Общественная научная лаборатория среды и средовых исследований в образовании

КАССИНА Раиса Алексеевна 

  На правах рукописи

 КАССИНА РАИСА АЛЕКСЕЕВНА

ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ИНТЕГРАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ

 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования

 АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

 Нижний Новгород - 2006


Работа выполнена в ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет»

  

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор Мануйлов Юрий Степанович

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Загрекова Лилия Васильевна

кандидат педагогических наук, доцент Орлов Евгений Владимирович

 

Ведущая организация:

Уральский государственный педагогический университет

 

 С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Волжского государственного инженерно-педагогического университета по адресу: г.Нижний Новгород, ул. Челюскинцев, д. 9.

 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 Актуальность исследования

Процесс модернизации образования в России не может протекать успешно, если в него не будут активно включены все уровни системы образования и, более того, каждый работник этой системы. Идея обратиться к тем резервам, которые кроются в самом работнике, пробудить его заинтересованность в эффективной и результативной деятельности вызрела еще в начале ХХ века (Ж.Т.Тощенко). Проблема создания и совершенствования инструментов развития кадрового потенциала учреждения любого профиля является постоянно актуальной, т.к. кроет в себе открытие огромных возможностей, связанных с тем, что человеческая личность редко реализуется в полном объеме. Практика свидетельствует, что в настоящее время резко увеличилось значение творческого начала, его роль в решении всех производственных проблем. Исследования показали (Е.Г.Антосенков, В.П.Панюков, О.И.Шкаратан), что сама возможность проявить творческое отношение к труду высоко оценивается людьми.

В области образования также возросла потребность в педагоге со сформированными отношениями к себе как к саморазвивающейся личности и своему делу как творческому и гуманному (К.Я.Вазина, И.А.Зимняя, Э.В.Ильенков, А.К.Маркова, Л.М.Митина, В.И.Слободчиков). Однако состояние рынка труда не предоставляет возможности выбора педагогов с такими качествами. Задача формирования данных личностных качеств у педагогов становится серьезной управленческой задачей.

Все больше исследователей связывают решение этой задачи с организацией в учреждениях образования среды профессионального развития педагогов, с необходимостью «приготовления» особого качества профессионально-педагогической среды, адекватной новым задачам образования (В.Я.Барышников, Е.П.Белозерцев, Л.В.Загрекова, Л.И.Новикова, В.И.Слободчиков, Г.Г.Шек).

Особое качество среды, которое стимулирует педагогов к инновационной деятельности, позволяет рассматривать ее как особый вид профессионально-педагогической среды – инновационную. В педагогической теории факт наличия инновационной среды упоминается А.М.Моисеевым. Л.В.Загрекова предлагает рассматривать ее как условие развития образовательного учреждения. Социальную среду в инновационном контексте описывает В.С.Лазарев, определяя ее как благоприятную профессионально-педагогическую среду, «подкрепляющую поведение, ориентированное на инновационную деятельность и саморазвитие». Мотивационную среду как основу для инновационной деятельности педагогов рассматривает Н.В.Немова, рефлексивную, как условие эффективного ведения инновационной деятельности, – И.Г.Никитин и Б.М.Чарный.

Несмотря на возросший интерес к инновационной среде, научные представления об этом виде профессионально-педагогической среды отсутствуют. Не сформировано само понятие «инновационная среда», нет единого понимания природы ее возникновения, состава, механизма функционирования. Недостаточно изучено ее влияние на педагогов. В реальной практике такая среда формируется лишь спонтанно, попытки ее поддержания как необходимого условия освоения педагогами новшеств не всегда успешны.

Подобное положение дел сложилось, в частности, потому, что в теории и практике инновационная среда чаще рассматривается лишь как условие. В качестве инструмента, средства мягкого, «точечного» опосредованного управления развитием личности педагога среда рассматривается лишь в работах Ю.С.Мануйлова, Г.Г.Шека, В.Я.Барышникова. Разработанный в последние годы Ю.С.Мануйловым средовой подход как стратегия опосредованного управления в образовании представляет среду как ключевое средство решения управленческих задач, позволяет рассматривать инновационную среду в качестве средства профессионального развития педагогов.

Существующие противоречия между объективной потребностью в организации инновационной среды и отсутствием в педагогической теории и практике представлений о ее природе, механизмах использования в профессиональном развитии педагогов обусловили тему исследования.

