Общественная научная лаборатория среды и средовых исследований в образовании |
Образ жизни школьника в информационно-компьютерной среде как условие его отношения к информационно-компьютерным играм.Е.В. Боровская Образ жизни современного школьника в информационно-компьютерной среде сложно стилистически представить одним из прилагательных (компьютерный, виртуальный, игровой и т.д.). Влияние среды многомерно и обусловлено не только наличием компьютерных устройств. Значительная проблема при описании образа жизни и среды пребывания учащихся связана с туманностью «топологического[*]» и «трофического» факторов компьютерной территории, влияющей на процесс развития и формирования личности ребёнка. Допустимо говорить о пространстве (киберпространстве, компьютерном, виртуальном, информационном, он-лайн, игровом …), среде пребывания человека. Возможно обращение к различным нишам, местам, сферам или к многообразным мирам (компьютера, Интернета, информационно-компьютерной техники, программирования и др.). Условимся, следуя логике средового подхода, говорить об образе жизни в информационно-компьютерной среде (ИКСреда). ИКСреда может способствовать или препятствовать должному образу жизни и требуемым качествам личности. ИКСреду обозначим как часть информационно-компьютерного пространства, выделенного субъектом в его восприятии. Всё ИКПространство не может быть воспринято индивидуумом. Скорость и объём информационных потоков огромны, человек не в силах охватить всего пространства. К тому же «пространство объективно, а среда субъективна» (Ю.С. Мануйлов). Предположим, что ИКСреда – это такая характеристика жизненной среды человека (или её части), которая побуждает его питаться информационно-компьютерной трофикой, добытой в пространстве разнообразных информационно-компьютерных миров. Здесь мы опустим выяснение того, что есть компьютерная страница, сайт, информационный портал и пр. в «топологической картине» информационно-компьютерной терминологии применительно к педагогике. Вероятно, требуется некоторая объективация в понимании компьютерной лексики с учётом методологических позиций педагогики. Так как у нас есть не только более-менее известный ИКС, но и множество неизвестных величин, то постараемся «приземлить» образ жизни школьника (учащегося, обучающегося, воспитанника) до понимаемой нами педагогической реальности. Среда, в том числе и информационно-компьютерная, выступает как средство развития и формирования личности ребёнка только, если образ жизни обитателей среды адекватен педагогической цели и результату. Если образ жизни препятствует достижению цели, то достижение педагогического результата будет затруднено или невозможно вовсе (для более подробной информации по этому поводу желательно обратиться к концепции средового подхода). Адекватное отношение школьника к ИКТ играм выработается при условии, если его образ жизни и среда проживания обеспечивают воспитание чувства меры и вкуса в отношении любого явления действительности. Представим образ жизни современного школьника, обусловливающий информационно-компьютерную грамотность и ведущий к изменениям в характеристиках личности ребёнка, проживающего в ИКСреде. Подчеркнём, что ИКСреда включает в себя не только то, что связано собственно с компьютером, но и различные электронно-технические, мобильные устройства (например, современный школьник, получающий музыкальное образование, старается освоить ещё и синтезатор, – тоже, в общем-то, электронная игрушка). Уточним, что образ жизни школьника (человека) понимается нами как относительно-постоянный порядок чередования во времени и пространстве повседневных занятий ребёнка, осуществляемых различными способами «бытия в со-бытии». Какие занятия современного школьника связаны с пребыванием в ИКСреде? Виртуальное общение (коммуникация) посредством различных компьютерных оболочек, компьютеризированных средств связи и пр.; поиск различного рода информации, учебно-познавательная деятельность, чтение электронных книг; просмотр художественных и фотовыставок, телевизионных и видеофильмов, слушание музыки, высказывание своего отношения к чему-либо на различных форумах, «зависание» в чатах, пользование электронной почтой и др. Нам представляется, что дети с готовностью осваивают различные информационно-технические программы, связанные с оформлением, программированием и пр. Отдельной строкой в информационно-компьютерном времяпровождении выступают компьютерные игры (о них мы скажем далее). Подобный образ жизни «классик компьютеризации» Б. Гейтс называет «электронным» или «веб-стилем жизни». Перечисленный список «компьютерных» занятий, с одной стороны, пугает излишней виртуальностью, с другой – обнаружение знакомых терминов «общение», «отношения», «деятельность» свидетельствует о модификации привычного деятельностного видения мира. И всё это, как и прежде, мы можем увидеть в поведении детей. Именно поведение свидетельствует о том, чем заняты дети в том или иной период времени. В контексте образа жизни нас интересует устойчивое поведения, а не ситуативное (так как образ жизни не сводится к поведению). Парадокс «электронного» образа жизни заключается в том, что одни дети, проводя свою жизнь подобным образом, развиты и духовно, и психически, и социально…, а другие – получают различного рода отклонения: депривации, аддикции и прочие зависимости. Как правило, чутьём многие родители и педагоги