Использование социального проектирования в моделировании образовательной среды школы

Чуркина Н.А.

На протяжении несколькольких лет педагогический коллектив нашей школы в воспитательной работе практикует социальное проектирование, которое по сути своей представляет модель предполагаемых изменений в ближайшем социальном и пространственно-предметном окружении.

«Образовательная среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают ее проектировать и строить». (В.И. Слободчиков)

Мы начали формировать образовательную среду путем установок на познавательную активность, творчество, здоровый образ жизни, патриотизм, гражданственность. Именно эти ценности стали приоритетными направлениями в разработанных нами социальных проектах: «Вектор поиска», «Я – гражданин России», «Быть здоровым – здорово!», «Я познаю мир» и др.

Все эти социальные инициативы образуют сценарную основу средообразовательных действий педагогов и направлены на облагораживание среды школы и села, на воспитание гражданственности, вовлечение подростков в разрешение тех вопросов и проблем, которые стоят перед нашим обществом.

Жизнь показывает, что глобальные изменения в окружающем нас мире могут начаться с малого поступка: с посаженного деревца, очищенной речки, помощи ближнему…

После оценки среды, ее возможностей, так называемых ниш (из дополнительного образования в школе работал только один кружок «Умелые руки»), где дети в основном только сосуществовали и сообщались, были предприняты попытки преобразования школьной среды. Стало  понятно, что необходимо создавать новые ниши и для этого целесообразно было организовать работу кружков дополнительного образования, и проведение  коллективно-творческих дел: поисковых, трудовых, досуговых. А чтобы все это стало реальным, прежде всего необходимо было  принять правильные управленческие решения. Сделать  это могли педагоги, способные генерировать стихии интереса, поиска, сотрудничества, творчества.

Однако проблематично генерировать, например стихию интереса к прекрасному, т.к. сама школа представляла собой старое, давно некрашеное здание, доминирующий цвет в котором был серый, в классах не хватало мебели, на сто обучающихся – четыре компьютера…

Что касается педагогического коллектива, в обычной  сельской школе  он, как правило, небольшой, у отдельных педагогов потенциал достаточный, но далеко не все имеют желание жить жизнью детей, соучаствовать, созидать и сотворчествовать.

Администрацией были осуществлены следующие управленческие действия: были привлечены для работы в школе молодые специалисты, трудоустроены по совместительству в образовательные центры района: в центр детского технического творчества,  станцию юных туристов с целью организации кружков дополнительного образования на базе нашей школы. Также организовали свою работу педагоги-студенты из «Молодежного центра».

Таким образом, в школе заработали кружки спортивного туризма, художественного творчества, танцевальный, театральный. А бывший выпускник, увлеченный  военно-спортивными играми, организовал занятия в клубе «Юный патриот».

В результате реализации социальных проектов нам удалось:

  •  Изменить предметно-эстетическую среду школы. Благодаря коллективному труду педагогов, обучающихся и их родителей, собственными силами сделан косметический ремонт школы, покрашен фасад здания школы, преобразились классные комнаты, изменилась цветовая гамма интерьера, школьный коридор украшают художественные картины с образом родной природы, оформлена галерея творческих работ детей и их родителей, приобретена новая школьная мебель, компьютерная техника, наглядные пособия, аквариум;
  •  Создать садовый участок, где выращиваются овощи, фрукты и цветы,  питомник по выращиванию сосен для леса, пострадавшего от пожаров;
  •  Обустроить территорию школьного двора, оснастить его кормушками для зимующих птиц;
  •  Собрать материал по истории улиц поселка и подготовить экскурсию по родному краю; (работа была представлена на конференции районного  научного общества учащихся и заняла первое место);
  •  Образовать детскую организацию СМиД (союз мальчишек и девчонок), которая организует коллективно-творческие дела, такие как, например, «День пожилого человека», «Вахта памяти», «День семьи» и др. Одно из коллективно-творческих дел под названием «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» представило собой событийную возможность, и  позволило созерцать зрелищные выступления, сообщаться и соревноваться в командах. Оно соединило школьников, их родителей и педагогов, а также жителей села и явилось ярчайшим событием в жизни школы;
  •  Выпустить авторский сборник стихов учащихся и педагогов школы;
  •  Организовать работу школьного лагеря по авторской программе «Я, ты, он, она вместе дружная семья», который признан лучшим лагерем  района. Обучающиеся школы – активные соучастники районных конкурсов и областных программ: «Отечество», «Дети. Родина. Творчество», «Мое Отечество».

Все средообразовательные действия, осуществляемые через проекты, были направлены на моделирование образа жизни – сопротивление негативным воздействиям, сохранение здоровья, совершенствование навыков конструктивного общения и поведения, соприкосновение с искусством и культурой, сотрудничество с окружающими людьми, соблюдение этических норм, сопереживание и сочувствие к происходящему вокруг.

Таким образом, социальное проектирование, как способ выражения идеи улучшения  среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению позволил стать нашим социальным проектам нишей, способной обогатить и облагородить личность ученика. Теория  и основы средового подхода, изложенные  необычным языком, дали возможность по-новому взглянуть  на цели и педагогические задачи. Стало понятно, почему цель всегда должна ставиться на уровне личности, которая должна «иметь» и «уметь», и зачем педагогу оснащать, обогащать и облагораживать питательную среду учебного занятия.

Изучение этой теории позволило обогатить профессионально педагогическую среду школы стихиями научного поиска, познания и интереса к новой педагогической технологии, организовать жизнедеятельность обучающихся, создать условия для самореализации, иметь возможности выбора и успеха.

И как результат,  за последние три года в школе нет неуспевающих, нет стоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, нет правонарушений. Школа повысила свой рейтинг среди других образовательных учреждений района, стала участницей и победителем многочисленных конкурсов муниципального, областного и российского уровня.

 Список литературы:

  1. Мануйлов Ю.С., Шек Г.Г. Опыт освоения средового подхода в образовании: уч.-мет.. пособ. – М.-Н. Новгород: РАСТР-НН, 2008. – 175 с.
  2. Мануйлов Ю.С., Кучма И.В., Цветкова И.С. Формирование единой системы деятельности педагогов школы на основе теории и технологии средового подхода: сб. науч. статей / под ред. Кучма И.В. – Москва, 2009.

Опубликовано: Среда в образовании: концепции и практика: материалы Международной заочной научно-практической конференции (15 апредя 2012 г.), отв. ред. Ю.С. Мануйлов. РНПЦ "Костанай дарыны", Центр Научных Инвестиций, Н. Новгород, 2012. - С. 204-206.

Конструктор сайтов - uCoz