ПРИЛОЖЕНИЯ

 ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Положение о должностных обязанностях научного консультанта МОУ «Средняя общеобразовательная школа №115»

Содержанием деятельности научного консультанта является помощь администрации школы в решении управленческих проблем, реализации дос­тижений науки и передового педагогического опыта.

Основные направления работы научного консультанта:

В плане диагностики — определение возможностей для освоения коллективом педагогических новшеств и повышения управленческой квали­фикации.

В плане проектирования — обоснование выбора осваиваемых в школе технологий, техник, методик, приёмов, оценивание их места в системе на­учного знания, в планировании дальнейшей экспериментальной деятельно­сти.

В плане преобразования — ознакомление педагогов с достижениями современной педагогической науки и практики (семинары, лекции, консуль­тации); оказание помощи в управленческой деятельности, осуществление экспертизы разработанных в школе материалов.

Специфика статуса консультанта отражается на особенностях его деятельности: соблюдается независимость в процессе консультирования, а ре­зультаты носят рекомендательный характер.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

«Как составлять план воспитательной работы»

(памятка с некоторыми опорными положениями, диагностиками и структурой плана)

I. Анализ результатов деятельности за прошедшие два года (предлагается использовать планы воспитательной работы прошлых лет, классные жур­налы, личные дела). В процессе анализа предполагается ответ на следую­щие вопросы:

—    Какие цели были поставлены классным руководителем?

—   Какова среда класса?

—   Как можно охарактеризовать образ жизни классного коллектива?

—       Какие управленческие действия предприняты по достижению цели?

—       Насколько полученный результат приближен к заявленному ранее?

В плане интеллектуального здоровья были поставлены такие цели...

-62-

Для этого осуществлены следующие управленческие действия...

Результаты отражены в следующих диаграммах.

Уровень обученности и качество знаний учащихся за 1999-2000 и 2000- 2001 уч. гг.

В анализе интеллектуального здоровья желательно отразить измене­ния в качестве образования (за два года): количество отличников, «хорошистов». учащихся, имеющих по одной-две тройки: учащихся, не успеваю­щих по предметам: выбор экзаменов, участие в НПК и олимпиадах разного уровня.

Итак, можно сделать вывод, что...

В плане социального здоровья были определены цели...

Для достижения цели предприняты такие педагогические действия...

Результаты проведённых диагностик (указать автора, название, время проведения) показывают, что...

Следовательно,...

В плане физического здоровья была обозначена цель...

 Анализ «Листка здоровья» и пропусков уроков по болезни показывают...

  -63-

В анализе физического здоровья желательно указать число детей, постоянно занимающихся спортом; детей, имеющих вредные привычки (ку­рение, УСН, наркотики).

Таким образом, ...

II. Характеристика среды класса как средства достижения цели класса.

  1. Статистические данные (количество учащихся, мальчиков и девочек; возраст). Для сбора данных можно использовать классные журналы, лич­ные дела, анкеты.
  2. Особенности семей. Изучение семей возможно через беседы с роди­телями, посещения на дому, консультации для родителей... Желательно от­метить состав семей (полная — неполная, многодетная, малообеспеченная, опекаемые), жилищные условия, семейные увлечения, домашние животные; отношение к ребёнку, к школе; возможность вовлечения родителей в школь­ный средообразовательный процесс.
  3. Особенности среды классного коллектива:

—  ценности классного коллектива («Цветометод» — для начальной шко­лы, проводится классным руководителем; «Мир твоих интересов»— для 5-9 классов, проводится классным руководителем; посещаемые кружки, секции, факультативы, для 1-11 классов, проводится класс­ным руководителем);

—  доминирующие способы жизнедеятельности («Метод полярного шкалирования» — для 6, 7, 8,9, 10, 11 классов, проводится классным руководителем);

—  властвующие стихии (метод включённого наблюдения — для 1-11 клас­сов, проводится классным руководителем);

—   возможности, предоставляемые в классном коллективе (незаконченное предложение «В классе я могу...» — для 1-11 классов, проводит­ся классным руководителем);

4.  Постоянные пристрастия, интересы, склонности детей, несущих в себе ярко выраженную метку той или иной стихии, способных создавать вокруг себя определённую среду (метод включённого наблюдения, для 1-11 клас­сов, проводится классным руководителем; «Характеристика меченого», для 8-11 классов, проводится классным руководителем; клички, которые есть у некоторых детей класса — с обязательным соблюдением этических норм!, для 1-11 классов, классным руководителем):

—   Какой стихией мечен?

