Личность как цель и результат в теории  

средового подхода

Е.В. Боровская 

Личность является предметом рассмотрения в различных областях научного познания, в том числе педагогического. Взгляды на личность вариативны. Личность связывают с компетенциями, установками, устойчивыми мотивами, стабильными потребностями, направленными отношениями, жизненными смыслами, системой ценностей и т.д. Возможно понимание личности, как «субъекта обладания ценностями среды» (Ю.С. Мануйлов). Личность предстаёт как социальное лицо человека, который субъективно владеет ценностями среды. «Обладание ценностями среды» позволяет человеку обрести своё социальное лицо – личностный образ, т.е. считаться личностью в своих глазах и глазах своего окружения.

В теории средового подхода[1] личность является целью и результатом образовательного процесса. От того, какими качествами будет обладать человек как личность в результате образовательного воздействия школы и социума зависят социальные проявления общества. Личность влияет на человека, выступая гарантией его социального поведения. Сначала социум и школа направляют человека к обретению своего лица, а затем личностное в человеке влияет на него самого и окружение. Личность всегда двойственна. Общественное и индивидуальное в человеке образуют целостную личность (личность – это тип и индивидуальность).

Категория «Личность» – ведущий компонент образовательного процесса школ. Личность является критерием оценки эффективности деятельности образовательного учреждения и показателем качества решения образовательных задач.

Личность выступает в различных ипостасях. С одной стороны, личность – цель, задающая направленность и содержание образовательного процесса, с другой – результат образовательного процесса, свидетельствующий об его эффективности и качестве.

Важно подходить к категории «Личность» с управленческих позиций. Личность – цель и результат управленческой деятельности педагогов, который может быть представлен как «портрет учащегося школы» и как его прогностическая модель.

Самый проблемный управленческий момент в решении образовательных задач – это постановка цели. От правильно поставленной цели, от качества её формулировки зависит результат. В средовом подходе личность и её восприятие определяется, в первую очередь тем, что человек имеет и умеет («иметь – чтобы быть, уметь – чтобы мочь»).

Однако, даже, если цель определена, это не означает, что мы на правильном пути к её достижению. Надлежит регулярно сравнивать то, какая личность в реальности с тем, что запланировано.

Откуда брать формулировки целей для педагогической практики? Каким образом их можно формализовать в то, что ребёнок имеет и умеет?

Надлежащие показатели того, что ребёнку следует иметь и уметь, берутся из планов работы образовательных учреждений, из планов деятельности субъектов педагогической деятельности.

Приведём примеры формулировок целей. Данный список можно расширять и преобразовывать с учётом желаемого результата конкретной школы: иметь физическое здоровье, а для этого уметь поддерживать его на должном уровне; иметь желание учиться для того, чтобы уметь самостоятельно добывать знания; иметь чувство ответственности и уметь ограничивать себя в желаемом, и др.

За основу показателей качества достижения образовательной цели могут быть взяты и результаты освоения образовательных программ Федерального государственного образовательного стандарта на соответствующих ступенях образования. Мы можем переложить их в нашу логику (дети должны что-то иметь и уметь). Приведём несколько примеров формулировок цели: иметь эстетические потребности, ценности и чувства; иметь базовые знания о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах; уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; уметь общаться в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; уметь выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Подчеркнём, что, несмотря на то, что обучающемуся или выпускнику школы надлежит показать достойные результаты, предусмотренные законодательными актами, ФГОС и другими нормативными документами, для педагогической практики наиважнейшим результатом остаётся личность ребёнка. Обучающийся или выпускник школы будет иметь адекватный личностный образ и восприниматься личностью в глазах окружающих, если станет обладателем целесообразных качеств, умений, навыков, способностей, компетенций и пр., представляющих систему ценностей той референтной среды, в которой данные качества востребованы.

Документы, устанавливающие требования к обучающемуся, лишь помогают нам определить вариации того, чем выпускник или школьник будет обладать. Однако значимость такого результата будет определяться, прежде всего, тем, какой личностный образ сложился у самого школьника и каким его видят в обществе.

В заключении обозначим, что условием становления личности в теории средового подхода является образ жизни ребёнка[2], педагогическим средством – среда, в которой он пребывает; источником изменений предстают управленческие действия педагога, формирующего те или иные качества личности.

 


[1] Мануйлов, Ю. С. Средовой подход в воспитании. – 2-е изд., перераб. / Ю. С. Мануйлов. – М. ; Н.Новгород : изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. – 157 с.

[2] Боровская, Е. В. Образ жизни школьника как условие становления его личности: дисс. … канд. пед. наук.: 13.00.01 / Е. В. Боровская . – Н. Новгород : НГПУ, 2009. – 192 с.

Опубликовано: Теория и практика реализации компетентностного подхода в общем и профессиональном образовании: сб. науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т : под науч. ред. Б. М. Игошева, С. Л. Фоменко; общ. ред. Н. И. Чураковой.; В 2-х ч. Ч. 2. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т; 2012 - С. 188-190.

 

 

Конструктор сайтов - uCoz