Общественная научная лаборатория среды и средовых исследований в образовании |
ПРИЛОЖЕНИЯПРИЛОЖЕНИЕ № 1Положение о должностных обязанностях научного консультанта МОУ «Средняя общеобразовательная школа №115» Содержанием деятельности научного консультанта является помощь администрации школы в решении управленческих проблем, реализации достижений науки и передового педагогического опыта. Основные направления работы научного консультанта: В плане диагностики — определение возможностей для освоения коллективом педагогических новшеств и повышения управленческой квалификации. В плане проектирования — обоснование выбора осваиваемых в школе технологий, техник, методик, приёмов, оценивание их места в системе научного знания, в планировании дальнейшей экспериментальной деятельности. В плане преобразования — ознакомление педагогов с достижениями современной педагогической науки и практики (семинары, лекции, консультации); оказание помощи в управленческой деятельности, осуществление экспертизы разработанных в школе материалов. Специфика статуса консультанта отражается на особенностях его деятельности: соблюдается независимость в процессе консультирования, а результаты носят рекомендательный характер. ПРИЛОЖЕНИЕ № 2«Как составлять план воспитательной работы» (памятка с некоторыми опорными положениями, диагностиками и структурой плана) I. Анализ результатов деятельности за прошедшие два года (предлагается использовать планы воспитательной работы прошлых лет, классные журналы, личные дела). В процессе анализа предполагается ответ на следующие вопросы: — Какие цели были поставлены классным руководителем? — Какова среда класса? — Как можно охарактеризовать образ жизни классного коллектива? — Какие управленческие действия предприняты по достижению цели? — Насколько полученный результат приближен к заявленному ранее? В плане интеллектуального здоровья были поставлены такие цели... -62- Для этого осуществлены следующие управленческие действия... Результаты отражены в следующих диаграммах. Уровень обученности и качество знаний учащихся за 1999-2000 и 2000- 2001 уч. гг.
В анализе интеллектуального здоровья желательно отразить изменения в качестве образования (за два года): количество отличников, «хорошистов». учащихся, имеющих по одной-две тройки: учащихся, не успевающих по предметам: выбор экзаменов, участие в НПК и олимпиадах разного уровня. Итак, можно сделать вывод, что... В плане социального здоровья были определены цели... Для достижения цели предприняты такие педагогические действия... Результаты проведённых диагностик (указать автора, название, время проведения) показывают, что... Следовательно,... В плане физического здоровья была обозначена цель... Анализ «Листка здоровья» и пропусков уроков по болезни показывают... -63- В анализе физического здоровья желательно указать число детей, постоянно занимающихся спортом; детей, имеющих вредные привычки (курение, УСН, наркотики). Таким образом, ... II. Характеристика среды класса как средства достижения цели класса.
— ценности классного коллектива («Цветометод» — для начальной школы, проводится классным руководителем; «Мир твоих интересов»— для 5-9 классов, проводится классным руководителем; посещаемые кружки, секции, факультативы, для 1-11 классов, проводится классным руководителем); — доминирующие способы жизнедеятельности («Метод полярного шкалирования» — для 6, 7, 8,9, 10, 11 классов, проводится классным руководителем); — властвующие стихии (метод включённого наблюдения — для 1-11 классов, проводится классным руководителем); — возможности, предоставляемые в классном коллективе (незаконченное предложение «В классе я могу...» — для 1-11 классов, проводится классным руководителем); 4. Постоянные пристрастия, интересы, склонности детей, несущих в себе ярко выраженную метку той или иной стихии, способных создавать вокруг себя определённую среду (метод включённого наблюдения, для 1-11 классов, проводится классным руководителем; «Характеристика меченого», для 8-11 классов, проводится классным руководителем; клички, которые есть у некоторых детей класса — с обязательным соблюдением этических норм!, для 1-11 классов, классным руководителем): — Какой стихией мечен? — Сила этой метки. — Способность генерировать вокруг себя среду. -64- — Отношение к себе, к коллективу учащихся, к классному руководителю, учителям, предметникам (для 6-9 классов, проводят зам. директора по BP). — Возможность использования меченого в процессе сплочения детского коллектива, реализации цели, обозначенной классным руководителем. — Влияние среды класса на личность (для 1-11 классов, проводит психолог). Таким образом, можно сделать вывод, что в классе сформирован (или не сформирован) классный коллектив, выражен тип личности —...; основными способами жизнедеятельности детей являются...; доминирующими стихиями ... Поэтому очередной задачей на предстоящий учебный год становится... III.