СОЗДАНИЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В МОУ «МОТОВИЛОВСКАЯ СОШ»

 

Троицкая К.В.,

заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Мотовиловская СОШ», Арзамасский район, Нижегородская область

Троицкий М.Н.,

преподаватель - организатор ОБЖ МОУ «Мотовиловская СОШ», Арзамасский район, Нижегородская область

 

Муниципальное образовательное учреждение «Мотовиловская средняя общеобразовательная школа» расположено в живописном уголке Арзамасского района Нижегородской губернии, на земле, принадлежащей некогда Н.А. Мотовилову – сподвижнику русского чудотворца преподобного Серафима Саровского, в ста километрах от православной святыни России Саровской пустыни. В 2013 году село Мотовилово отметит своё четырёхсотлетие.

Школа имеет богатую историю. Известно о более чем 110-ти годах ее существования. В 1934 г. под школу перестроили здание бывшей церкви, которое стало аварийным и непригодным для обучения в 1998 г. Десять лет школа располагалась в приспособленных помещениях. Строительство новой школы, начатое в 1989 г., через два года было приостановлено. В 2007 году губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев  принял решении о завершении долгостроя, и 1 сентября 2008 года школа приветливо распахнула свои двери.

Новое здание – это не конечная точка желаний. Наша задача виделась в дальнейшем воспитательном преобразовании среды детей, педагогов и родителей.

Средообразовательный процесс, выполненный архитектором в соответствии со строительными нормами и правилами, дизайнером, подобравшим оптимальную цветовую гамму интерьера школы, ждал своего продолжения в педагогической деятельности. При таких условиях возникла необходимость «самим создавать «воспитывающую среду» - «среду в среде» (Л.И. Новикова, 2000; с.33). Стала актуальной задача формирования созидательного отношения к действительности путём организации школьной среды.

Методологическую основу нашей деятельности составил укорененный в языковой традиции, культуросообразный, культуроемкий средовой подход в воспитании, разработанный доктором педагогических наук Ю.С. Мануйловым (Ю.С. Мануйлов, 2002).

В концепции средового подхода среда рассматривается как средство воспитания человека. Под воспитанием понимается управление процессом формирования и развития личности ребёнка (Х.Й. Лийметс). Педагог оказывает влияние на воспитанника через среду. Организованная в соответствии с целями воспитания среда, посредствуя определённому образу жизни, становится средством воспитания.

Нами было определено, какие средоформирующие действия будут необходимы для образования среды и культивирования образа жизни, способствующих выработке заботливого отношения обучающихся к школе, нравственных позиций, социальных установок. С этой целью были определены идеальные модели личности выпускника, среды и образа жизни обучающихся.

На протяжении 2008-2010 г.г. осуществлялся процесс эстетизации школьной среды детей, включающий в себя оборудование, оснащение внутреннего пространства школы и облагораживание пришкольной территории.

Учебные комнаты и другие школьные помещения были оформлены с учётом возрастных особенностей детей. Рекреацию младших школьников разделили на игровые зоны: для игры в настольный теннис, шашки и шахматы. Коридоры и рекреация старших школьников стали уютными и комфортными для проведения свободного времени: мягкие диваны, аквариум, фонтанчики, множество цветов.

Озеленённая пришкольная территория, оформленные клумбы, уютная беседка – всё это стало частью среды детей и их родителей.

Однако опрос учащихся, педагогов, жителей села о том, какой должна быть в их понимании школа, каково должно быть её наполнение, содержание, выявил ряд проблем в организации школьной среды:

~     в современном красивом здании не хватало связи с прошлым, не было того духа памяти, который жизненно необходим каждому человеку;

~     обнаружилась потребность в сохранении школы-семьи, которая в особом укладе жизни и отношений, особой предметно-пространственной среде формировала бы ценности исторической памяти, традиций родного села.

Проанализировав проблемы, мы определили цель работы на 2010-2013 г.г.:

создание культурно-исторической образовательной среды по «законам красоты», принципам «гармонии» и «стилевого единства» (Л.В. Волкова, 2010; с.52).

Основная задача виделась в вовлечении в средообразовательную деятельность педагогов, детей, родителей, сельской общественности, выпускников школы живущих не только в селе, но и за его пределами.

Достижение цели и решение поставленных нами задач возможно в том случае, если выбрана оптимальная педагогическая позиция всех субъектов воспитания. В основу объединяющей идеи легли представления о среде как воспитывающем факторе. Мы обратились к работам академика Л.И. Новиковой и её ученика Ю.С. Мануйлова. «Ю.С.Мануйлов определил пути превращения объективно существующей предметно-эстетической среды школы в среду, субъективно значимую для детей. Эти пути – актуализация, персонификация и персонализация» (Л.И. Новикова, 1985; с.44).

Их же мы взяли за основу в определении этапов преобразования образовательной среды детей и взрослых, в постановке соответствующих им целей и задач.


             I.     Этап актуализации культурно-исторической образовательной среды (2010-2011 уч.год).

Цель: обогащение школьной среды путём вовлечения в образовательный процесс культурно-исторического наследия села и его жителей.

