АКАДЕМИК Л. И. НОВИКОВА В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ

 Цыганова Л.А.

В 1978 г. меня, молодого директора школы № 35, с Людмилой Ивановной познакомила М.П. Кузьминова, в то время проректор Института иностранных языков. После нашей встречи Людмила Ивановна предложила мне выступить на заседании лаборатории НИИ общей педагогики АПН ССР, где она в то время работала. Простота  в общении, умный материнский взгляд, поддержка и внимание, с которым она слушала, – все это притягивало к ней. С этого момента началась наша совместная научно-исследовательская и практическая работа. Почти каждый год мы посылали статьи и отчеты о нашей работе, которые печатались в ежегодном академическом сборнике научных трудов. Мы часто приезжали в Москву, участвовали в конференциях и семинарах, которые проводила Людмила Ивановна в различных городах Союза, там, где были ее ученики. Это были Рига и Краснодар, Николаев и Кустанай, Москва и Санкт-Петербург, Белгород и Тула, Псков, Кемерово и Свердловск и многие другие города, среди которых был и Нижний Новгород.

В 1980 году наши с Маргаритой Петровной доклады были включены в программу заседания школы по обмену опытом исследовательской работы касающейся коллективного воспитания, которая состоялась в г. Вярску ЭССР. Организаторами этой летней школы были академик Х.Й. Лийметс и профессор Л.И. Новикова. На обсуждение были вынесены вопросы  целеполагания в воспитательном процессе, концепция личности, влияние среды на личность, вычленение практически целесообразных параметров коллектива. На эту школу съехались ученые, аспиранты и учителя-практики Людмилы Ивановны и Хейно Йохановича. Это была не только интересная, плодотворная работа, но и время рождения замыслов. Людмила Ивановна после этой поездки мечтала о летней школе молодых ученых и учителей-исследователей, которую она хотела организовать в России. Такую школу организовать ей не пришлось, но ей удалось создать образовательную организацию, которую мы между собой называли «невидимый колледж». Мечту о летней школе удалось реализовать Ю.С. Мануйлову, доктору педагогических наук, ученику Людмилы Ивановны, ее докторанту, автору известной нам теории Средового подхода и технологии опосредованного управления формированием личности, с учениками. Состоялось уже 8 таких школ, по традиции организуемых в Пермском крае, на живописных берегах р. Камы.

Л.И. Новикова создала теорию воспитательных систем. Нам посчастливилось быть свидетелями, более того, участниками ее создания.

29 января 1990 года на заседании ученого совета Института общей педагогики АПН ССР слушали вопрос об опыте интеграции педагогической науки и практики в исследовании проблемы «воспитательная система школы». Сообщение делала Людмила Ивановна.

Выписка из Протокола № 2 свидетельствует о том, что Совет постановил:

  1. Одобрить опыт организации исследовательского поиска по проблеме «воспитательная система школы» школами и отделами народного образования г. Риги, г. Николаева, г. Горького;
  2. Считать целесообразным открыть … общественные лаборатории на базе городского отдела народного образования г. Николаева и областного отдела народного образования г. Горького.

В нашей области усилиями талантливых педагогов, организаторов образования складывались воспитательные системы, направленные на развитие личности, формирование школьного коллектива, где творчески использовался воспитательный потенциал окружающей среды, а школа активно участвовала в ее преобразовании. В опыте школ №30, 35, 23, 55, 111 г. Горького, школах № 53 Ильиногорска Володарского р-на, 17 и 15 г. Городца, Халязинской средней школы Больше-Мурашкинского р-на в течение ряда лет создавались и были созданы оригинальные и эффективные воспитательные системы. Они существуют и сейчас.

