Общественная научная лаборатория среды и средовых исследований в образовании

ЧУРКИНА Наталья Аркадьевна 

  Директор среди учеников (фотография с сайта школы: http://bl-pesochnaj1.ucoz.ru/photo)

А раньше была МОУ Ближнепесоченская ООШ № 2, которую реорганизовали в процессе реформ образования....

Однако остались статьи... Одна из них... 

Моделирование школы в логике средового подхода

 Н.А. Чуркина, директор

МОУ Ближнепесоченской ООШ №2

Выксунского района

      Среди всех подходов в воспитании одним  из современных является средовой подход. Он основан на теории  воспитательных систем, где среда является одним из ее компонентов. Изучение технологии средового подхода позволяет педагогам школы формировать модель образа жизни и тип личности ученика. Школа – это не только организация, система, но и среда. А среда – это источник образа жизни ребенка.

      Школы бывают разные: гимназии, лицеи, общеобразовательные, городские, сельские. Мне хотелось бы рассказать о Ближнепесоченской основной общеобразовательной школе № 2  Выксунского района.

      Наша школа представляет собой одноэтажное здание постройки 50-х. Сколько их, сельских школ, по России?.. Сколько у них проблем?.. Это и нехватка высококвалифицированных специалистов и недостаточное количество обучающихся из-за демографического  спада и  родительское желание обучать детей в городской школе, где преподается английский язык и не до конца реализованные государственные программы: компьютеризация сельской школы, реконструкция здания…

      Конечно,  исправить положение можно.  Например,  перевести учащихся в городскую школу или выделить  автобус, на котором каждый день ребята ездили бы в город. Собрали детей по селу и увезли в город.

      Но,  слава Богу, что пока еще школа не закрылась, сюда еще ходят ученики. Здесь учились их родители. Школа для них - это малая родина, это их, это наш общий дом. Сегодня она - единственный  культурно-образовательный центр среды в селе.

       Среда села не всегда облагораживает ребенка,  обогащает,  оздоравливает: нет клуба, подросткам негде проводить свободное время («в город не наездишься»). Обычное место встречи - захламленные остановки, где они соревнуются в силе и ловкости, употребляя жаргонизмы в межличностном общении.

       Такое поведение отражает образ жизни детей, вынуждая их следовать коридором возможностей, прокладываемым способами бытия.

       Продиагностировав социальную среду села, ее возможности, учитывая влияние сельского социума, серую стихию повседневности, стало очевидным, что школа на селе подобно острову, где необходимо оживить саму жизнь, оздоровить личность учителя и ученика, обратиться к культуре.

       Главной целью стало преобразование школьной среды и моделирование образа жизни, который напрямую связан с бытом школы, ее укладом и моделью личности выпускника.

       После оценки среды, ее возможностей, где дети в основном только сосуществовали и сообщались, определив наличие полей возможностей, позволяющих удовлетворять учащимся свои потребности, так называемых ниш (из дополнительного образования работал только один кружок «Умелые руки»), были предприняты попытки обогащения школьной среды. Стало  понятно, что необходимо создавать новые ниши и для этого целесообразно организовать работу кружков дополнительного образования,  коллективно-творческие дела: поисковые, трудовые, досуговые. А чтобы все это иметь, необходимо уметь принять правильные управленческие решения. Сделать  это могут педагоги, способные генерировать стихии интереса, поиска, сотрудничества, творчества.

      Что касается педагогического коллектива, в обычной  сельской школе  он, как правило, небольшой, у отдельных педагогов потенциал достаточный, но далеко не все имеют желание жить жизнью детей, соучаствовать, созидать и сотворчествовать.

       Администрацией были осуществлены следующие управленческие решения: были привлечены для работы в школе молодые специалисты, трудоустроены по совместительству в образовательные центры района: в центр детского технического творчества, на станцию юных туристов с целью организации кружков дополнительного образования на базе нашей школы. Также организовали свою работу педагоги-студенты из «Молодежного центра».

         Таким образом, в школе заработали кружки спортивного туризма, художественного творчества, вокальный, танцевальный, театральный. А бывший выпускник, увлеченный  военно-спортивными играми,  организовал занятия в клубе «Юный патриот».

          Живительная сила стихии творчества сплотила детей и побудила к новым переменам образа жизни. Благодаря умению генерировать нужные стихии и силе этих стихий, можно созидать  культурные ценности. Однако проблематично генерировать например стихию интереса к прекрасному, т.к. сама школа представляет собой обшарпанное, давно некрашеное здание, огороженное рваной ржавой сеткой рабицей, в классах не хватает мебели, на сто человек четыре компьютера.

       Согласно технологии средового подхода доктора педагогических наук Ю.С. Мануйлова,  школьная среда, утверждая определенный образ жизни, предоставляет череду возможностей для самовыражения, а движущие силы поведения – стихии увеличивают долю вероятности использования этих возможностей для творческой реализации человеческой личности.

       Сегодня наша школа – это место, где зарождаются стихии интереса, увлеченности, идет «выращивание»  призеров олимпиад, участников всевозможных конкурсов, творчества, ведущее к созиданию нового, коллективного поиска,  в плане школы создание школьного музея, сбор материала об истории села, известных его жителей, коллективного труда, театрализации, уже создан детский театр, проводятся игровые программы с приглашением гостей, жителей села. Учащиеся начинают выбирать, творить, действовать, «начинают жить тем, что делают».