Тема исследования: «Инновационная среда образовательного учреждения как интегральное средство профессионального развития учителя».

Объект исследования: профессионально-педагогическая среда образовательного учреждения.

Предмет исследования: инновационная среда как качественное состояние профессионально-педагогической среды образовательного учреждения.

Цель исследования: разработка и апробация модели инновационной среды как интегрального средства профессионального развития учителя.

В основу исследования положена следующая гипотеза:

Инновационная среда как совокупность вводимых в образовательное учреждение новшеств, среди которых трудятся педагоги, может по-разному (положительно и отрицательно) влиять на их профессиональное развитие. Чтобы влияние среды было позитивным, она должна быть специально организованной, а ее структурно-функциональная модель включать представление о ней как интегральном средстве достижения управленческих целей. Влияние инновационной среды будет позитивным, если при ее моделировании исходить

а) из задач формирования отношений  педагогов к деятельности, детям и к себе;

б) из понимания двойственной природы инновационной среды: как источника новых возможностей и как условие их реализации в практической деятельности.

 

Задачи исследования:

  1. Дать сущностную характеристику инновационной среды образовательного учреждения как феномена педагогической практики.
  2. Раскрыть природу возникновения инновационной среды.
  3. Охарактеризовать компоненты инновационной среды и их значение в профессиональном развитии учителя.
  4. Определить условия превращения инновационной среды в средство профессионального развития учителя.
  5. Апробировать модель инновационной среды образовательного учреждения и дать оценку результатам эксперимента, опираясь на гуманистические ценности.

Теоретико–методологическую основу данного исследования составили теория средового подхода Ю.С.Мануйлова, научные труды исследователей среды, касающиеся ее сущности, роли в жизнедеятельности человека, средообразовательном процессе и путях управления ее влияниями в педагогике (Е.П.Белозерцев, Ю.С.Бродский, Ю.С.Мануйлов, Е.В.Орлов); работы по системному подходу, раскрывающие закономерности процесса становления и поведения систем в различные периоды своего существования (И.Пригожин, Г.Хакен, Е.Н.Князева, С.П.Курдюмов); теоретические основы и идеи управления профессиональным развитием педагога (В.П.Беспалько, А.К.Маркова, Т.И.Шамова); идеи саморазвития человека (К.Я.Вазина); методологические подходы к инновационной деятельности (В.И.Загвязинский, М.М.Поташник, В.А.Сластенин, П.И.Третьяков); концептуальные положения о формировании отношений как интегральной характеристики личности человека (А.Ф.Лазурский, В.Н.Мясищев, Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, В.А.Караковский, Б.Ф.Ломов; развитие теории отношений в педагогике (А.В.Мудрик, Н.Е.Щуркова); исследования по проблемам управления образовательными системами (В.С.Лазарев, Н.В.Немова, М.М.Поташник и др.).

Основные понятия средового подхода, используемые в исследовании :

Средовой подход - теория и технология опосредованного управления (через среду) процессами формирования и развития личности индивидуума. В инструментальном плане он являет собой систему действий субъекта управления со средой, направленных на превращение ее в средство диагностики, проектирования и продуцирования управленческого результата.

Среда - это то, среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие и осредняет личность. Осреднять - значит типизировать. Среда - потенциальное средство управления, а не только условие этого процесса.

Ниша - обособленное в пространстве и во времени поле возможностей, позволяющее индивиду удовлетворять свои потребности. Это статическая характеристика среды.

Стихия - движущаяся масса, воспринимаемая как внешне неорганизованная, трудно управляемая сила, действующая в социальной среде в виде какого-либо общественного движения, информационного потока, волны интереса, ярко обнаруживаемого стремления к чему-либо, захватывающих импульсов и пр. Стихия обладает принуждающей, подчиняющей, формирующей силой, она детерминирует выбор индивидом возможностей саморазвития. Это динамическая характеристика среды.

Образ жизни - обнаруживаемые в тех или иных формах поведения устойчивые способы бытия человека. Это промежуточное звено между личностью и средой. Образ жизни - условие достижения поставленных целей.

Средообразовательные действия - действия, направленные на продуцирование качественного состояния жизненной среды.  

Модель - образ объекта, процесса, явления; средство изменения отношения человека к миру; образец (стандарт) для тиражирования процесса или явления.