Впервые в наш город Людмила Ивановна приехала 14 мая 1990 года для участия в научно-практическом семинаре «Воспитательная система школы как объект управления со стороны органов народного  образования». На семинар приехали ученики Людмилы Ивановны из 23 территорий Союза. Открывая семинар, академик Л.И. Новикова отметила, что он является звеном в работе  по теоретической и практической разработке проблемы создания в школе целостной воспитательной системы, которая ведется большой группой исседователей-практиков в НИИ общей педагогики АПН СССР с 1986 года. Результаты исследования воспитательной системы как сложного полифункционального социально-педагогического образования открыли многообразие возможностей воспитания и формирования личности. Людмила Ивановна отметила тогда, что в публикациях ученых и педагогов-практиков различных регионов страны можно найти ответы на вопросы: что такое воспитательная система школы и чем она отличается от воспитательной работы школы? Чем отличаются воспитательные системы различных школ, что в них общее и особенное? На развитие каких личностных свойств и качеств ребенка ориентированы  воспитательные системы школ, функционирующие в разных условиях и др.

Тогда же  она заметила, что слабее всего в теории освещены управленческие аспекты данной проблемы.

Приезд Людмилы Ивановны, ее встреча с учителями, директорами школ, работниками органов образования оказались вдохновляющими, обогатили наши представления о возможностях педагогической науки, а общение  с коллегами из других регионов помогло определить свое место в разрабатываемых проблемах и оценить уровень нашей работы.

В 90-х годах Людмилой Ивановной была поставлена задача: исследовать понятие «управление извне» становлением и развитием воспитательных  систем.

Создание воспитательных систем происходит, прежде всего, под воздействием управления «изнутри» администрацией школ, учителями. Но существует и управление «извне».

Управление «извне» нами понималось как управление со стороны государственных органов образования разного уровня и рангов. Необходимость исследования этой проблемы диктовалось потребностями практики. В процессе создания воспитательных систем практические работники ориентировались лишь на опытные образцы. Часто бездумное, неумелое копирование чужого опыта, перенос модного опыта приводил к дискредитации самой идеи управления и создания воспитательной системы.

В это время Управление народного образования Горьковского облисполкома издает приказ за № 231 от 05.06.90г. «Об эксперименте по становлению, развитию школьных воспитательных систем и управлению ими со стороны органов народного образования». В эксперименте принимали участие 15 школ и 5 отделов образования области. Также был образован научно-методический совет под председательством М.П. Кузьминовой, доцента кафедры педагогики и психологии ГГУ им. Н.И. Лобачевского. Была разработана программа эксперимента на 3 года.

Приезд Людмилы Ивановны активизировал работу органов образования, представителей власти. Людмила Ивановна никогда не оставляла без внимания нашу область. По ее инициативе на заседании ученого совета Института теории и истории педагогики АПН СССР в 1990 году обсуждались предварительные итоги опытно-экспериментальной работы по проблеме «Развитие воспитательной системы школы», где вместе с Н.Л. Селивановой, д.п.н., В.А. Караковским, д.п.н., А.М. Сидоркиным, к.п.н., выступала и я по теме «Воспитательная система школы как объект управление «извне». Итоги эксперимента показали, что в разработку проблемы включилось значительное количество руководителей школ, работников образования в районах, педагогических коллективов и учителей. По результатам эксперимента была написана работа «Управление становлением и развитием воспитательных систем школ (из опыта Нижегородского облуно)». Эта работа обсуждалась коллегами на очередном семинаре в г.Николаеве и по рекомендации Людмилы Ивановны была представлена на ВДНХ, где получила бронзовую медаль.

Нами в 1992 году в академическом сборнике были опубликованы некоторые размышления по теме «Управление школьной воспитательной системой «извне» как создание универсальной педагогической действительности». Управление мы рассматривали как процесс упорядочения, регулирования системы в условиях постоянно изменяющейся среды, приведение системы в соответствие с требованиями присущих ей объективных закономерностей. Проблема состояла в том, чтобы управление как упорядочение и регулирование системы служило гуманизации образования и гуманизации отношений в детской среде, преобразованию субординационных отношений между органами управления и школами в координационные.