понимают, что дело вовсе не в разновидностях информационно-компьютерных занятий, а в чём-то ином. С психологической точки зрения речь может идти о неразвитости воли, о подверженности влиянию, о слабохарактерности и пр., что заставляет детей привыкнуть к сигарете, пробовать наркотические вещества, зависеть от информационно-технических устройств. В связи с этим возможно заключение о том, что приглашение детей в информационно-компьютерный мир должно состояться при достаточной зрелости их психики. С педагогической точки зрения можно говорить об обязательном формирующем воздействии педагогически грамотных взрослых (требуется вос-питание, а не только обучение). Здесь ИКТехнологии, также как телекоммуникационные технологии ничем не отличаются от общекультурного обеспечения процесса становления личности. Сошлёмся на известную мысль: человек становится Человеком только в человеческом обществе. Как и в любой разновидности воспитания, в широком значении этого слова, вкусы, пристрастия, смыслы, отношения и др. формируются факторами жизненной среды при значительном (подчеркнём это) участии более старших индивидуумов. Наше знание о способах «бытия в со-бытии», выявленных и обоснованных Ю.С. Мануйловым, позволяет нам утверждать, что педагогически грамотное восприятие образа жизни детей становится возможным только, если обратиться к сущностной глубинной характеристике, которая позволяет разглядеть в занятиях детей, в проявлениях их привычного повторяющегося поведения многообразие способов, лингвистически связанных морфемой «со-». Относя наше знание о «способах бытия в со-бытии» к информационно-компьютерному времяпровождению, представим какие из них потенциально могут привести к положительному или отрицательному результату в той или иной сфере целеполагания. Заметим, что в действительности перечисленные способы требуют расшифровки в зависимости от трофического наполнения ИКСреды, которое в идеале и фактически востребовано детьми. В зависимости от «пищи», передаваемой из ИКСреды индивидууму, корреляции трофики и способов, а также от адекватности способов педагогическому результату, возможно выделить три основных сферы градации способов «бытия в со-бытии» (по Ю.С. Мануйлову). Представим их в таблице с указанием степени вероятности проявления способов в информационно-компьютерном времяпровождении: Таблица Градация способов «бытия в со-бытии» в соответствии с основными компонентами целеполагания личности (по Ю.С. Мануйлову) с указанием степени вероятности проявления в их в информационно-компьютерном времяпровождении
В итоге выяснения степени вероятности проявления тех или иных способов «бытия в со-бытии» в информационно-компьютерном образе жизни обнаружено, что когнитивный компонент при так называемом «информационном инстинкте» человека сформировать значительно легче, чем аффективный и поведенческо-волевой, которые в большей степени требуют человеческого участия. В то же время и интеллектуальная сфера проявления жизни человека требует проблемной трофики, побуждающей думать, размышлять, грамотно выражать свои мысли. Информационно-компьютерная среда в качестве средства развития и формирования личности с определённой доле вероятности может обеспечить направленность образа жизни ребёнка в ту или иную сферу, при соблюдении ряда педагогических принципов и условий, определяемых в теории и технологии средового подхода. Благодаря способам «со-» образ жизни индивидуума способен должным образом функционировать, выполнять роль посредствующего звена между личностью и средой (в данном случае ИКСредой), и условия становления тех или иных качеств личности. Перечислим кратко функции, исполняемые образом жизни: 1) функция связи: объединяет среду (в т.ч. ИКСреду) жизни индивидуума (ребенка) и его личность; 2) функция преобразования: преломляет и раскрывает различные качества и свойства среды человека (которая, как правило, значительно шире ИКСреды) на уровне его личности; 3) функция приспособления: обнаруживает меру между чрезмерной зависимостью ребенка от условий среды и полной свободой от ее воздействия (данная функция особо актуальна в связи с проблемой информационно-компьютерной зависимости). Нам становится очевидным, что сама по себе ИКСреда теоретически не может быть ни плохой, ни хорошей. Фактически всё зависит от качества трофического наполнения ниш, воспринятых ребёнком, спектра стихий ИКСреды и стихий, привнесённых из других мест компьютерного пространства, «меченых» и действий субъекта управления средой в качестве средства развития и формирования личности ребёнка. Влияние ИКСреды на ребёнка преломляется через его образ жизни, который фильтрует и высвечивает качества личности, обретённые в результате того или иного образа жизни. По большому счёту трансформирующими качествами обладают не только занятия, сколько спектральный ряд «со-». Не менее важно при отслеживании образа жизни в ИКСреде учитывать преобладание тех или иных «со-», которые определяют стилевую характеристику образа жизни, его направленность на достижение педагогического результата и удовлетворение потребностей в той или иной предметной области, интенсивность, сбалансированность и стабильность образа жизни. Что касается игр в сфере ИКТехнологий, то они могут выступать одним из занятий индивидуума (как ребёнка, так и взрослого). Заметим, что не для всех и не всегда данная разновидность игр становится элементом образа жизни. ИКСреда человека всё более расширяет свои границы и согласно концепциям постмодернистов (Ж. Деррида и др.) игра сама по себе становится неотъемлемой частью жизни людей. Важно подчеркнуть, что не все игры и не всегда выступают как деятельность (в частности, мнение Й. Хейзинга), в т.