Методы научного исследования: теоретические – анализ литературы по проблеме исследования, моделирование; эмпирические – констатирующий и формирующий эксперименты, анкетирование, наблюдение, экспертные опросы и беседы с педагогами, обобщение фактологического материала по инновационной практике, метод экспертных оценок.

Экспериментальную базу исследования составили учреждения г.Перми: школы №№ 7, 9, 22, 25, 31, 59, 86, 90, 91, 93, 102, 115, 120, 136, 140, 149, лицеи №№1, 2, 3, 4, гимназии №№1, 4, 17, ДДТ «Рифей», ДДТ «Юность».

Этапы исследования:

1997 – 1998 годы: определение подходов к созданию единого научно-методического, инновационного, информационного пространства в городской образовательной системе. Теоретическое осмысление возможностей системного, средового, деятельностного, личностного подходов в организации работы с педагогами в городском образовательном пространстве. Изучение литературы по средовой тематике, разработка программы исследования.

1999 – 2002 годы: регистрация факта существования инновационной среды в образовательных учреждениях. Разработка программы проведения эксперимента. Создание модели инновационной среды и ее экспериментальная проверка. Разработка критериев оценивания инновационной среды.

2003 – 2006 годы: анализ результатов исследования, их систематизация. Проведение экспертизы инновационной среды ряда образовательных учреждений; установление связи между характеристикой инновационной среды и сформированностью профессиональных отношений педагогов. Оформление материалов исследования.

Научная новизна исследования заключаются в том, что

- представлена сущностная характеристика понятия «инновационная среда образовательного учреждения» как совокупности новшеств, среди которых осуществляется профессиональная деятельность педагогов;

- определены уровни организации инновационной среды в контексте расширения ее возможностей к решению новых задач, поставленных  субъектом управления;

- определены условия ее превращения в интегральное средство профессионального развития педагогов, включающие в себя: наличие цели у субъекта управления; ведения педагогами целесообразного образа жизни и средообразовательной деятельности;

- впервые представлены характеристики параметров инновационной среды, как интегрального средства формирования профессионально значимых отношений педагогов, в виде совокупности инновационных ниш и комплекса поисково-творческих стихий.

Теоретическая значимость исследования определяется

- введением в терминологический аппарат средового подхода понятия «инновационная среда образовательного учреждения»;

- содержательной характеристикой инновационной профессионально-педагогической среды по параметру возможного и параметру вероятного;

- построением модели инновационной среды как средства профессионального развития педагога;

- разработкой методик диагностики инновационной среды.

Практическое значение данного исследования:

- разработанная модель инновационной среды может быть использована в практике работы образовательных учреждений, способствуя повышению эффективности их работы и снижению многообразных педагогических рисков, связанных с ведением инновационной деятельности;

- разработанные и апробированные диагностические методики позволяют оценивать инновационные возможности профессионально-педагогической среды;

- материалы исследования могут быть использованы для разработки программ повышения квалификации руководителей образовательных учреждений и проведения соответствующего обучения по проблемам опосредованного управления профессиональным развитием учителя.

Основные положения исследования, выносимые на защиту:

1. Инновационная среда образовательного учреждения - это совокупность вводимых в образовательном учреждении новшеств, среди которых осуществляется профессиональная деятельность педагогов. Инновационная среда есть качественное состояние профессионально-педагогической среды учреждения, имеющее очень высокий потенциал для развития. Она не всегда имеет сугубо положительные характеристики и оказывает позитивное влияние на педагогов. Результат зависит от уровня организации инновационной среды, которая может быть неорганизованной, частично-организованной и организованной (как средство). Возникновение ее связывается с неустойчивостью функционирования образовательной системы, при которой участников учебно-воспитательного процесса перестает устраивать педагогическая реальность и появляется состояние открытости ко всему новому, передовому.  

2. Как интегральное средство инновационная среда организована:

1) в виде ниш, с заключенными в них проектировочно-исследовательскими, информационно-познавательными, мотивационно-статусными, коммуникативно-рефлексивными возможностями. Данные возможности создаются в структурных образованиях, которыми могут быть профессионально-педагогические объединения (центры инновационного опыта, проблемные группы, временные творческие коллективы, педагогические мастерские, опорные школы и т.п.);

2) в виде стихий, вовлекающих педагогов в эти ниши и способствующих реализации имеющихся возможностей. Спектр этих стихий может быть различным, но их основу составляют стихии интереса ко всему новому, экспериментирования, творчества, исследовательского поиска, самовыражения и самоутверждения, демонстрирования успехов, а также стихии единения и взаимопомощи. Стихии привносятся субъектом управления в создаваемые ниши и существенно меняют интенции среды. Инновационная среда становится средством профессионального развития педагогов в случае их соответствия.