—   Сила этой метки.

—   Способность генерировать вокруг себя среду.

-64-

—  Отношение к себе, к коллективу учащихся, к классному руководителю, учителям, предметникам (для 6-9 классов, проводят зам. директора по BP).

—  Возможность использования меченого в процессе сплочения детского коллектива, реализации цели, обозначенной классным руководи­телем.

—  Влияние среды класса на личность (для 1-11 классов, проводит психолог).

Таким образом, можно сделать вывод, что в классе сформирован (или не сформирован) классный коллектив, выражен тип личности —...;

основными способами жизнедеятельности детей являются...;

доминирующими стихиями ...

Поэтому очередной задачей на предстоящий учебный год становится...

III.Приоритетные направления работы классного руководителя на 2001 - 2002 учебный год.

Приоритетными направлениями на 2001-2002 учебный год становятся:

В плане интеллектуального здоровья...

В плане социального здоровья...

В плане физического здоровья...

IV. План воспитательной работы.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Изучение профессиональной компетентности учителя МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1115»

1. Понятие профессиональной компетентности учителя (ПКУ)

Проблема определения профессиональной компетентности учителя стала объектом споров и разногласий между психологами, педагогами, физиоло­гами, специалистами-практиками и многими другими. В педагогике и прак­тике на данный момент нет единого подхода к определению понятия «про­фессиональная компетентность учителя».

Согласно словарю С.И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области».

А.К. Маркова считает профессионально компетентным такой труд учите­ля, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогичес­кая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учите­ля, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитанности школь­ников. При этом компетентность учителя определяется также соотношением в его реальном труде профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологические качеств — с другой.

-65-

Д.С. Савельев под ПКУ подразумевает способность должностного лица успешно решать относящиеся к его компетентности задачи.

А.П. Акимов трактует ПКУ как сумму знаний, умений и навыков, усво­енных субъектом в ходе обучения, — в узком смысле слова, и как уровень успешности взаимодействия с окружающей средой — в широком.

Н.В. Кузьмина понятие ПКУ связывает с определённой областью деятельности педагога.

Исходя из многоплановости определения понятия «ПКУ», можно выделить несколько подходов к изучению ПКУ.

  • Процессуальный (Н. В. Кузьмина):

—   исследование качества подготовки к учебно-воспитательному процессу (гностический и конструктивный компоненты);

—   исследование деятельности учителя в ходе учебно-воспитательно- го процесса (коммуникативный и организаторский компоненты);

—   исследование контрольно-диагностической деятельности учителя (рефлексивный компонент).

Метод исследования: оценка учебно-воспитательного процесса (анализ урока).

  • Личностный подход (В.С.Шувалова, Е.И.Рогов, Б.К.Ананьев, А.И.Щер­баков и др.):

—   оценка знаний и умений учителя;

—   мотивационный компонент;

—                профессионально значимые личностные качества учителя. Методы исследования: наблюдения, диагностика профессионально значимых качеств учителя.

  • Процессуально-личностный (комплексный) подход (А.К. Маркова):

—   исследование педагогических (процессуальных) умений учителя;

—   исследование результатов труда учителя (обученности и воспитанности школьников).

Методы исследования: оценка учебно-воспитательного процесса, оценка и самооценка профессионально значимых качеств личности учителя, диагностика результатов обучения.

  • Результативный подход-исследование результативности учебно-воспи­тательного процесса (И.Н. Лернер, М.Н. Скаткин, В.В. Краевский):

—   степень усвоения учащимися содержания учебных программ;

—  приобретение учащимися опыта репродуктивной и творческой деятельности в области данного учебного предмета;

—   изменение эмоционально-ценностных отношений учащихся к со­держанию учебного предмета и деятельности в соответствующей области.