       Одно из коллективно-творческих дел под названием «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» представило собой событийную возможность, и  позволила созерцать, сообщаться, соревноваться, соединило учащихся школы, их родителей, педагогов, жителей села и гостей и явилось ярчайшим событием жизни школы.

      Школьный лагерь, работающий по авторской  программе «Я, ты, он, она вместе дружная семья»,  признан лучшим лагерем  района. Учащиеся школы активные соучастники районных конкурсов областных программ: «Отечество», «Дети. Родина. Творчество»,  « Мое Отечество».

      Наши учащиеся и педагоги активно участвуют в разработке социальных проектов и их реализации. Они видят конкретные точки приложения своих сил, и им не безразлична судьба поселка и школы, потому что здесь они живут и учатся.

      Сегодня в школе разрабатываются и реализуются социальные проекты, направленные на облагораживание среды школы и села: «Славная история» - предполагается создание музея, где будет представлен материал об истории возникновения и развития поселка  Ближне - Черная. Поисково-исследовательская работа позволит расширить знания учащихся по предмету «Историческое краеведение», познакомит с интересными людьми поселка. Проект «Мой школьный двор» - предусматривает создание экспериментально-опытного садового участка, где будут выращиваться овощи, ягодные кустарники, цветы. «Зеленый патруль» -  проект, результатом которого стали  экологические рейды и акции по санитарной очистки территории села; «Играй–город» - создание спортивно-игровой площадки на территории школы. Шефство над памятником погибшим воинам, а также ежегодная  вахта памяти в день Победы – результат проекта «Ритмы звучащих сердец». Проект  «Цветы на асфальте» - направлен на   благоустройство школьной остановки: учащиеся на уроках технологии будут изготавливать лавочки для школьной остановки, а весной посадят около нее цветы.

       Несмотря на недостаточное финансирование школы, меняется предметно-эстетическая среда школы. Родители оборудовали один из классов зеркальной стеной для занятий танцами; коридор школы сегодня – своеобразная картинная галерея, в которой представлено художественное творчество учащихся, родителей  и педагогов.

       Двери школы открыты до позднего вечера. Сюда приходят бывшие выпускники школы, чтобы пообщаться, сыграть партию в настольный теннис, провести занятие для будущих защитников Родины. Здесь можно видеть родителей, которые помогают организовать коллективно-творческие дела, экскурсионные поездки, шьют театральные костюмы, вместе с педагогами и учащимися  делают декорации к спектаклям.

       Что мы планируем сегодня делать?

       Обеспечить  соучастие большего количества родителей в жизни школы, от соучастия перейти к сотрудничеству и сотворчеству; оборудовать с помощью родителей спортивную площадку, вместе с родителями облагородить школьный сад, организовать экспедицию…

       Педагоги школы вывели формулу успеха воспитания  СЕМЬЯ +ШКОЛА+СЕЛО.

       Среда – это то,  среди чего пребывает человек,  это средство воспитания, она может его обогащать или обеднять, облагораживать или опустошать, одним словом питать.

       Педагоги нашей школы так определяют воспитание. Педагоги понимают воспитание как возвышенное питание личности. Содержание этого «питания» включает в себя ряд духовно нравственных ценностей:

Ппатриотизм ( любовь к своей школе, поселку, малой родине, знание истории  и известных людей села). Мы хотим, чтобы наш ученик имел чувство Родины.

И истина (красота + добро). Чтобы он имел  идеалы познания, чувство прекрасного, добра, милосердия и терпения.

Ттворчество. Чтобы он имел чувство художественной формы.

А активная гражданская позиция. Чтобы он имел свою точку зрения, свое отношение к процессам, происходящим в обществе.

Ннравственность. Чтобы он имел представление о нормах, определяющих поведение человека.

И идеалы  (воспитание на идеалах: А. Невский, А. Суворов, М. Кутузов и др.). Чтобы  он имел чувство гордости за русский народ и знал о героических подвигах своего народа.

Еединство слова и дела. Чтобы он имел чувство ответственности за свои поступки.

       Сегодня мы стараемся формировать школьную среду путем установок на познавательную активность (учитель должен обучить ученика самостоятельно добывать знания), творчество (развитие чувства художественной формы), здоровый образ жизни (стремление к ЗОЖ),  патриотизм.

       Среда школы предоставляет каждому возможности найти себя в какой-то нише, а может быть даже и не в одной, помогает раскрыть свои способности, самореализоваться.

       Мы полагаем, что педагогически  организованная среда позволит нашим учащимся  не только что-либо иметь – знания, друзей, здоровье, дипломы, медали, но и уметь – общаться, участвовать, побеждать.

       Таким образом, педагогическая цель как желаемый результат (дети должны что-то уметь и нечто иметь  в жизни) озадачивает необходимостью поиска и нахождения средства для достижения цели.

       Моделирование школы в логике средового подхода поможет нашей школе стать социокультурным центром поселка.

 

Чуркина Н.А., директор МБОУ Ближнепесоченская ООШ № 1 (рабочий поселок Ближне-Песочное (Выксунский район, Нижегородская область),  руководитель высшей квалификационной категории, сотрудник общественной научной лаборатории среды и средовых исследований в образовании, член ассоциации школ средового подхода и исследователей среды в образовании, г. Выкса, Нижегородская область

Конструктор сайтов - uCoz