Для достижения цели первого этапа нами были определены следующие средообразовательные действия:

~     оформление и открытие Комнаты боевой славы;

~     оформление выставки картин Заслуженного работника культуры Российской Федерации члена Союза художников Российской Федерации земляка Льва Бурина;

~     определение творческой группы педагогов, детей, выпускников для разработки мегапроекта «Мотовилову-400»;

~     открытие сайта проекта «Мотовилову-400», обеспечение его обновления;

~     организация сбора материала по истории села, школы, Дома малютки для детей блокадного Ленинграда, совхоза, кустарничества;

~     организация совместной исследовательской работы учащихся и родителей по сбору материала о ветеранах Великой Отечественной войны, о знаменитых людях села и их вкладе в развитие науки, культуры и искусства, о жизни своих родственников;

~     отражение проделанной работы на страницах школьной газеты, сайте школы, сайте проекта «Мотовилову-400»;

~     определение основных направлений взаимодействия с родителями, выпускниками, общественностью и средствами массовой информации;

~     организация встреч с интересными людьми села и выпускниками школы;

~     организация мастер-класса для учащихся и родителей по оформлению краеведческой открытки с привлечением земляков - Заслуженного работника культуры Российской Федерации художника Льва Бурина и главного художника Арзамасского театра драмы Ирины Сергеевой,

~     организация музыкальных вечеров, концертов с участием земляков;

~     организация литературных вечеров с поэтами-земляками;

~     ознакомление детей и их родителей с рукописными книгами односельчан Садова С.С., Шмелёва И.В. и дневниками воспоминаний Купряхиной Т.И. и Владыкиной М.Д.


      II.     Этап персонализации культурно-исторической образовательной среды (2011-2012 уч.год).

«Персонализация среды – это создание своей собственной предметно-эстетической среды коллективами, функционирующими в школе» (Л.И. Новикова, 1985; с.44), это «процесс присвоения освоенной коллективом среды» (Ю.С. Мануйлов, 1985; с.152).

Цель: оформление школьной, сельской и домашней среды школьников и взрослых в соответствии с культурно-историческими традициями и собственным осмыслением.

Средообразовательные действия:

~     организация проектной деятельности учащихся и родителей по облагораживанию, обогащению и оформлению среды на основе культурно-исторических традиций села;

~     обучение родителей способам создания семейных музеев, сбору и хранению архивных материалов, составлению генеалогического древа;

~     определение за классами и творческими коллективами прав на персональное использование закреплённых за ними территорий школы и села.


       III.     Этап персонификации культурно-исторической образовательной среды (2012-2013 уч.год).

«Персонификация среды является результатом вмешательства в нее с целью ее сохранения и совершенствования» (Л.И. Новикова, 1985; с.44). «Сила воздействия персонифицированной коллективом среды на личность значительна, ибо её ценности входят в духовную жизнь каждого школьника, как продукты созидательной силы коллектива, как метки его духа, детерминируя всё последующее её развитие» (Ю.С. Мануйлов, 1985; с.163).

Цель: создание облагораживающей и озадачивающей культурно-исторической среды, побуждающей детей, родителей, выпускников школы на творческое самовыражение и созидание.

Средообразовательные действия:

~     оформление и реализация творческих социальных проектов, направленных на обогащение, облагораживание, обустройство среды;

~     обеспечение условий для массового художественного, музыкального и интеллектуального творчества учащихся и родителей;

~     обеспечение привлекательности села для местных жителей через организацию совместной деятельности по облагораживанию территорий;

~     организация творческих мероприятий празднования 400-летия села;

~     организация мероприятий по оформлению и изданию краеведческого сборника «Мотовилову-400»;

~     обеспечение условий для размещения материалов земляков на сайте проекта и в краеведческом сборнике.

Реализация обозначенных направлений позволит придать школе статус культурно-исторического образовательного центра, объединяющего жителей села, позволяющего достойно жить, позволит сохранить историческую память о самобытной сельской культуре. Созданная среда будет призвана побуждать к определённому образу жизни детей и родителей, обеспечит преемственность между поколениями.

Культивируемый образ жизни, направленный на сохранение культурных и исторических ценностей, станет действительным «условием становления личности детей» (Е.В. Боровская, 2009; с.6).

Актуализированные, персонализированные и персонифицированные ниши: музей, краеведческая гостиная, творческие клубы, музыкальная школа, художественные объединения и др. - предоставят безграничные возможности для самореализации детям, родителям, старшему поколению, выпускникам, тем, кто покинул пределы села, но не остаётся равнодушным к его проблемам.

В то же время школа на селе – это большая семья. Укрепление семейных связей, сохранение исторической памяти, традиций,– уверенные шаги на пути к воспитанию личности, имеющей потребность создавать вокруг себя красивое, добротное и умеющей сохранять накопленное предыдущими поколениями наследие.

 Литература:

  1. Боровская, Е.В. Образ жизни школьника как условие становления его личности: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] /. Е.В. Боровская – Нижний Новгород, 2009 г. – 192 с.
  2. Волкова, Л.В. Педагоги как субъекты средообразовательного процесса в школе: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] /. Л.В. Волкова – Нижний Новгород, 2010 г. – 200 с.
  3. Новикова, Л.И. Воспитание как педагогическая категория./Л.И. Новикова // Педагогика. - 2000, №5, с.28-35.
  4. Новикова, Л.И Школа и среда /Л.И. Новикова // – М.: Знание, 1985. – 80 с. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»)
  5. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании. – 2-е изд., перераб. / Ю.С. Мануйлов. – М.; Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. – 157 с.
  6. Мануйлов, Ю.С. Предметно-эстетическая среда ученического коллектива и её влияние на личность старшеклассника: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Ю.С. Мануйлов. - Москва, 1985 г. – 183 с.

Источник: Педагогика и психология развития современного детства: материалы Международной научно-практической конференции 11-12 ноября 2011 г. / Под общ. ред. Т.Т. Щелиной. В 3-х частях. Ч. 1. – Арзамас : АГПИ, 2011. Материал также представлен на сайте Центра научных инвестиций

Конструктор сайтов - uCoz