-66-

Методы исследования: педагогическая диагностика, анализ учебных программ и внеклассной работы учителя, психодиагностика, анализ внеш­ней деятельности учащихся.

2. Профессиональная компетентность учителя в логике средового подхода

На наш взгляд, целесообразнее соотносить ПКУ с изменениями в личности ученика. Профессиональная компетентность учителя подразумева­ет систему педагогических действий, основанную на достижениях совре­менной науки и практики, учитывающую постоянные интересы и склонно­сти педагога, который умеет прогнозировать, диагностировать, проектировать и осуществлять необходимые преобразования в школьной среде, где формируется и развивается личность.

Основными показателями ПКУ можно назвать следующие:

  • осмысление учителем цели своей деятельности;
  • определение этой цели для учащихся;
  • обдумывание способов жизнедеятельности детей;
  • охарактеризование среды;
  • обоснование своих управленческих действий и осуществление рефлексии.­

  -67-

-68-

Методы исследования: анализ учебно-воспитательной деятельности Диагностики: «Лист экспертной оценки и самооценки профессиональных действий педагога», «Уровень тревожности учителя», «Учитель глазами уче­ников», «Учитель глазами родителей».

По результатам исследований заполняются карты: Информационная карта № 1, Информационная карта № 2, «Общая квалификационная карта учите­лей школы», «Рейтинг ПКУ».

3. Диагностики, предлагаемые для изучения профессиональной компетентности учителя в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 115»: «Лист экспертной оценки и самооценки профессиональных дей­ствий педагога», «Уровень тревожности учителя», «Учитель глазами учеников», «Учитель глазами родителей».

Уровень тревожности учителя

Ознакомьтесь с предложенными формами страха. Обведите кружком цифру, стоящую у высказывания, отражающего свойственный вам страх:

  1. Страх потерпеть неудачу (боязнь недостаточно владеть учебным ма­териалом, допустить ошибки, не справиться с поставленными задачами).
  2. Страх оказаться профессионально непригодным (боязнь быть вынуж­денным по какой-либо причине отказаться от своей профессии).
  3. Страх перед конфликтными ситуациями (боязнь что-либо делать про­тив своих убеждений или уступать, смиряться вместо протеста).
  4. Страх оказаться без поддержки (боязнь не найти помощи у коллег или ответа на свои вопросы в педагогической литературе).
  5. Страх перед влиятельными лицами (например, страх перед властью руководителя или влиятельных родителей).
  6. Страх перед определёнными людьми (страх, например, перед Вашим коллегой, Вашим учеником, Вашим директором школы).
  7. Страх наказания (боязнь ответных мер, колкостей, несправедливос­тей, придирок и т. п.).
  8. Неосознанный страх (боязнь собственных эмоций и инстинктов, на­пример, боязнь комплекса неполноценности, подавленных агрессивных или других желаний).
  9. Невротический страх (боязнь, что в определённых ситуациях охватит паника, чувство страха).
  10. Страх по поводу своего материального положения (опасение, что за­работной платы впредь не будет хватать для удовлетворения моих и моей семьи материальных нужд).
  11. Страх, что может случиться срыв (боязнь не справиться с напряжением, связанным с профессиональной деятельностью и личной жизнью, и в результате этого дойти до полного изнеможения).

-69-

12. Страх за систему образования (боязнь, что школа и вся система образования в результате кризиса экономики и общества могут развалиться).

13. Страх утратить влияние (боязнь, что ученики могут потерять интерес к школе и я, как учитель, не смогу уже влиять на них).

14. Боязнь изменений (изменения в области права, политики и нравствен­ности происходят в нашем обществе настолько быстро и малоконтролируе- мо, что меня охватывает чувство страха).

