Общественная научная лаборатория среды и средовых исследований в образовании |
Воспитательная среда «Школы культурного здоровья»: опыт моделированияШашурина М.А. Сегодня в различных регионах России появляется новый тип общеобразовательных учреждений – «Школы здоровья». В них активно внедряются здоровьесберегающие технологии обучения, организуется служба медико-валеологического сопровождения учащихся, а также проводится воспитательная работа по формированию здорового образа жизни у детей и подростков. Как показывает практика, большое место в инновационной деятельности «школ здоровья» занимают технологии средового подхода – методы, направленные на создание не только оздоровительной, комфортной для учащихся и учителей среды, но и превращения ее в ведущий фактор формирования культуры здоровья. Каким же образом можно достичь этого. Хорошо известно, что среда жизнедеятельности ребенка, в которой развивается его личность, во многом определяет его образ жизни. «Трофика» среды задает «рацион» потребностей и способов их удовлетворения, влияя на формирование интересов, вкусов, нравов, стереотипов поведения растущего человека. Именно эмоционально-нравственный опыт ребенка по освоению среды ложится в основу его ценностной ориентации. Обеспечивая материальные и духовные условия для самореализации личности, среда также может влиять на процессы самоопределения подростка. Получается, что образовательная среда, обогащенная многообразными «нишами» со свойственной им трофикой, предоставляет широкие возможности для проявления способностей и удовлетворения интересов практически всех учащихся. А для того, чтобы образование еще и шло на здоровье, при проектировании среды важно предусмотреть, насколько гармонично сочетаются в ней условия для реализации как биологических, так и социально-духовных потребностей детей. Ведь здоровье имеет комплексную структуру, и его состояние в равной мере взаимосвязано с успешностью как психофизиологического, так и социально-личностного развития учеников. Как показал научно-педагогический анализ опыта «школ здоровья», сами по себе здоровьесберегающие образовательные технологии недостаточны для формирования у детей ценностной установки на здоровье и здоровый образ жизни. Здоровье в иерархии актуальных ценностей подростков часто занимает низкое положение, что отражается в их склонности к рискам, асоциальному поведению, аутоагрессии. С примером такого отношения к здоровью у учащихся, да частенько и у их родителей хорошо знакомы школьные педагоги. В чем причина незаинтересованности в здоровом образе жизни подростков? По-видимому, их целый ряд, но нельзя не отметить сильного негативного влияния внешкольной социокультурной среды – той «трофики», которая питает ум и чувства детей дома, во дворе, на городской улице. Стоит упомянуть лишь два известных факта: распространенность курения и алкоголизма в семьях и рекламу, на каждом шагу буквально навязывающую ребенку суррогатную жизнь в сомнительных удовольствиях. Что может противопоставить этому образовательное учреждение? Учитывая мощь негативных факторов внешкольных «ниш», нельзя допустить равнодушия и пассивности в педагогической среде. Между тем, именно отсутствие единства во взглядах педагогов на здоровье учащихся является причиной аксиологической неопределенности культурного пространства внутри школы. То есть ученик просто дезориентирован в системе социальных ценностей, поскольку не видит и не слышит четкого компетентного мнения и соответствующих требований со стороны своих воспитателей. У него создается ложное впечатление о допустимости вредных привычек и пренебрежения собственным здоровьем. Вот почему культурный потенциал школьной образовательной среды необходимо направить сегодня на воспитание ценностей здорового образа жизни, на усиление роли учащихся как активных творцов собственного здоровья. В московской школе № 892 в ходе длительной экспериментальной деятельности удалось осуществить переход от здоровьесберегающего, охранного подхода в образовании к активному здоровьетворчеству учащихся. Благодаря внедрению воспитательной модели «Школа культуры здоровья» (разработка Института семьи и воспитания РАО [3, с. 58-68]) здесь была создана образовательная среда, которая способствует здоровому становлению личности учащихся, нацеливает их на здоровый образ жизни. При этом у школьников постепенно сформировалось убеждение в том, что успешность и высокое качество жизни зависят от собственной культуры человека, от того, насколько внимательно и