И действительно практика показала, что эффективность управления определялась качеством отношений: доверием  нижестоящего уровня вышестоящему. Такое состояние управленческой системы возможно при высокой компетентности органов образования, включении их в творческий процесс, когда они являются  субъектами своей деятельности с одной стороны и субъектами обладания ценностями  (человеческими, профессиональными) с другой, при этом у них формируются умения анализировать, проектировать, продуцировать ожидаемый результат.

Учащиеся являются целью и результатом воспитательной системы, более того, основным показателем эффективности системы, а значит, и  эффективности управления, от которого, как писала Л.И. Новикова, зависит его самочувствие в коллективе, включенность в деятельность, позиция в этой деятельности, его ценностные ориентации, уровень образованности и  воспитанности, характер самореализации.

В связи с этим хочется привести слова  русского философа И.А. Ильина: «Нельзя строить из рыхлых, рассыпающихся или внутренне пустых камней. Человеческая организация, в которой все члены надеются на других, а сами не «стоят», не «держат», не «несут» и не «делают», имеет мнимое бытие».

Практически речь идет о необходимости формировать новые качества человека - как ребенка, так и взрослого, способного жить и строить отношения в соответствии с иными ценностями.

Л.И. Новикова придавала  большое значение проблеме средового подхода в управлении процессом развития школьной воспитательной системы. Наиболее продуктивной в этом направлении оказалась работа Ю.С. Мануйлова, который создал и защитил Теорию Средового подхода и технологию опосредованного управления формированием и развитием личности.

Управление «извне» фактически есть процесс образования среды с надлежащими значениями ее ниш и стихий, есть производное средообразовательных действий субъектов управления: порождающие, упреждающие, поддерживающие и разрушающие те или иные ниши и стихии, способные продуцировать надлежащие значения жизненной среды. Субъекты управления «извне», пользующиеся этой  теорией и технологией, способствуют становлению и развитию ВС.

В настоящее время на смену государственно-общественному (социальному) управлению пришел менеджмент, который принёс командный стиль управления, дух корпоративного  интереса, жёсткой конкуренции.

Налицо явное противоречие между постулатами Конституции и реальной практикой.

Управление остается в плену деятельностного подхода и загоняет систему образования в «углы-тупики». Последние силы расходуют школы, участвуя в различных показательных мероприятиях по различным направлениям деятельности, массовых увеселительных развлечениях, для получения высокого рейтинга в глазах органов управления образованием и не только, а последние докладывают о победных реляциях  руководимых ими подразделений в вышестоящие организации.

И только по прошествии десятилетия мы обнаружили подмену: крайняя степень индивидуализации и эгоизма, карьера, успех стали целью человека при внутренней опустошённости, усилились субординационные отношения в управлении, администрации школ стали «приводным ремнем» в бюрократической системе управления. Мы формируем человека вне национальной культуры и гуманистических ценностей.

Академик Л.И. Новикова была в Нижнем Новгороде еще два раза. Второй раз, когда к работе подключился лицей № 87 Московского р-на г.Нижнего Новгорода (директор А.В. Корягин) и последний раз в 1996 году, когда участвовала в семинаре школ Кстовского района Нижегородской области, где М.П. Кузьминова вела большую опытно-экспериментальную работу.

И сегодня идеи Л.И. Новиковой актуальны и требуют дальнейшего осмысления. Очевидно, что возникшая в лоне теории воспитательных систем теория средового подхода и на основе ее разработанная технология объясняют многие проблемы сегодняшнего образования и, прежде всего, его управленческий аспект.

Опубликовано: Личность - среда - управление: Матреиалы региональных научно-педагогических чтений, посвященных педагогическому наследию и развитию идей академика Л.И. Новиковой, 19-20 марта 2009 г. Ч. I / отв. ред. профессор Ю.С. Мануйлов. - Н. Новгород, 2010. - 177 с. - С. 20-24. 

Конструктор сайтов - uCoz