3. Условия, обеспечивающие становление инновационной среды интегральным средством профессионального развития учителя:

а) цели субъекта управления направлены на формирование у педагогов профессионально значимых отношений к себе, своей деятельности и ребенку;

б) образ жизни педагогов выстраивается соответственно целям;

в) средообразовательные действия ориентированы на приведение характеристик имеющейся профессионально-педагогической среды в соответствие с целями и представлениями о надлежащем образе жизни педагогов.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений, опирающихся на фундаментальные психолого-педагогические исследования, использованием теории средового подхода, длительным изучением инновационной практики образовательных учреждений г. Перми, экспериментальной проверкой основных теоретических выводов и апробацией соответствующих материалов в образовательных учреждениях г. Перми, применением методов математической статистики для выявления достоверных, значимых различий в результатах.

Обсуждение, апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения работы обсуждались на научно-практических конференциях, проводимых в г. Перми, (2000, 2001, 2002гг.), в г. Хассельте (Бельгия, 2005г.), в г. Челябинске (2001г.), в г. Москве (2001г.), в г. Н.Новгороде (2003г.), в г. Костанае (2005г.); на летних школах исследователей среды (2002г., 2003г., 2004г., 2005г.), заседаниях лаборатории среды и средовых исследований (НИРО, 2004г., 2005г., 2006г.), в ходе курсов повышения квалификации в Пермском государственном педагогическом университете, Исследовательском центре развития системы образования г. Перми (2002 – 2006 годы), апробированы в практике работы школ г. Перми, а также отражены в публикациях научно-методического и управленческого характера и в Программе развития образования города Перми до 2010 года.

Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определены проблема, объект и предмет, цель, рабочая гипотеза, задачи исследования, его теоретико-методологические основы и методы, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, охарактеризованы научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, а также указано, где проходила апробация и внедрение результатов исследования.

В первой главе «Инновационная среда как феномен образовательной практики» представлены доказательства того, что профессионально-педагогическая среда существенно меняется, если перед коллективом ставятся задачи, практическое решение которых требует нововведений. Под воздействием субъекта управления меняются профессиональные объединения, их главной функцией становится концентрация необходимых новшеств; в среде культивируется позитивное отношение как к новшеству, так и к педагогам, его осваивающим. В ходе исследования были обнаружены факты, указывающие на появление особой среды, которая не укладывается в стандартное понимание профессионально-педагогической среды или в какую-либо другую ее номинацию. Одним из первых такую среду назвал инновационной А.М.Моисеев, однако данное понятие им не исследуется и не анализируется. В целом, понятие «инновационная среда» в педагогике не разработано, поэтому оперировать им трудно. Предваряющим для определения сущностной характеристики инновационной среды является исследование таких понятий и явлений как: новация, инновация, среда, влияние среды на человека. Данные феномены, хотя и не имеют единого объяснения, достаточно изучены в педагогической теории (В.И.Загвязинский, В.С.Лазарев, Н.В.Немова, М.М.Поташник, В.А.Сластенин, П.И.Третьяков и др.). В целом, выявлена тенденция понимать под педагогическими инновациями внедряемые в образовательный процесс новшества.

В исследовании раскрывается суть инновационной среды через анализ общих подходов к понятию «среда». Среда является объектом изучения различных наук. Выявлено большое разнообразие толкований среды (условие, совокупность условий, влияний и факторов, совокупность обстоятельств; окружающая индивида обстановка, средство и цель воспроизводящей деятельности человека). В работе приоритет отдан наиболее технологическому определению среды Ю.С.Мануйлова: «функционально среда определяется как то, среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие».