Выберите из названных 14 форм страха три, которые для Вас имеют наи­большее значение. Оцените одновременно как частоту, так и интенсивность той или иной формы и расположите эти избранные три формы по их убыва­ющему для Вас значению:

а) самая значимая для Вас форма страха: ___________

б) вторая по важности для Вас форма страха: ____________

в) третья по важности для Вас форма страха: ____________

Проанализируйте самую важную названную Вами только что в пункте

«А» форму страха:

Как долго Вы уже подвержены этому страху? Отметьте крестиком пери­од, который скорее всего соответствует Вашей ситуации, или проставьте число:

Отметьте кретиком, как часто Вы испытываете этот страх:

___ постоянно испытываю

___ появляется временами

Отметьте, испытываете ли Вы и насколько сильно указанные выше формы страха сегодня в школе?

«Учитель глазами учеников»

Обведи цифру, которая показывает наличие в той или иной степени у учителя обозначенных характеристик

 -70-

 

Информационные карты, в которых отражается уровень профессиональной компетентности учителя: «Информационная карта № 1», «Информационная карта № 2», «Общая квалификационная карта учителей школы», «Рейтинг ПКУ»

  1. Рейтинг владения профессиональными действиями определяется как средний балл экспертной оценки и самооценки учителя («Лист экспертной оценки и самооценки профессиональных действий педагога»).
  2. Рейтинг уровня тревожности (диагностика «Уровень тревожности учителя»).

3. Уровень освоения учащимисягосударственных стандартов определя­ется по «слабому» и «сильному» классу.

  

 -71-

 

4. Уровень качества знаний учащихся определяетсяпо «слабому» и «сильному» классу.

5. «Учитель глазами учащихся»: рейтинг определяетсяпо среднему бал­лу.

6.  «Учительглазами родителей»: рейтинг определяется по среднему бал­лу.

7.  Дополнительныебаллы можно набрать за:

  наличие адаптированной программы (до 15% изменений) — 5бал­лов; модифицированной программы (до 50% изменений) — 7 бал­лов; авторскойпрограммы — 10 баллов.

  участиеучащихся в НПК и олимпиадах (5 баллов за каждого учени­ка); III место — 8баллов; II место — 9 баллов; I место — 10 баллов.

  выборучащимися экзамена по предмету (рейтинг такой же, как «Рей­тинг качества знанийучащихся»),

  деятельностьфакультатива по предмету — 5 баллов.

8.     Общийрейтинг — сумма всех баллов.

-72-

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 

  -73-

Задача методической и опытно-экспериментальной работы в школе расширять разрешающие возможности среды для повышения профессиональ­ной компетентности учителя, что отражено на рисунке.

Основой данной модели является опосредованное управление процессами формирования и развития личности школьника. Круг, схематически представляющий профессиональную среду, разделён на две сферы: в верх­ней отражены управленческие действия руководителя, направленные на всех членов педагогического коллектива (общие управленческие действия — I); в нижней — профессиональные действия субъекта управления, ориентиро­ванные на активизацию меченых (частные управленческие действия — II). Составляющими общих управленческих действий являются диагностика профессиональной среды, проектирование действий по её изменению и не­посредственно преобразования, осуществляемые в школьной среде для по­вышения профессиональной компетентности учителя. Частные управлен­ческие действия, осуществляемые через технику резонансного воздействия, представляют собой цепочку последовательных управленческих действий: диагностика меченых, проект, включающий в себя условия, которые прово­цируют активность педагогов, способных генерировать вокруг себя среду; преобразования, влекущие за собой активизацию последних.

Далее в модели отмечена (цифрами 1, 2, 3) направленность общих управленческих действий на разные по уровню профессионального мастер­ства группы учителей. Педагогическое мастерство учителя в рамках средо- вого подхода, являющегося концептуальной основой деятельности школы, определяется тремя критериями: во-первых, умением диагностировать; во- вторых, проектировочным умением; в-третьих, умением осуществлять пре­образования. Все эти умения предполаг ают осмысление учителем цели сво­ей деятельности, определение этой цели для учащихся, обдумывание спо­собов жизнедеятельности детей, охарактеризование среды, обоснование своих управленческих действий, осуществление рефлексии, а также вклю­чают в себя целостное представление о человеке как «предмете» своего труда, ориентацию в предметной области, умение взаимодействовать с информа­ционным пространством, владение современными образовательными тех­нологиями, креативность.

