Общественная научная лаборатория среды и средовых исследований в образовании

ЛОГИКА ШКОЛЬНОГО ПЛАНА КАК УСЛОВИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ  ОБРАЗОВАНИЯ

Ю.С. Мануйлов

Мы преследуем цель – раскрыть логику планирования жизнедеятельности школы, полагая, что ее наличие в таком важном документе, как школьный план, повышает его вес и значение  в достижении качества образования школьников. Нам представляется важным рассмотреть этот вопрос в силу его практической значимости. Школьный план – это центральный нерв школьной жизни, к нему мы обращаемся чаще, чем к программе развития, ибо это рабочий документ повседневного пользования. Он висит в учительской, на стене у директора школы или лежит на видном месте его рабочего стола. Кроме того, школьный план – это документ, рассчитанный на год, по сути, это годовой план с конкретными сроками и ответственными за его воплощение. Программа развития тоже документ, но она рассчитана на более продолжительный период действия, без строгих сроков и ответственных, поэтому она покоится в шкафу и вынимается от случая к случаю. Не ясно, почему сейчас программа составляется тоже на год. Важно заметить, что план – это проект будущего школьников, а программа развития – проект будущего школы. То и другое взаимосвязано, но как? На наш взгляд, единой основой этих двух документов является логика, но не хронологическая и житейская, а научная логика. Такую логику мы бы назвали логикой достижения результата. Первичен все же план, программа развития школы вторична и вытекает из первого. Речь не идет о той, привычной и всем известной форме плана, которая в небольших вариациях имеется в каждом учебном заведении. Такой план не является планом управленческих действий, он существует как хронологический план мероприятий.

Схема 1

Причинно-следственнные связи между целью и результатом в нем плохо просматриваются. Графы плана могут произвольно переставляться. Мероприятия без особого ущерба для дела меняться и переноситься. Если все можно изменить и при этом не потерять качества, то такой план не может быть признан системным, скорее он бессистемен, и в нем отсутствует логика достижения результата, хотя он и удобен в использовании. Тем не менее, подобный план скорее мешает, нежели помогает педагогам продвигаться к цели.

Речь идет о другом плане, не принятым пока «на вооружение» массовой школой, о плане, который был разработан как инструмент средового подхода в образовании и признан элитарными образовательными учреждениями (не в смысле, что это лицеи и гимназии, а в понимании высокой человеческой морали и профессиональной культуры, которой обладают педагогические коллективы данных школ).

Схема 2

Если сравнивать старый и новый планы, то обнаруживается  их кардинальное отличие друг от друга. Даже невооруженным глазом заметно различие в их форме. Новый план – это технологичный план, это план действий, план последовательных трансформаций, количественных переходов в качественные, план конкретных изменений. Это план движения субъекта управления через средообразовательные действия, созданную среду, образ жизни типичного представителя школьного сообщества к личности ребенка как педагогической цели. Такой план состоит из четырех разделов с подразделами и воплощает логику достижения результата.

Как был получен такой план? Его появление вызвано проекцией на плоскость причинно-следственных связей, вскрытых нами между такими реальными и идеальными явлениями, какими являются: 1) человек-носитель ценностных качеств, 2) образ жизни, который ведет этот человек, 3) влияющая на него среда, наконец, 4) действия субъекта управления как  действующей причины.

Схема 3

Такой план базируется на логике управления процессом развития и формирования человеческой личности в духе Г. Щедровицкого: чтобы получить продукт Е (некоторые личностные характеристики ребенка), надо взять объект А (среду) и совершить по отношению к нему средообразовательные действия д1, д2, д3. План, основанный на такой логике, будет отличаться по своим функциональным характеристикам, он станет: а) компактным (умещаться на 3-4 листочках), б) емким (содержать информацию, в разы превышающую возможности прежней формы), в) универсальным, г) логичным, системным. Перефразируя академика Л.И. Новикову «Воспитание тогда эффективно, когда оно системно», можно сказать, школьный план тогда эффективен, когда логичен. Достичь качества образования вне логики невозможно.

Опубликовано:  Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. №1, Т.14, 2008. - с.5-7

Конструктор сайтов - uCoz