заботливо он сам относится к здоровью – своему, других людей, социокультурной и природной среды. В программе «Школы культуры здоровья» традиционные гигиенические мероприятия сочетаются с деятельностью по созданию определенного уклада жизни. В этот режим жизнедеятельности, задаваемый свойствами социокультурной среды, школьник вовлекается как субъект своего образования, воспитания и оздоровления. Через систему воспитательной деятельности происходит трансляция специально отобранных при педагогическом моделировании образцов культурных норм, мотивирующих учащихся на здоровый образ жизни. Уклад школьной среды, подчиняющийся принципам природосообразности и культуросообразности, не только оздоровляет учащихся, но и оптимизирует процесс их социализации. При моделировании социокультурной среды «школы здоровья» в качестве основных ее «ниш» выделяются следующие: - школьный парламент, способствующий самоуправлению учащихся в школьной среде; - физкультурно-оздоровительный центр, воспитывающий культуру физического здоровья и помогающий максимально индивидуализировать учебные нагрузки согласно психофизическим возможностям ребят; - многочисленные клубы, секции и кружки по интересам, которые в комплексе развивают культуру творчества. Перечисленные ниши «Школы культуры здоровья» во многом позволяют восполнить серьезные пробелы в инфраструктуре типичного городского микрорайона и тем самым отвлечь подростков от тех мест, которые провоцируют их на нездоровый образ жизни. Организованная подобным образом социокультурная среда школы приучает учащихся к оптимальному укладу жизни, питая и поддерживая процессы формирования у них здоровых вкусов, привычек, потребностей. Выпускник такой школы, восприняв культуру здоровьетворчества через знания и традиции, стремится к повышению качества жизни через самообразование, самовоспитание, самосовершенствование. Итак, рассмотрим основные компоненты среды «Школы культуры здоровья» – ее ниши, как «пространство возможностей для индивидуума» [2]. «Трофика» ниш обогащается духовными и материальными ценностями. Например, оснащаются школьные рекреации теннисными столами, эстетически облагораживается интерьер (скатерти, картины с натюрмортами), организуются занятия, в ходе которых реализуются возможности детей. В школьную среду вносятся «стихии». В теории средового подхода стихией называют «властвующую над человеком гигантскую силу, которая захватывает, увлекает…индивидуумов, программирует их поведение» [1]. Загадочная «сила» на деле оказывается идеальным собирательным образом какого-либо рода социальной деятельности, занятий человека, склонность к которым у детей заложена генетически. Власть стихий над волей ребенка во многом определяется эмоциональной восприимчивостью и открытостью детской личности, легкостью и мобильностью его интересов, большой доверчивостью к миру. Вспомним здесь, как легко младшие школьники включаются в игру и потом буквально живут в ней, следуя ее правилам и честно исполняя роли. Стихия игры заражает детей своей энергетикой, программируя их поведение. Насыщая повседневную школьную жизнь определенным спектром «стихий», можно влиять на направленность воспитательного процесса и получать соответствующие результаты. Так, для вовлечения учащихся в процесс здоровьетворчества (формирование собственного здоровья, выработка индивидуального стиля жизни) важно, чтобы среда мотивировала их на эту нравственную деятельность. Стихии самообразования, самосовершенствования, самораскрытия, самоопределения могут овладеть детьми и подростками, если ежедневно среда предоставляет им ниши для этих процессов. Всеобщее внимание привлекают «говорящие стены» (цитаты, поговорки, пословицы о здоровье, записанные изречения самих учащихся, учителей), регулярно обновляемые фотовыставки, информационные стенды о здоровом образе жизни, спорте, экологических аспектах здоровья, выставки детских агитплакатов и коллажей. Все это заставляет школьников задуматься над понятием здоровья, открыть связь между здоровьем и поведением человека, а также смостоянием природы. Наглядно приобретенные представления об этике и эстетике здоровья актуализируются далее в самостоятельной деятельности детей – учебной и внеучебной работе, играх и соревнованиях. Для активизации школьной самодеятельности создается атмосфера заинтересованности и творчества. Этому способствует проведение спортивных соревнований, конкурсов самодеятельности, художественного творчества, школьных праздников и фестивалей. Сами мероприятия – это и есть