Основу общих преобразовательных управленческих действий составля­ют средообразующие действия, влияние которых на результат в предлагае­мой модели отражён буквами А, Б, В, Г, а, б, в, г.

-74-

Осуществление частных управленческих действий, как показано в модели, опирается на дифференциацию меченых, в основу которой положена способность педагогов генерировать стихию, распространять вокруг себя среду (что обозначено буквами L, Р, Z и отражено в таблице).

-75-

И общие и частные управленческие действия ориентированы на привнесение в профессиональную среду необходимых стихий и создание вос­требованных ниш, что в конечном итоге работает на повышение профес­сионального мастерства педагогов школы и создание школьной среды с па­раметрами, необходимыми для формирования и развития личности школьника.

-76-

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5 -77-  

СОДЕРЖАНИЕ

ОСВОЕНИЕ ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ

СРЕДОВОГО ПОДХОДА .......................................................................... 9

Овладение процедурами средовой диагностики........................................9

Ввстраивание в логику образовательного процесса

проектировочных процедур....................................................................... 11

Средообразование и воспитание средой................................................. 17

Заключение...................................................................................................23

ТЕОРИЯ СРЕДОВОГО ПОДХОДА

И ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА.................................................................. 25

З.Я. Шевченко. Многомерность как свойство средового подхода........ 25

Л.В.Волкова. Техника резонансного воздействия как

неиспользованная возможность повышения

профессиональной компетентности педагога........................... ..............27

З.Я. Шевченко, Л.В. Волкова. Управление качеством образования,

 основанное на теории и технологии средового подхода...................... 29

С. Г. Казакова. Организация школьного мониторинга

в логике средового подхода....................................................................... 31

Н И. Чукашёва. Озадачивание как одна из возможностей

формирования ключевых компетенций................................................... 34

С И Баранова. Средовой подход как концептуальная основа

программы работы с детьми «группы риска».......................................... 37

А.Д. Потеряева. Особенности образа жизни учащихся седьмых

классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 115».............   42

О.М. Шульпина. Программа деятельности классного

руководителя «Co-действие»..................................................................... 45

Т.А. Арапова. Обоснование программы углублённого

изучения математики в 8-9 классе (алгебра)............................................ 46

Л.В. Ложкина. Проект «Школа безопасности жизнедеятельности».......49

Л.В. Волегова. Час общения во 2 «А» классе............................................53

Л.В. Волкова. Урок литературы в 7 «А» классе....................................... 57

-78-

 

ПРИЛОЖЕНИЯ..........................................................................................62

Приложение № 1. Положение о должностныхобязанностях

научного консультанта МОУ «Средняя общеобразовательная

школа №115»............................................................................................... 62

Приложение № 2. «Как составлять план

воспитательной работы» (памятка с некоторыми

опорными положениями, диагностиками и

структурой плана) ...................................................................................... 62

Приложение№ 3. Изучение профессиональной компетентности

учителяМОУ «Средняя общеобразовательная школа № 115»............... 65

Приложение№ 4. Модель методической службы

МОУ«Средняя общеобразовательная школа № 115» ....................... 73

Приложение№ 5. Структура методической службы

МОУ«Средняя общеобразовательная школа № 115».........................77

-79-

Материалы по освоению теории и технологии средового подхода в воспитании

Компьютерный набор Ю.И. Марков

Техническое редактирование Ю.И. Марков

Компьютерная верстка Юдиной Т.М.

К печати 14.11.2002 Бумага офсет Форм.бум.60х84 1/16

Гарнитура Тайме Отпечатано на ризографе Усл.-печ.л. 5

Тираж 100 экз. Заказ 332

Издательство Пермского областного института повышения квалификации работников образования 614000, г.Пермь, ул.Большевистская, 210

Конструктор сайтов - uCoz