ШАШУРИНА Маргарита Алексеевна 

Учитель, преподаватель вуза, научный сотрудник, сотрудник общественной научной лаборатории среды и средовых исследований в образовании 

 Маргарита Алексеевна (справа) с коллегами из 892 школы

Технология опосредованного воспитания в формировании здорового образа жизни школьников

Шашурина М.А.

 Проблема здоровья приобрела в настоящее время глобальный характер, что связано с нарастанием напряженности человеческой жизнедеятельности, увеличением социально-психологических, информационных и экологических нагрузок на организм. Решающее значение имеет образ жизни человека, обусловливающий распределение этих нагрузок, а также адаптивное мировосприятие, степень удовлетворенности собственной жизнью, ощущение её полноценности. Между тем, именно образ жизни претерпевает сегодня существенные изменения под влиянием как внешних – социально-экономических и экологических –  факторов, так и внутренних, связанных с уровнем развития сознания и определенной автономностью бытия современного человека. Последние попадают в центр внимания педагогики здоровья, среди задач которой центральной видится формирование у детей и подростков ценностного отношения к высокому качеству жизнепроживания, как в биологическом, так и в онтологическом смысле.

Экзистенциальное определение образа жизни как «совокупности способов бытия в со-бытии», данное в теории средового подхода к воспитанию (Мануйлов Ю.С.), сосредотачивается на духовной составляющей его детерминирующих основ. Подобное понимание позволяет рассматривать давно используемый педагогами термин «здоровый образ жизни» (ЗОЖ) не только как свод подлежащих усвоению учащимися правил и принципов, но и как способ отношения, взаимодействия с миром, способ соотнесения себя с происходящими событиями, как некую позицию личности в ее встрече-контакте со средой. Особенностью таких взаимодействий является их благоприятность как ребенка (его воспитания и полноценного развития – физического, личностного и социального), так и для «партнера» по встрече, чем бы или кем бы он ни являлся. Здесь обнаруживается прямая связь между валеологическим и экологическим воспитанием, побудившим разработчиков новых ФГОС обозначить в результатах образования компетенцию здоровьесберегающего поведения как привычку поступать экологически сообразно. Таким образом, понятие «образ жизни» в логике средового подхода обладает значительным эвристическим потенциалом для исследования психолого-педагогических механизмов процесса формирования общей культуры личности, в том числе навыков, обеспечивающих безопасное и качественное жизнепроживание, нацеленность на здоровый образ жизни. Этот аспект общей культуры личности в педагогических исследованиях принято называть культурой здоровья.

В педагогических исследованиях установлена гносеологическая связь между понятиями «образ жизни» и «культура». «Когда в общественную мысль Европы в XVIII веке вошла проблема осмысления специфики образа жизни человека, то возникла потребность в специальном понятии, с помощью которого может быть… зафиксирована идея о существовании таких особенностей человеческого бытия, с которыми связано развитие способностей человека, его разума и духовного мира. Латинским словом cultura великие деятели эпохи Просвещения во Франции и стали пользоваться для обозначения этого нового понятия» (2). Отсюда следует, что формирование ценностей ЗОЖ у школьников сопряжено с выработкой экологической культуры личности, смыслов и мотивов неразрушающего взаимодействия с окружающей средой – социальной и природной.

В технологии средового подхода образу жизни отводится роль промежуточного звена между формирующимися качествами личности и параметрами среды (1, 3). Действительно, образ жизни, усваиваемый ребенком с ранних лет через подражание взрослому окружению, является механизмом адаптации к социокультурной среде. Однако, по мере взросления, получения образования, формирования мировоззрения, подросток приобретает свободу выбора и с некоторого уровня развития может этой возможностью воспользоваться, начав вырабатывать собственную линию жизни, став субъектом культурогенеза. Именно тогда важно участие понимающего и гуманного педагога, владеющего здоровьесберегающими технологиями и экологической культурой. Школьная среда, организуемая учителями как воспитательный инструмент, может дать учащимся опыт проживания-переживания и рефлексии-осмысления тех способов здорового бытия в событиях-встречах, которые облагородят, обогатят и освободят их личность. Впечатление от подобных встреч, будь то спортивное соревнование, экологическая экскурсия, ученический проект, этическое занятие, концерт или выставка рисунков и поделок, оставляет свой след в душе ребенка, запечатлевается в памяти теми чувствами, которыми он «дышал» в момент встречи. Причем, воспитатель всегда имеет возможность наблюдать за состоянием детей, видеть их реакцию, обсуждать происходящее, а, значит, управлять воспитанием культуры здоровья. То, что было замечено, понято, что поразило, удивило, тронуло, заставило задуматься, - это и есть трофика воспитательной среды, ибо воспитание – возвышенное питание, питание ума и сердца ребенка. И миссия педагога-средообразователя – моделировать, режиссировать такие встречи, обустроить для них ниши, определить их своевременность, активизировать позитивные стихии, обеспечив трансляцию социально-ценностного отношения перед детьми «в доступной и пленительной для них форме» (4, 36). Так можно описать суть педагогического ракурса управления средообразовательным процессом в здоровьесберегающей школе, опираясь на экзистенциальную характеристику образа жизни.