Приоритетные направления работы классного руководителя на 2001 - 2002 учебный год. Приоритетными направлениями на 2001-2002 учебный год становятся: В плане интеллектуального здоровья... В плане социального здоровья... В плане физического здоровья... IV. План воспитательной работы. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3Изучение профессиональной компетентности учителя МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1115» 1. Понятие профессиональной компетентности учителя (ПКУ) Проблема определения профессиональной компетентности учителя стала объектом споров и разногласий между психологами, педагогами, физиологами, специалистами-практиками и многими другими. В педагогике и практике на данный момент нет единого подхода к определению понятия «профессиональная компетентность учителя». Согласно словарю С.И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области». А.К. Маркова считает профессионально компетентным такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитанности школьников. При этом компетентность учителя определяется также соотношением в его реальном труде профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологические качеств — с другой. -65- Д.С. Савельев под ПКУ подразумевает способность должностного лица успешно решать относящиеся к его компетентности задачи. А.П. Акимов трактует ПКУ как сумму знаний, умений и навыков, усвоенных субъектом в ходе обучения, — в узком смысле слова, и как уровень успешности взаимодействия с окружающей средой — в широком. Н.В. Кузьмина понятие ПКУ связывает с определённой областью деятельности педагога. Исходя из многоплановости определения понятия «ПКУ», можно выделить несколько подходов к изучению ПКУ.
— исследование качества подготовки к учебно-воспитательному процессу (гностический и конструктивный компоненты); — исследование деятельности учителя в ходе учебно-воспитательно- го процесса (коммуникативный и организаторский компоненты); — исследование контрольно-диагностической деятельности учителя (рефлексивный компонент). Метод исследования: оценка учебно-воспитательного процесса (анализ урока).
— оценка знаний и умений учителя; — мотивационный компонент; — профессионально значимые личностные качества учителя. Методы исследования: наблюдения, диагностика профессионально значимых качеств учителя.
— исследование педагогических (процессуальных) умений учителя; — исследование результатов труда учителя (обученности и воспитанности школьников). Методы исследования: оценка учебно-воспитательного процесса, оценка и самооценка профессионально значимых качеств личности учителя, диагностика результатов обучения.
— степень усвоения учащимися содержания учебных программ; — приобретение учащимися опыта репродуктивной и творческой деятельности в области данного учебного предмета; — изменение эмоционально-ценностных отношений учащихся к содержанию учебного предмета и деятельности в соответствующей области. -66- Методы исследования: педагогическая диагностика, анализ учебных программ и внеклассной работы учителя, психодиагностика, анализ внешней деятельности учащихся. 2. Профессиональная компетентность учителя в логике средового подхода На наш взгляд, целесообразнее соотносить ПКУ с изменениями в личности ученика. Профессиональная компетентность учителя подразумевает систему педагогических действий, основанную на достижениях современной науки и практики, учитывающую постоянные интересы и склонности педагога, который умеет прогнозировать, диагностировать, проектировать и осуществлять необходимые преобразования в школьной среде, где формируется и развивается личность. Основными показателями ПКУ можно назвать следующие:
-67- -68- Методы исследования: анализ учебно-воспитательной деятельности Диагностики: «Лист экспертной оценки и самооценки профессиональных действий педагога», «Уровень тревожности учителя», «Учитель глазами учеников», «Учитель глазами родителей». По результатам исследований заполняются карты: Информационная карта № 1, Информационная карта № 2, «Общая квалификационная карта учителей школы», «Рейтинг ПКУ». 3. Диагностики, предлагаемые для изучения профессиональной компетентности учителя в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 115»: «Лист экспертной оценки и самооценки профессиональных действий педагога», «Уровень тревожности учителя», «Учитель глазами учеников», «Учитель глазами родителей». Уровень тревожности учителя Ознакомьтесь с предложенными формами страха. Обведите кружком цифру, стоящую у высказывания, отражающего свойственный вам страх:
