ВЗГЛЯД НА ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ С ПОЗИЦИЙ СРЕДОВОГО ПОДХОДА
Пикова Л.А.
Воспитательная система как педагогический феномен в отечественной науке и практике в настоящее время переживает свое четвертое рождение. Впервые явление воспитательная система на эмпирическом уровне и терминологически было зафиксировано и обозначено в 1914 году в трудах ученого В.И.Черняева. Это время в отечественной педагогике характеризовалось тем, что с конца XIX века в ее недрах вызревали идеи системного подхода. И хотя данный подход в то время научно еще не был обоснован, но его идеи при описании воспитательной практики на интуитивном уровне уже имели определенное хождение и распространение. Однако в связи с известными обстоятельствами к концу первой четверти XX века описание педагогических практик с позиций системности прекратилось, подведение идей под научное понятие не состоялось. Соответственно о феномене воспитательной системы ни наука, ни практика более не упоминали, пока в политической, социальной, научной и культурной жизни общества не наступили времена оттепели и не появились работы отечественных философов этого времени – Э.Г. Юдина, В.Н. Садовского, И.В. Блауберга о системном подходе.
Следующий заход к феномену воспитательная система был осуществлен в связи с развитием идей системного подхода применительно к практике воспитания в условиях коллектива, исследования которого активно начались с конца 60-х годов. Это было зафиксировано в научном докладе «О системном подходе в моделировании педагогических явлений», представленном Л.И. Новиковой, А.Т. Куракиным на заседании Президиума Академии педагогических наук, который был опубликован в 1969 году. С позиций системного подхода был обозначен новый взгляд на управление таким сложным явлением, как воспитание и воспитательный коллектив. Хотя непосредственно речь о воспитательной системе пока не шла, однако, было отмечено, что воспитательный коллектив, как сложное социально-педагогическое явление, это только элемент и часть более сложных социальных систем. И рассматривать его следует не как самоцель, а как средство по отношению к личности, потому изучать его нужно в системе более широких связей. Именно на этой методологической основе состоялось обращение в 70-х годах к такому феномену как воспитательный коллектив, который в последующем стал рассматриваться академиком Л.И. Новиковой и ее сотрудниками как ядро воспитательной системы.
Конкретно третий этап, эпоха реального рождения феномена воспитательной системы, как объекта системного научного исследования, ее разработки и апробации в практике, начался и продолжается до сих пор с начала 90-х годов XX века. Основоположники ее разработки: руководитель лаборатории теории и практики воспитательных систем Академии педагогических наук Л.И. Новикова, сотрудники лаборатории В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова, аспиранты и докторанты С.Л. Паладьев, А.В. Гаврилин, A.M. Сидоркин. Ими была разработана методология, теория и технология создания и развития воспита- тельной системы.
Четвертое рождение новых представлений о феномене «воспитательная система» наблюдается в настоящее время в связи с разработкой и внедрением средового подхода в теорию и практику воспитания. Средовой подход гласит, что продуктивное управление воспитательными системами, формированием и развитием личности ребенка возможно тогда, когда среда способна актуализировать, продуцировать, пролонгировать и утверждать те или иные способы бытия, которые специфицируют образ жизни коллектива и личности (Ю.С. Мануйлов). Эта новая идея в управлении таким педагогическим явлением, как воспитательная система, сегодня требует особого внимания, поскольку она не только дает возможность посмотреть на явление с другой стороны, но и продуктивна. Чтобы внедрять идею средового подхода в практику создания воспитательных систем, нужно хорошо знать не только природу, сущность, структуру, закономерности развития данного феномена, но и уметь интегрировать знания разного порядка и видеть рассматриваемую систему в единстве ее разных состояний, в том числе, как в статике, так и динамике.
Взгляд на воспитательную систему с позиций средового подхода дает возможность не только далее углубляться в понимание этого феномена, но и открывать новое в возможностях средового подхода.
Во-первых, в связи с рассмотрением воспитательной системы средовой подход вносит много нового в терминологию, связанную с ее описанием. Во- вторых, дает возможность более точно обозначать ее иерархическое строение, четко выделять в ней подструктуры первого, второго, третьего и т.д. порядка, более качественно конкретизировать воспитательную систему и условия ее развития через использование таких понятий, как ниши, стихии, трофика и др. В-третьих, это имеет прямое отношение к описанию процессов, происходящих в воспитательных системах, к выбору новых вариантов их описания, когда в замен поэлементного, линейного, может быть выбран системно-структурный подход, а наряду с общим может активно использоваться функциональный. В этом случае вместо имеющихся описаний воспитательных систем на уровне здравого смысла начинают выступать варианты синтетического описания на основе использования единства теории и технологии их создания, описания не только как некоторой целостности, но и неповторимости. Последний из подходов имеет особое значение для выявления проблем и противоречий в создании и развитии воспитательных систем и совершенствования на этой основе систем воспитания в каждом образовательном учреждении.
В-четвертых, особый вклад идеи средового подхода имеют для разработки основ оптимального варианта управления процессом развития личности в условиях воспитательной системы. Представленные в средовом подходе существующие взаимосвязи между системой в целом и ее структурными составляющими – нишами, стихиями, трофикой, мечеными – могут быть важной исходной основой в формировании соответствующего образа жизни детей и взрослых в условиях образовательного учреждения. Кроме того, введение данной парадигмы имеет значение для более полного и разностороннего осознания и понимания путей освоения воспитательной системой окружающей среды, которая находится за пределами образовательного учреждения, для осознания путей взаимодействия воспитательных систем одних образовательных учреждений с другими в том числе, имеет значение и для осознания механизмов целостного развития личности в окружающей среде.
В-пятых, имеющиеся в настоящее время и представленные не только на теоретическом, но и на практическом уровне идеи средового подхода дают возможность по-новому подходить к типологии воспитательных систем, по- новому представлять их особенности на этапах моделирования и конструирования, а перевод теории средового подхода на уровень технологии и конкретизации ее методиками предоставляет практикам инструментарий, как можно создавать и развивать воспитательные системы, начиная от автономно взятых первичных структурных подразделений, к примеру, в школьных классах, до воспитательной системы образовательного учреждения в целом.
Заслуга этих открытий, связанных с новым витком в осознании возможностей и условий в создании и развитии воспитательных систем, принадлежит академику Л.И. Новиковой и доктору педагогических наук Ю.С. Мануйлову. Опыт создания и развития воспитательных систем с позиций средового подхода в настоящее время осваивается в Нижегородской, Пермской, Московской областях, в г. Москве, в республике Казахстан и начинает осваиваться в Кировской области.
Особую помощь в осмыслении и освоении практического значения идей средового подхода оказывают монография Ю.С. Мануйлова «Средовой подход в воспитании», сборники статей «Воспитание средой», «Стихии, стихийность и стихиальность в образовании» и учебное пособие (совместно с Г.Г. Шеком) «Опыт освоения средового подхода в образовании».
Опубликовано: Личность - среда - управление: Материалы региональных научно-педагогических чтений, посвященных педагогическому наследию и развитию идей академика Л.И. Новиковой, 19-20 марта 2009 г. Ч. I / отв. ред. профессор Ю.С. мануйлов. - Н. Новгород, 2010. - 177 с. - С. 55-57.