Концепция опосредованного воспитания позволяет охватить в необходимой и достаточной мере весь комплекс педагогических условий при проектировании путей развития воспитания в «школе здоровья». Исходя из тех смыслов, которые сегодня вложены педагогикой в понятие «культура здоровья школьника», можно сконструировать целевые характеристики личности выпускника, причем с учетом местных социокультурных традиций и идеалов здоровья. В логике нашей концепции (5) мотивацию ЗОЖ у современных школьников следует формировать на эколого-этической основе, а сознательное следование принципам ЗОЖ рассматривать как деятельностный компонент экологической культуры личности. Отсюда, способы бытия, задаваемые укладом воспитательной среды школы, представлены событиями-встречами, в которых воспитанник созерцает природную гармонию, сопереживает всему живому, сострадает больным и ущербным. Он соблюдает природные и социальные законы, соотносит свои потребности и возможности, личные и общественные интересы, содействует улучшению экологии и оздоровлению, сопротивляется вредным для здоровья привычкам и влияниям, сохраняет культурные нормы и традиции в отношении природопользования и здоровья.

Личность развивается и формируется в деятельности, что-то обретая, чему-то научаясь. Поэтому далее, по спектру параметров, которыми обладает в идеале человек, ведущий здоровый образ жизни, т.е. что он имеет и что умеет, логично определить стихии, способные вовлечь детей в социально-позитивную деятельность, значимую для формирования способов здорового жизнепроживания. Стимулируя и расширяя возможности для творчества «меченых» из числа учителей, специалистов, старшеклассников, педагог-организатор активизирует стихии служения и поиска в органах ученического самоуправления – Совете здоровья, волонтерских и экологических отрядах. В системе дополнительного образования актуальна стихия проникновения в тайны мироздания (научные кружки), глубины человеческой души и высот духа (литература, живопись, музыка, кино, театр, танец). Во многих сферах школьной жизни важна церемония, придающая торжественность и праздничность, а значит, высоко культурную (духовно-нравственную) значимость событиям-встречам. Для проявления деятельной заботы о здоровье необходим дух целительства, побуждающий учащихся оказывать первую медпомощь, успокаивать плачущих малышей, мерить давление бабушкам, лечить заболевшие растения, подклеивать разорвавшиеся книги и т.п.

К сожалению, у человека нет врожденной потребности быть здоровым, только инстинкт самосохранения. Поэтому сознательный выбор школьником ЗОЖ могут определить лишь творимые им самим высшие смыслы жизни, ответственность и чувство долга перед природой, любовь к жизни, уважение к людям, чувство меры. Ведущей стратегией средообразования мы считаем восхождение к культурно-развивающим значениям трофики за счет творческого переосмысления традиционных форм использования «стен» и информационно-коммуникационного пространства школы, а также усиления аксиологической направленности школьных мероприятий.

 Список литературы:

  1. Боровская Е.В. Образ жизни школьника как условие становления его личности: Диссертация на соискание ученой степени кандидата  педагогических наук. Специальность 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. – Нижний Новгород, 2009.
  2. Булкин А.П. Культуросообразность образования. Педагогический опыт России XVIII - XX вв.: Диссертация на соискание ученой степени доктора  педагогических наук. Специальность 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. – Москва, 2003. – Электронный ресурс: www.oimru-2004.
  3. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. – 2-е изд., перераб. – М.; Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. – 157 с.
  4. Питюков В.Ю. Основы Педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001. – 192 с.
  5. Шашурина М. А. К культуре здоровья – через экологическую этику // Вестник Международной Академии Наук (Русская секция) : периодический рецензируемый научно-информационный журнал / МГГУ им. М.А. Шолохова. – М.: 2009. Специальный выпуск: Материалы международной конференции «Экологические проблемы глобального мира» (Москва, 26-27 октября 2009 г.). – С. 163-165. 

Опубликовано: Среда в образовании: концепции и практика: материалы Международной заочной научно-практической конференции (15 апредя 2012 г.), отв. ред. Ю.С. Мануйлов. РНПЦ "Костанай дарыны", Центр Научных Инвестиций, Н. Новгород, 2012. - С. 24-26.

Конструктор сайтов - uCoz