-69- 12. Страх за систему образования (боязнь, что школа и вся система образования в результате кризиса экономики и общества могут развалиться). 13. Страх утратить влияние (боязнь, что ученики могут потерять интерес к школе и я, как учитель, не смогу уже влиять на них). 14. Боязнь изменений (изменения в области права, политики и нравственности происходят в нашем обществе настолько быстро и малоконтролируе- мо, что меня охватывает чувство страха). Выберите из названных 14 форм страха три, которые для Вас имеют наибольшее значение. Оцените одновременно как частоту, так и интенсивность той или иной формы и расположите эти избранные три формы по их убывающему для Вас значению: а) самая значимая для Вас форма страха: ___________ б) вторая по важности для Вас форма страха: ____________ в) третья по важности для Вас форма страха: ____________ Проанализируйте самую важную названную Вами только что в пункте «А» форму страха: Как долго Вы уже подвержены этому страху? Отметьте крестиком период, который скорее всего соответствует Вашей ситуации, или проставьте число: Отметьте кретиком, как часто Вы испытываете этот страх: ___ постоянно испытываю ___ появляется временами Отметьте, испытываете ли Вы и насколько сильно указанные выше формы страха сегодня в школе?
«Учитель глазами учеников» Обведи цифру, которая показывает наличие в той или иной степени у учителя обозначенных характеристик -70- Информационные карты, в которых отражается уровень профессиональной компетентности учителя: «Информационная карта № 1», «Информационная карта № 2», «Общая квалификационная карта учителей школы», «Рейтинг ПКУ»
3. Уровень освоения учащимисягосударственных стандартов определяется по «слабому» и «сильному» классу.
-71-
4. Уровень качества знаний учащихся определяетсяпо «слабому» и «сильному» классу.
5. «Учитель глазами учащихся»: рейтинг определяетсяпо среднему баллу. 6. «Учительглазами родителей»: рейтинг определяется по среднему баллу. 7. Дополнительныебаллы можно набрать за: — наличие адаптированной программы (до 15% изменений) — 5баллов; модифицированной программы (до 50% изменений) — 7 баллов; авторскойпрограммы — 10 баллов. — участиеучащихся в НПК и олимпиадах (5 баллов за каждого ученика); III место — 8баллов; II место — 9 баллов; I место — 10 баллов. — выборучащимися экзамена по предмету (рейтинг такой же, как «Рейтинг качества знанийучащихся»), — деятельностьфакультатива по предмету — 5 баллов. 8. Общийрейтинг — сумма всех баллов. -72- ПРИЛОЖЕНИЕ № 4-73- Задача методической и опытно-экспериментальной работы в школе расширять разрешающие возможности среды для повышения профессиональной компетентности учителя, что отражено на рисунке. Основой данной модели является опосредованное управление процессами формирования и развития личности школьника. Круг, схематически представляющий профессиональную среду, разделён на две сферы: в верхней отражены управленческие действия руководителя, направленные на всех членов педагогического коллектива (общие управленческие действия — I); в нижней — профессиональные действия субъекта управления, ориентированные на активизацию меченых (частные управленческие действия — II). Составляющими общих управленческих действий являются диагностика профессиональной среды, проектирование действий по её изменению и непосредственно преобразования, осуществляемые в школьной среде для повышения профессиональной компетентности учителя. Частные управленческие действия, осуществляемые через технику резонансного воздействия, представляют собой цепочку последовательных управленческих действий: диагностика меченых, проект, включающий в себя условия, которые провоцируют активность педагогов, способных генерировать вокруг себя среду; преобразования, влекущие за собой активизацию последних. Далее в модели отмечена (цифрами 1, 2, 3) направленность общих управленческих действий на разные по уровню профессионального мастерства группы учителей. Педагогическое мастерство учителя в рамках средо- вого подхода, являющегося концептуальной основой деятельности школы, определяется тремя критериями: во-первых, умением диагностировать; во- вторых, проектировочным умением; в-третьих, умением осуществлять преобразования. Все эти умения предполаг ают осмысление учителем цели своей деятельности, определение этой цели для учащихся, обдумывание способов жизнедеятельности детей, охарактеризование среды, обоснование своих управленческих действий, осуществление рефлексии, а также включают в себя целостное представление о человеке как «предмете» своего труда, ориентацию в предметной области, умение взаимодействовать с информационным пространством, владение современными образовательными технологиями, креативность. Основу общих преобразовательных управленческих действий составляют средообразующие действия, влияние которых на результат в предлагаемой модели отражён буквами А, Б, В, Г, а, б, в, г. -74-