ч. игры в сфере ИКТехнологий. Игра может быть поведением, свойственным как человеку, так и животным (в частности К. Лоренс). Игра может выступать стихией (в педагогике – Ю.С. Мануйлов, в литературе – исследователи творчества Ф.М. Достоевского др.), захватывающей, зачаровывающей, затягивающей. Эффект стихии игры может быть позитивным (если несомая трофика содержит в себе нравственно-этический субстрат) и приводить к дружественной «со-бытийности» образа жизни, формировать качества коллективизма, стремления к «высоким» идеалам и т.п.; может быть разрушительным, особенно в сочетании со стихиями стяжательства, противоборства, эгоистичности и подобных им. Стихия игры может быть представлена как элемент среды жизни человека, в определённой степени регулируемый. От того, какой трофический заряд несёт стихия игры, какими способами осуществляется активность ребёнка под действием этой стихии, зависит во многом педагогический результат. Подобное видение игры свойственно выдающемуся мыслителю ХХ века М.М. Бахтину. Игра, по Бахтину, это праздничное бытие народа, выступающее неиссякаемым источником народной мудрости, свободы, фольклора, искусства. Известно также, что стихии (в т.ч. стихии игры) и порождённая ими атмосфера оказывают влияние на способы «бытия в со-бытии» (что чрезвычайно важно в управлении процессом развития и формирования личности ребёнка). Различные стихии позволяют по-разному проявиться игре ребёнка в его деятельности, общении, проявлении отношения, привычного поведения. Иными словами, любая стихия, захватившая индивидуума, побуждает его вести соответствующий её силе и несомому ею трофическому субстрату образ жизни, обусловливающий изменения в личности. В понимании детской игры как деятельности педагоги преуспели (А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин и др.), особенно представители дошкольного образования. Подвижные игры нашли себе определённое место в физическом воспитании. В рассмотрении же разгульной народной игры-забавы, повальной компьютерной игромании и подобного рода проявлений массовидных явлений педагоги не всегда компетентны. Привычное рассмотрение жизни детей только в качестве деятельности не позволяет педагогам и психологам обратиться к массовым проявлениям игрового поведения. Непросто отследить и описать неорганизованное, нерегулируемое в игре (необходимо обращение к синергетике). Существуют затруднения в организации современных когнитивных игр, требующие понимания системного подхода. Неплохо при работе со старшими школьниками иметь представление об оргдеятельностных играх. Из-за этих и иных, не выявленных в полной мере, обстоятельств ИКСреда ребёнка и порождаемый ею образ жизни школьников для современных педагогов «terra incognita», и не только в связи недостаточным представлением об ИКТехнологиях. Заметим, что игрой и игрушкой в Советском Союзе занимался целый научный институт, который отслеживал психологическую, педагогическую и медицинскую целесообразность детских игр (с учётом, конечно, развития наук того времени). Сегодня результат воздействия тех или иных игр зачастую неведом тем, кто работает с детьми. Как правило, педагоги «едут в последнем вагоне». Об играх детей, их увлечениях они узнают по факту случившегося, не имея ни временнòй, ни познавательной возможности предвидеть педагогические последствия тех или иных компьютерных игр. Явно недостаточно и литературы по этому поводу. Возможно педагогам будут интересны книга И.В. Бурлакова «HOMO GAMER. Психология компьютерных игр». М., 2000 г., а также диссертационное исследование доктора педагогических наук Е.А. Репринцевой (Курск) «Игра как социокультурный и педагогический феномен» (2005 г.). Проблема эстетического, этического, интеллектуального, социокультурного влияния на личность ребёнка ИКИгр очень важна. Специалистам по ИКТехнологиям при создании ИКИгр необходимо учитывать особенности восприятия ребёнка и многообразные аспекты влияния на него информационных потоков. Ещё более актуальна проблема воспитания современных школьников, чья жизнь и деятельность происходит среди технических устройств, насыщенных разнообразными информационными программами. Задача педагогов – по возможности управлять влияниями мощнейших информационных потоков, «волн увлечений», «вихрей виртуальности» на ребёнка. Для этого необходимо направить усилия педагогов на создание воспитывающей среды, генерировать стихии человеческого участия, дружеского внимания, творческого горения и др. Необходимо, чтобы стихии побуждали школьников вести образ жизни, в котором должное место отведено творческому созиданию, человеческому сообщению и сотрудничеству, интеллектуальному и духовному совершенствованию, сохранению здоровья и т.п. От того, какой образ жизни ведёт школьник, зависит и его отношение к ИКИграм. [*] См. материалы Интернет-конференции «Топологические понятия в образовании», размещенные в системе «Открытый класс». Выход возможен через поисковую строку браузера: http://www.openclass.ru/communities/58797 Материал опубликован на правах рукописи (при копировании ссылка на сайт обязательна) |
|
|
|