Понимание среды как потенциального средства управления становлением человеческой личности способствует педагогически целесообразному управлению влияниями среды. Вопрос о воздействии среды на развитие человека и формирование у него определенных качеств рассматривали: Ю.С.Бродский, Л.С.Выготский, Н.Н.Иорданский, А.Т.Куракин, Ю.С.Мануйлов, Т.Нийт, Л.И.Новикова, М.Хейдметс, С.Т.Шацкий, В.А.Ясвин. В последние годы появились работы, в которых уделяется большое внимание влиянию среды на поведение взрослого человека, в том числе педагога. Управление его профессиональным развитием через среду, как показали исследования В.Я.Барышникова, Г.Г.Шека, может быть более эффективно, чем стандартные, жесткие механизмы управления.

Разработанность в теории и практике понятий «инновация» и «среда» явилась предпосылкой для осмысления феномена «инновационная среда» в педагогике.

Изучение инновационной практики работы школ показало, что учитель постоянно находится среди различного рода новшеств, как содержательных, так и организационных. Например, педагоги школ, в которых в настоящее время происходит внедрение модели профильного обучения, находятся среди следующих содержательно-организационных новшеств: элективные курсы, новые учебные программы и учебники, электронные пособия, индивидуальные программы обучения. В учительской среде происходит освоение новых технологий, необходимых при профильном обучении, например, модульно-блочных, информационно-коммуникативных. Меняются организационные компоненты среды: создаются проблемные группы по разработке разноуровневых программ, «портфолио», диагностике личностного самоопределения учащихся; регулярно проводятся семинары, конференции по представлению инновационного опыта. Учителя объединяются в различные формальные и неформальные группы, поддерживают друг друга, экспериментируют, ведут научные исследования, создают методики, подготавливают новые учебно-методические материалы.

При освоении информационно-коммуникативных технологий учителя во временных творческих коллективах анализируют электронные ресурсы: электронные учебники, энциклопедии, учебные пособия, лабораторные практикумы; апробируют их, разрабатывают рекомендации для их применения; активно используют общие Интернет-ресурсы и материалы городского образовательного портала как для разработки собственных уроков-презентаций, так и для размещения своих разработок на сайтах и порталах. На конференциях, семинарах происходит обмен опытом, в условиях поддерживающей среды педагоги вдохновляются общими идеями, ведут совместный поиск, воодушевляются полученными результатами, радуются своим успехам и успехам своих коллег.

В школах, где происходит внедрение системы международного бакалавриата, педагоги, объединившись в группы, разрабатывают параметры критериального оценивания, меняют содержание своего учебного предмета, работают в «областях взаимодействия», ставят дидактические спектакли вместе с детьми и родителями, совместно с учащимися своей школы и детского дома проводят выездные «образовательные сессии» и т.д.

Итак, как показывает педагогическая практика, во многих образовательных учреждениях учитель постоянно находится среди различных новаций. Таким образом, предлагается следующее авторское определение инновационной среды: инновационная среда - это совокупность вводимых в образовательном учреждении новшеств, среди которых осуществляется профессиональная деятельность педагогов. В таком понимании среда выступает как условие жизнедеятельности педагогов, которое может как влиять, так и не влиять на их развитие. Но инновационная среда - это не только совокупность новаций, но и совокупность специально подготовленных для решения новых задач ниш с господствующими в них позитивными стихиями, которые побуждают педагогов осваивать нововведения и использовать их в своей практике. При этом среда становится не только условием, но и средством достижения управленческих целей. Воздействие инновационной среды образовательного учреждения на педагога состоит в том, что она оказывает на него двойственное влияние, идущее от ниш и от стихий, и носит интегративный характер, так как названные компоненты среды взаимосвязаны между собой и выполняют свою функцию только в единстве. Эти составляющие (ниши, стихии) представляют собой удобные обобщения, позволяющие объединять различные явления с позиции возможностей и вероятности их реализации педагогами. Эффект влияния инновационной среды на педагога интегрален благодаря взаимообогащающему воздействию ее компонентов. Для обеспечения профессионального развития педагога необходимо наличие обогащающих, облагораживающих, объединяющих ниш. В подготовленных инновационных нишах генерируются позитивные стихии, благодаря чему обеспечивается сочетание статичных и динамических параметров среды и инновационная среда становится интегральным средством.

Роль инновационной среды определяется ее значимостью в управлении профессиональным развитием учителя: она является средством при соответствующих значениях ее структурных компонентов. Значение ниш состоит в предоставлении новых возможностей для освоения новшеств, обмена опытом с другими педагогами и т.д. Значение стихий состоит в повышении степени вероятности реализации использования потенциала ниш. В этой связи видятся качественно новые по своему уровню задачи для субъектов управления в образовании.