ниши, в которых происходит заражение «духом» стихий и адаптация к ним – воспитательно-образовательный процесс. Импровизация, игра, вымысел увлекают учащихся, позволяют раскрыться их талантам, освободить внутренние силы души, направив их в социально позитивное русло. В общественном деле происходит активное самопознание и положительное самопринятие личности, что очень важно для психологического здоровья школьников. В «школе культуры здоровья» в стихию творческой деятельности заложена ценность здоровья. Творческие кружки и художественная самодеятельность рассматриваются как фактор укрепления здоровья учащихся. В традиционные Дни здоровья в качестве неотъемлемого элемента введены «творческие станции», напоминающие по сюжету Дельфийские игры и использующие для воспитания культуры здоровья средства искусства (арт-технологии). Здесь мотивирование на здоровый образ жизни происходит под действием стихии эстетического созерцания, убеждающей учащихся в привлекательности физически и духовно здорового человека, благотворном влиянии на его душевное состояние здоровой природной среды. Эстетические впечатления вносят свой вклад в развитие нравственной привлекательности личности школьников, их идеалов. Установка на нравственное и физическое самосовершенствование ради здоровья – прекрасный ориентир в целеполагании и жизненном самоопределении выпускника «Школы культуры здоровья». Понимание здоровья как эстеической и нравственной ценности, а не просто как запаса сил, «внутреннего ресурса человека» обеспечивает более высокую мотивацию здорового образа жизни у школьников. Тем самым достигается уровень сознательного отношения к вопросам здоровья, активная позиция учащихся в преодолении трудностей, в сопротивлении давлению антисоциальных группировок с их нездоровыми установками и пристрастиями. Таким образом, дифференцированная по самым разным областям знаний система дополнительного образования в «школе здоровья» направлена на развитие духовно-нравственного здоровья учащихся через приучение их к творчеству, воспитание чувства прекрасного, формирование иммунитета к псевдокультуре. И все это – для утверждения в сознании учащихся культа здоровья как величайшей ценности жизни человека. Наряду с творческой атмосферой кружков и секций в «Школе культуры здоровья» властвуют стихии проектной и экскурсионной деятельностей. Опыт исследователя и изобретателя, менеджера и инженера вооружает учащихся мыслительными навыками, необходимыми для саморазвития и самовоспитания, укрепляет их веру в свои интеллектуальные силы, развивает чувство сопричастности к происходящему вокруг. А расширение кругозора в ходе увлекательных путешествий по родному краю повышает культурно-образовательный уровень развития личности, гармонизирует отношение ребенка с миром, способствует его самоопределению – жизненному, гражданскому, профессиональному. Высший уровень воспитанности ученика проявляется в его ответственности за собственное поведение, в способности осознавать долг, возлагать на себя и исполнять обязанности. Часто подростки не прислушиваются к советам и поучениям старших, не внемлют пословице «Честь и здоровье береги смолоду», считая, что это их личное дело. Как можно изменить это мнение, разбудить в учащихся чувство личной ответственности за состояние своего здоровья? Разберем этот аспект проблемы. Здоровье как социальная ценность может быть воспринята учащимися только в ходе становления их гражданского самосознания, осознания себя членами человеческого общества. И такое понимание возникает у детей вместе с «социальным чувством» (по А. Адлеру) – ощущением радости быть нужным, полезным другим людям [4, с. 319]. Стихии служения интересам коллектива, служения родной школе, малой родине, своей семье генерируется и разворачивается через пример гражданского поведения педагогов, поддержку и пропаганду образцовых форм семейных, школьных и других общественных отношений. Доска почета, школьный музей, Книга Памяти павших героев предоставляют наглядные примеры выдающихся личностей, посвятивших свою жизнь служению людям. Наиболее эффективной «нишей», где развивается гуманистический стиль отношений между участниками образовательного процесса является школьный парламент. Активисты-старшеклассники на своем Совете разрабатывают этический кодекс «Школы Культуры Здоровья», обсуждают актуальные проблемы жизни учеников, продумывают организацию помощи учащимся группы риска. «Говорящие стены», конкурсы плакатов, выступления агитбригады позволяют детям высказать свое