Общественная научная лаборатория среды и средовых исследований в образовании

Меченые: новое понятие в педагогике

Волкова Л.В.

Важным условием развития педагогической системы вуза и обеспечения качества профессиональной подготовки специалистов выступает филигранное сочетание традиций и новаций в содержании теоретических и практических занятий.

Наряду с традиционно сложившимся понятийным аппаратом педагогической науки («воспитание», «обучение», «развитие», «принципы воспитания и обучения», «методы», «формы» и т.д.), будущие студенты должны иметь возможность прикоснутся к новым понятиям, обогащающим науку («синергетика», «энтропия», «нелинейные процессы», «миссия», «вера», «режиссура», «партитура» и пр.).

Современная педагогическая наука и практика, по утверждению Ю.В. Сенько, насыщена образами, ассоциациями, метафорами. Как это ни парадоксально, «представления о человеке и педагогической действительности, воплощённые в метафорах, нередко более точны, чем терминологическая однозначность» [4, с.45].

Так, символом времени в педагогической системе А.С. Макаренко стали такие метафоры: «завтрашняя радость», «положительные чертежи правильного поступка», «метод педагогического взрыва», «фронт колонистов», «рефлекс салюта». У Я. Корчака - «педагогическая золушка», «педагогический батрак». У В.А. Сухомлинского – «школа радости», «защитное воспитание», «лечение красотой», «живой задачник», «психоз погони за отличными отметками». Педагогика Ш.А. Амонашвили расцвечена образными выражениями: «ребёнок как модель безграничности», «педагогическая муза», «партитура школьного дня», «лихорадка букв», «торжествующая пятёрка».

Постижение гуманистической педагогики вряд ли возможно без изучения новых понятий. Одним из таких метафоричных понятий может стать понятие «меченые».

Где  появилось это понятие?

Размышления о соотношении биологического  и социального в личности оставляют неизменным утверждение о том, что среда (эпоха, события, время, семья, профессия и др.) оказывает влияние на личность через властвующие в ней энергетические силы и качество существующих возможностей. Это положение развито в теории опосредованного (через среду) управления Ю.С. Мануйлова [2]. Именно в этой теории  появился новый термин «меченые», требующий нескольких уточнений.

Первое. Этим понятием в теории средового подхода обозначены индивидуумы, «предрасположенные к какой-либо деятельности, постоянные в своих пристрастиях»  [3, с.16].

Второе. Оно называет один из трёх компонентов среды, помимо «ниш» (как возможностей для развития индивида), «стихий» (как властвующих над индивидом мощных сил).

Третье. Не имеет (что очень важно для принятия термина!) оценочного суждения, а лишь отражает сущность называемого явления.

В чём педагогический смысл этого понятия?

Уточнённое определение звучит следующим образом: меченые – это выделяющиеся в среде индивидуумы, необычное поведение которых обусловлено зависимостью от прежних переживаний, оставивших след в их особом строе чувств, мыслей, действий.

Педагогический смысл понятия в том, что оно «показывает ту роль, которую сыграла среда в жизни человека, с одной стороны, а с другой, – указывает на особенное в нем, что проявляется в отношениях с миром» [2, с.120].

Его уместно использовать применительно к конкретному индивидууму при организации целенаправленного процесса преобразования среды в соответствии с методологией средового подхода.

Какова природа появления меченых?

Механизм появления меченых можно представить следующей последовательностью событий.

В определённых ситуациях над индивидуумами властвуют какие-то сильные чувства, охватывающие их в полной мере и подчиняющие их сознание этому переживанию.

От сильного эмоционального потрясения в памяти индивидуумов остаётся глубокий след, напоминающий о пережитом ранее. Возникает «эффект следа от сильно пережитой эмоции, которая в последующем может возбуждаться и более слабыми стимулами, т.е. становится для человека латентным доминантным очагом», случайно задев который можно вызвать значительную эмоциональную реакцию [1, с.21].

Этот «знак», фиксирующий наличие эмоционально-значимого опыта, свидетельствует о потребности в определённых ситуациях, даже отдалённо напоминающих прошлое, действовать исключительно в соответствии с этим опытом. В такие моменты жизни меченые словно запрограммированы действовать отличным от других способом.

Природа появления меченых сложна, многовариантна  и пока необъяснима. На возникновение описываемого феномена влияет определённое стечение обстоятельств, целый набор разных факторов и условий.

Что  отличает меченых?

Меченых отличает от окружающих необычное поведение, предопределённое их прежними переживаниями, нашедшими отражение в их образе чувств, мыслей и действий, которые соответственно проявляются через эмоции, суждения и поступки.

Основными особенностями меченых выступают аффективность реакции (как характеристика ответной эмоции, отличающейся напряжением, запальчивым возбуждением, иногда скрываемыми; душевным волнением; снижением способности руководить своими действиями), зацикленность суждений (как характеристика суждений, которым свойственна тематическая направленность, повторы, «застреваемость» в проблеме), непроизвольность поведения (как характеристика действий, выделяющихся импульсивностью, спонатнностью, стихийностью).

Иными словами: меченые – это субъекты, отмеченные чем-либо и вследствие этого замеченные другими индивидуумами.

Какими они бывают?

По причине того, что мир меченых неоднороден (разные индивидуумы в разное время мечены разными стихиями разной силы влияния), классифицировать меченых по какому-либо признаку затруднительно. Эмпирические данные позволяют выделить такие категории меченых, как «меченные эпохой, историей, временем», «меченные старостью» (М.Фриш), «меченные повседневностью» (М.Цветаева), «меченные стихией тишины» (В.Н.Железняк), меченные богоизбранием, вечностью, проклятием, судьбой, правдой, печатью вечности, сентябрём, одиночеством и т.д. Есть смысл назвать такую категорию, как «меченные профессией» (в случае учительской профессии эту категорию отличает громкий голос, категоричность суждений, потребность всех оценивать, бесконечное «так» и др.).

Выделение разных категорий условно и необходимо лишь для уточнения и конкретизации данного феномена.

Что даёт это знание?

В теоретическом плане понятие «меченые» раскрывает механизм появления данной особенности поведения индивидуума. Оно отражает наличие у индивидуумов устойчивого мотива, обусловливающего их поведение в среде. Обозначает явление, которое, как показало наше исследование, не имеет иного названия.

В практическом плане это понятие помогает рассматривать отдельных индивидуумов носителями определённого опыта, востребованного на каком-то этапе средообразовательного процесса. Оно предлагает новый взгляд на образовательную реальность, в которой может работать механизм опосредованного (через среду) управления, а меченые выступают своеобразным рычагом для запуска этого механизма.

Дальнейшее изучение явления, обозначенного данным понятием, требует ответа на ряд вопросов. Какие изменения в среде могут осуществить меченые? Насколько продуктивна их деятельность? Как распознавать и включать меченых в средообразовательный процесс?

Литература.

1. Блонский, П.П. Психологические очерки / П.П. Блонский. -  М.: «Новая Москва», 1927. - 171 с.

2. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании / Ю.С. Мануйлов. – 2-е изд., перераб. – М.; Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. – 157 с.

3. Мануйлов Ю.С., Шек Г.Г. Опыт освоения средового подхода в образовании / Ю.С. Мануйлов, Г.Г. Шек. – М.- Н.Новгород, 2008. – 222 с.

4. Сенько, Ю.В. Гуманитарное определение стиля нового педагогического мышления / Ю.В. Сенько // Педагогика. – 1999. - № 6. – С. 45-50.

Опубликовано:  

Конструктор сайтов - uCoz