ю. С. Формирование у школьников социально-приемлемых жизненных ориентиров / Ю. С. Мануйлов, К. В. Троицкая, М. Н. Троицкий // Директор сельской школы. – 2010. – № 4. – С. 80–96;
  •     Троицкая, К. В. Средообразовательные действия классного руководителя по формированию у школьников социально-приемлемых жизненных ориентиров: методические рекомендации для педагогов / К. В. Троицкая, М. Н. Троицкий, Т. Л. Хмельникова, Ю. В. Хмельникова. – Н.Новгород : МОУ «Мотовиловская СОШ» Нижегородской области. – 2010. – 30 с.
Конструктор сайтов - uCoz