Природа появления инновационной среды сложна. В ходе исследования было установлено, что такая среда в своем становлении проходит определенные уровни: на начальном этапе - это неорганизованная, затем - частично-организованная, в завершающей стадии - организованная (как средство) инновационная среда. В неорганизованной среде влияние субъекта управления на инновационные процессы минимально, возможности среды мало отличаются от традиционных. Инновационная среда рождается в недрах относительно устойчивой, стабильно функционирующей среды, в которой вся жизнь учащихся и педагогов «расписана по правилам». В какой-то момент в этой устойчиво существующей среде начинается «возмущение» некоторых ее элементов. Как правило, «возмутителями спокойствия» становятся отдельные педагоги. Их не устраивают имеющиеся результаты, они испытывают потребность в более эффективных формах и способах деятельности. Начинается поиск новых идей, смыслов, концепций, создаются новые или преобразуются действующие образовательные структуры. Все это происходит спонтанно. Исследование показало, что в начале своего становления инновационная среда – это среда развития с большой долей неопределенности, неясности, неупорядоченности. Стихии, в основном, генерируются самими учителями, не направляются субъектами управления. Новации не объединены общими целями. Однако такая среда позволяет знакомиться с различными новшествами, экспериментировать, преодолевать ощущение «застоя». Частично-организованная инновационная среда характеризуется тем, что идет активный поиск новшеств, под руководством субъекта управления отбираются те из них, которые могут оказать влияние на результаты обучения и воспитания учащихся. Создаются специальные «инновационные места» для расширения возможностей профессионально-педагогической среды. Однако общая концепция преобразовательной деятельности отсутствует, цели не ориентированы на изменения профессионально-значимых отношений педагогов, достаточно много учителей, сопротивляющихся преобразованиям, заметны негативные стихии. Организованная инновационная среда характеризуется наличием общей концепции преобразовательной деятельности, ясно артикулированными целями, созданными в соответствии с этими целями нишами с достаточными возможностями. Доминирующими являются позитивные стихии, содействующие достижению поставленных инновационных целей, решению конкретных педагогических задач. Инновационная среда формируется постепенно, по специально разрабатываемому сценарию, преобразуясь из условия в средство профессионального развития учителя. Такое деление позволяет руководителям определить соответствие среды своего учреждения определенному этапу и наметить пути преобразования согласно решаемым задачам.

В работе констатируется, что инновационная среда существует какой-то определенный период. Наступает время «консервации» новшества, возведение его в традицию, становление культурной нормой учреждения.

В ходе исследования выдвинуто предположение, что последовательное прохождение всех уровней организации инновационной среды необязательно. При надлежащем управлении возможно упорядочить ее структурные элементы и тем самым превратить ее в средство решения поставленных задач. Исходная методологическая схема организации такой среды представлена в основах средового подхода, и заключается в создании субъектом управления необходимых ниш и генерировании позитивных стихий, в том числе через отдельных педагогов, остро чувствующих необходимость изменений и готовых к ним.  

Общая логика, порядок организации такой среды определяется следующим алгоритмом.

  1. Определение цели на уровне личности педагога как «системы отношений» (А.В.Мудрик).
  2. Проектирование требуемых для решения поставленных задач способов жизнедеятельности учителя.
  3. Проектирование средств, необходимых для выполнения управленческих функций. Средствами выступают ниши как параметр возможного и стихии как параметр вероятного.
  4. Проектирование и продуцирование управленческих действий, направленных на создание соответствующих ниш, генерирование необходимых стихий и формирование надлежащего образа жизни педагогов. Ниши меняют свое значение, они преобразуются согласно новым целям.

Таким образом, средовой подход дает формально-логическое представление о среде и условиях его превращения в средство становления и развития личности педагога.

 

Во второй главе «Моделирование инновационной среды образовательного учреждения как средства профессионального развития учителя» определены условия превращения инновационной среды в интегральное средство профессионального развития учителя.

1. Цели ориентированы на формирование у

Кассина Р.А., кандидат педагогических наук, сотрудник общественной научной лаборатории среды и средовых исследований в образовании, г. Пермь 

Конструктор сайтов - uCoz