Осуществление частных управленческих действий, как показано в модели, опирается на дифференциацию меченых, в основу которой положена способность педагогов генерировать стихию, распространять вокруг себя среду (что обозначено буквами L, Р, Z и отражено в таблице). -75- И общие и частные управленческие действия ориентированы на привнесение в профессиональную среду необходимых стихий и создание востребованных ниш, что в конечном итоге работает на повышение профессионального мастерства педагогов школы и создание школьной среды с параметрами, необходимыми для формирования и развития личности школьника. -76- ПРИЛОЖЕНИЕ № 5 -77-СОДЕРЖАНИЕОСВОЕНИЕ ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ СРЕДОВОГО ПОДХОДА .......................................................................... 9 Овладение процедурами средовой диагностики........................................9 Ввстраивание в логику образовательного процесса проектировочных процедур....................................................................... 11 Средообразование и воспитание средой................................................. 17 Заключение...................................................................................................23 ТЕОРИЯ СРЕДОВОГО ПОДХОДА И ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА.................................................................. 25 З.Я. Шевченко. Многомерность как свойство средового подхода........ 25 Л.В.Волкова. Техника резонансного воздействия как неиспользованная возможность повышения профессиональной компетентности педагога........................... ..............27 З.Я. Шевченко, Л.В. Волкова. Управление качеством образования, основанное на теории и технологии средового подхода...................... 29 С. Г. Казакова. Организация школьного мониторинга в логике средового подхода....................................................................... 31 Н И. Чукашёва. Озадачивание как одна из возможностей формирования ключевых компетенций................................................... 34 С И Баранова. Средовой подход как концептуальная основа программы работы с детьми «группы риска».......................................... 37 А.Д. Потеряева. Особенности образа жизни учащихся седьмых классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 115»............. 42 О.М. Шульпина. Программа деятельности классного руководителя «Co-действие»..................................................................... 45 Т.А. Арапова. Обоснование программы углублённого изучения математики в 8-9 классе (алгебра)............................................ 46 Л.В. Ложкина. Проект «Школа безопасности жизнедеятельности».......49 Л.В. Волегова. Час общения во 2 «А» классе............................................53 Л.В. Волкова. Урок литературы в 7 «А» классе....................................... 57 -78-
ПРИЛОЖЕНИЯ..........................................................................................62 Приложение № 1. Положение о должностныхобязанностях научного консультанта МОУ «Средняя общеобразовательная школа №115»............................................................................................... 62 Приложение № 2. «Как составлять план воспитательной работы» (памятка с некоторыми опорными положениями, диагностиками и структурой плана) ...................................................................................... 62 Приложение№ 3. Изучение профессиональной компетентности учителяМОУ «Средняя общеобразовательная школа № 115»............... 65 Приложение№ 4. Модель методической службы МОУ«Средняя общеобразовательная школа № 115» ....................... 73 Приложение№ 5. Структура методической службы МОУ«Средняя общеобразовательная школа № 115».........................77 -79- Материалы по освоению теории и технологии средового подхода в воспитании Компьютерный набор Ю.И. Марков Техническое редактирование Ю.И. Марков Компьютерная верстка Юдиной Т.М. К печати 14.11.2002 Бумага офсет Форм.бум.60х84 1/16 Гарнитура Тайме Отпечатано на ризографе Усл.-печ.л. 5 Тираж 100 экз. Заказ 332
Издательство Пермского областного института повышения квалификации работников образования 614000, г.Пермь, ул.Большевистская, 210 |
|
|
|