Общественная научная лаборатория среды и средовых исследований в образовании |
Использование социального проектирования в моделировании образовательной среды школыЧуркина Н.А. На протяжении несколькольких лет педагогический коллектив нашей школы в воспитательной работе практикует социальное проектирование, которое по сути своей представляет модель предполагаемых изменений в ближайшем социальном и пространственно-предметном окружении. «Образовательная среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают ее проектировать и строить». (В.И. Слободчиков) Мы начали формировать образовательную среду путем установок на познавательную активность, творчество, здоровый образ жизни, патриотизм, гражданственность. Именно эти ценности стали приоритетными направлениями в разработанных нами социальных проектах: «Вектор поиска», «Я – гражданин России», «Быть здоровым – здорово!», «Я познаю мир» и др. Все эти социальные инициативы образуют сценарную основу средообразовательных действий педагогов и направлены на облагораживание среды школы и села, на воспитание гражданственности, вовлечение подростков в разрешение тех вопросов и проблем, которые стоят перед нашим обществом. Жизнь показывает, что глобальные изменения в окружающем нас мире могут начаться с малого поступка: с посаженного деревца, очищенной речки, помощи ближнему… После оценки среды, ее возможностей, так называемых ниш (из дополнительного образования в школе работал только один кружок «Умелые руки»), где дети в основном только сосуществовали и сообщались, были предприняты попытки преобразования школьной среды. Стало понятно, что необходимо создавать новые ниши и для этого целесообразно было организовать работу кружков дополнительного образования, и проведение коллективно-творческих дел: поисковых, трудовых, досуговых. А чтобы все это стало реальным, прежде всего необходимо было принять правильные управленческие решения. Сделать это могли педагоги, способные генерировать стихии интереса, поиска, сотрудничества, творчества. Однако проблематично генерировать, например стихию интереса к прекрасному, т.к. сама школа представляла собой старое, давно некрашеное здание, доминирующий цвет в котором был серый, в классах не хватало мебели, на сто обучающихся – четыре компьютера… Что касается педагогического коллектива, в обычной сельской школе он, как правило, небольшой, у отдельных педагогов потенциал достаточный, но далеко не все имеют желание жить жизнью детей, соучаствовать, созидать и сотворчествовать. Администрацией были осуществлены следующие управленческие действия: были привлечены для работы в школе молодые специалисты, трудоустроены по совместительству в образовательные центры района: в центр детского технического творчества, станцию юных туристов с целью организации кружков дополнительного образования на базе нашей школы. Также организовали свою работу педагоги-студенты из «Молодежного центра». Таким образом, в школе заработали кружки спортивного туризма, художественного творчества, танцевальный, театральный. А бывший выпускник, увлеченный военно-спортивными играми, организовал занятия в клубе «Юный патриот». В результате реализации социальных проектов нам удалось:
Все средообразовательные действия, осуществляемые через проекты, были направлены на моделирование образа жизни – сопротивление негативным воздействиям, сохранение здоровья, совершенствование навыков конструктивного общения и поведения, соприкосновение с искусством и культурой, сотрудничество с окружающими людьми, соблюдение этических норм, сопереживание и сочувствие к происходящему вокруг. Таким образом, социальное проектирование, как способ выражения идеи улучшения среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению позволил стать нашим социальным проектам нишей, способной обогатить и облагородить личность ученика. Теория и основы средового подхода, изложенные необычным языком, дали возможность по-новому взглянуть на цели и педагогические задачи. Стало понятно, почему цель всегда должна ставиться на уровне личности, которая должна «иметь» и «уметь», и зачем педагогу оснащать, обогащать и облагораживать питательную среду учебного занятия. Изучение этой теории позволило обогатить профессионально педагогическую среду школы стихиями научного поиска, познания и интереса к новой педагогической технологии, организовать жизнедеятельность обучающихся, создать условия для самореализации, иметь возможности выбора и успеха. И как результат, за последние три года в школе нет неуспевающих, нет стоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, нет правонарушений. Школа повысила свой рейтинг среди других образовательных учреждений района, стала участницей и победителем многочисленных конкурсов муниципального, областного и российского уровня. Список литературы:
Опубликовано: Среда в образовании: концепции и практика: материалы Международной заочной научно-практической конференции (15 апредя 2012 г.), отв. ред. Ю.С. Мануйлов. РНПЦ "Костанай дарыны", Центр Научных Инвестиций, Н. Новгород, 2012. - С. 204-206. |
|
|
|