РОЛЬ Шашурина М.А.). В настоящее время в составе ОЦ работают два педагога-психолога, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный работник, врач-реабилитолог, медсестра, специалист по ЛФК, два инструктора по физической культуре; руководителем ОЦ является  зам. директора по оздоровительной работе.  Педагогическая концепция школы строится на осуществлении личностно-ориентированного подхода к учащимся.

Наша школа ставит своей главной целью гармоничное развитие личности ребенка. Разумеется, гармоничное развитие предполагает не только интеллектуальное развитие, связанное с содержанием образования, но и развитие физическое, эмоциональное, личностное и т. д. В этой связи особенно значимой является работа служб ОЦ по формированию здоровьесберегающей школьной среды. Каждый специалист имеет в своем арсенале комплекс диагностических методик, обеспечивающих выявление актуального уровня развития различных аспектов личности ребенка, на который будут ориентироваться педагоги в учебно-воспитательном процессе. Опираясь на диагностические данные, специалисты ОЦ традиционно выстраивают коррекционную и профилактическую работу. Формы работы в реализации этих направлений (коррекционные занятия, тематические классные часы, Дни здоровья, деловые игры, проектные конференции, семинары и тематические педсоветы для учителей, открытые занятия для родителей, родительские собрания, организация семейного Клуба здорового досуга и т.д.) по сути и создают здоровьесберегающую школьную среду, а также формируют здоровый образ жизни обучающихся.

В течение нескольких лет складывался стиль взаимодействия всех специалистов ОЦ, который бы позволял наиболее эффективно осуществлять все вышеуказанные направления работы с максимальной экономией человеческого ресурса. Основной формой взаимодействия специалистов ОЦ с педагогическим коллективом школы является ПМПК. Плановые заседания консилиума проводятся во всех параллелях классов с первого по одиннадцатый.  Предметом взаимодействия специалистов и педагогов является выявление и повышение адаптивного потенциала каждого ученика.

Первичный этап диагностики осуществляют классные руководители, работая с диагностической папкой класса, которая содержит: лист наблюдений классного руководителя, анкету режима дня ребёнка, карту наблюдения за состоянием ребёнка.

Образцами документов служит подобный диагностический пакет, рекомендованный лабораторией М.М. Безруких в 2001 году. Все документы адаптированы нашими специалистами под специфику работы школы. Анкета режима дня и карта наблюдения за состоянием ребенка заполняются родителями учащихся. Привлечение родителей к диагностической работе обеспечивает большую достоверность данных о состоянии детей и уровне их внешкольных нагрузок, а также побуждает родителей к взаимодействию с педагогами и специалистами.  Для заседания консилиума учитель готовит сводный анализ всех документов.

Важным моментом диагностики мы считаем выявление уровня физического состояния ребенка по методике предложенной С.В. Хрущевым, С.Д. Поляковым и И.Л. Ивановым (1995 г.). Наибольшей ценностью метода является выявление состояния двух важнейших систем жизнеобеспечения организма ребенка: сердечно-сосудистой и дыхательной, которые в свою очередь и обеспечивают адаптацию к школьным нагрузкам. Это комплекс показателей, имеющих наивысшую степень взаимосвязи с энерговооруженностью организма, уровнем общей выносливости и острой заболеваемостью.

В сопоставлении диагностических данных, полученных всеми специалистами, формулируется общее заключение о состоянии ребенка. Диагностический этап работы завершается выделением контингентов детей с различными проявлениями школьной дезадаптации. В практике нашей работы – комплексность коррекционных мероприятий. Ребенок, а часто и его семья, оказываются объектами внимания нескольких специалистов. В арсенале специалистов ОЦ такие формы коррекционной работы, как логопедические занятия, индивидуальные и групповые занятия с психологом, занятия в группах ЛФК, ОФП и другие традиционные формы и методы, которые, реализуя школьную программу сохранения здоровья детей, насыщены здоровьесберегающими моментами (использование тренажера Агашина, массажных мячиков, корригирующих упражнений, гимнастики для релаксации зрительного анализатора и т.д.).

Основной акцент в коррекционной работе специалистов ЛФК делается на нормализацию состояния опорно-двигательного аппарата, так как  правильная осанка в большой степени определяет физическое здоровье ребенка. Также большое внимание уделяется оздоровлению учащихся с заболеваниями органов дыхания и нарушениями зрения.

Овладение основными школьными навыками, такими как чтение и письмо, является залогом успешности всего процесса обучения. Особенно трудным это становится для детей с речевыми нарушениями разной степени выраженности. В связи с чем возникает необходимость проведения коррекционной работы учителем-логопедом, а при необходимости и учителем-дефектологом по следующим направлениям: устранение нарушений звукопроизношения,  развитие фонематического восприятия, развитие лексико-грамматического строя речи, обогащение словарного запаса и др.

Психологическая служба при осуществлении своей работы ориентируется на определение психологического здоровья как оптимального состояния «чистоты» внутренней среды, комфорта, находясь в котором ребенок способен ставить цели, реализовывать себя, решать повседневные задачи. Этому способствуют ценности, убеждения, позитивные установки, нормативные способы поведения, которые закладываются под влиянием внешней среды, социальных институтов. Психологическое здоровье обеспечивается не только внутренним благополучием, но и состоянием духовно-нравственного здоровья социальной среды.

Интересной формой создания здоровьеформирующей среды школы стало сотрудничество психологов с социальным педагогом Козицким А.В., результатом которого явилось создание стенда «ЧЕЛ – человек есть личность», который позволяет осуществлять обратную связь с учениками.

Одной из интереснейших и наиболее эффективных форм работы в школе является организация специалистами  Оздоровительного центра общешкольных акций и мероприятий. Массовые по охвату учащихся, педагогов и родителей, разнообразные по форме и содержанию, они помогают рационально использовать человеческие и временные ресурсы, а также способствуют повышению грамотности всех участников учебно-воспитательного процесса в вопросах здорового образа жизни, побуждают поисковую активность в данном направлении, расширяют представления детей и подростков о своих возможностях в области сохранения и укрепления здоровья, повышают ответственность. Педагоги и родители принимают активное участие в подборе материала, выборе форм и методов работы, мотивировании и организации детей.

Таким образом, мы видим, что здоровьесберегающая школьная среда в большей мере создается усилиями специалистов ОЦ, которые, владея профессиональными знаниями, умениями и навыками и творческим началом, привносят в стены школы здоровья стихии активного отношения к сохранению своего здоровья – физического, духовно-нравственного, психологического, социального.

Опубликовано: Личность - среда - управление: Матреиалы региональных научно-педагогических чтений, посвященных педагогическому наследию и развитию идей академика Л.И. Новиковой, 19-20 марта 2009 г. Ч. I / отв. ред. профессор Ю.С. Мануйлов. - Н. Новгород, 2010. - 177 с. - С. 137-139.

Конструктор сайтов - uCoz