мнение, стать активными субъектами образовательного процесса, выработать гражданскую позицию. Тесное взаимодействие педагога с ученическим активом, включение членов многочисленных кружков в общественно полезные дела позволяют установить отношения товарищества, единомыслия и взаимопомощи, а также добиться хороших результатов в профилактике аддиктивного поведения подростков. И следует признать, что это лучшее социально-педагогическое средство в антинаркотической работе со школьниками. Важной составляющей здорового образа жизни и средством сохранения и укрепления здоровья учащихся является оптимальный режим двигательной активности. В «Школе культуры здоровья» эту активность «провоцируют» проводимые трижды в неделю уроки физкультуры, ежедневные физзарядка и физкультминутки, подвижные перемены, многочисленные спортивные секции, уроки ритмики, школьная танцевальная студия, туристко-краеведческий кружок. Такое обилие физкультурных ниш в «школе здоровья» - не простая дань статусу учреждения. Ведь сегодняшние социально-экономические трудности препятствуют многим семьям дать детям возможность посещать платные спортивные секции, бассейн, каток. Часто это не позволяет сделать и плохое здоровье ребенка. Слабая спортивная база городских микрорайонов и ее коммерциализация – еще одно препятствие. Поэтому в самой «школе здоровья» увеличены площади и время для спортивно-оздоровительной и физкультурной деятельности, с тем, чтобы обеспечить полный охват ею всех учащихся независимо от состояния здоровья. Физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК), объединяющий диагностическую службу, спортивные секции, корригирующую гимнастику, сауну, массажный и физиотерапевтический кабинеты, фитобар, становится новой структурой школы. Школьный медик (валеолог) ведет контроль за соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса, разрабатывает дополнительные рекомендации по организации оздоровительного режима школы (двигательная активность, физкультпаузы, питьевой режим, фитнес-дизайн пространства, устранение перегрузок, оптимальное расписание). Инструкторы и учителя физкультуры участвуют в составлении спортивных программ секций, кружков, соревнований, ежемесячного Дня Здоровья. В перспективе, когда физкультурно-оздоровительный комплекс сможет выстраивать свою деятельность на основе индивидуальной диагностики здоровья школьников и пропаганде эстетики и престижности спорта, он превратится в разновидность фитнеса. И клубный, неформальный характер такой воспитательной ниши сделает спортивные тренировки еще привлекательнее для подростков, разовьет желание повышать уровень своей физической культуры, постоянно заботиться о красоте и здоровье собственного тела. Чтобы каждый учащийся смог выбрать наиболее комфортные и актуальные для него развивающие ниши, предметно-развивающее пространство школьных помещений организуется сообразно различным формам активного отдыха. В «зимнем саду», комнате психологической разгрузки дети созерцают красивые растения, слушают звуки природы. Вот вместе с учителем младшие школьники танцуют в холле под веселую легкую музыку. В уголках двигательной активности дети «плавают» в «сухом бассейне», «покоряют» шведские стенки, играют в настольный теннис. В тихом уютном уголке собираются любители шахмат, а в читальном зале расположились юные книголюбы. Интерьер школы соответствует не только гигиеническим требованиям, но и «законам дизайна», что прививает учащимся эстетический вкус, учит разумно и красиво организовывать окружающее жизненное пространство. Обязательным компонентом среды являются живые растения, уход за которыми способствует формированию экологической культуры учащихся – потребности заботиться о живой природе, поддерживать высокое качество жизни, то есть здоровье окружающей среды. Мы могли бы продолжить описание модели «Школы культуры здоровья», ведь она постоянно развивается, дополняясь новыми идеями педагогов и учащихся. Стихия здоровьетворчества, внесенная однажды в школьные стены, и сегодня увлекает творчески работающих учителей и специалистов ГОУ СОШ № 892 г. Москвы, определяя гуманистическую направленность их профессиональной деятельности. Но здесь мы ограничились представлением наиболее важных и уже оправдавших себя направлений инновационной деятельности организаторов и лидеров «школы здоровья» по проектированию образовательной среды в соответствии с задачами, стоящими перед этим учебным учреждением. Хотелось бы, чтобы представленный опыт заинтересовал читателей и помог коллегам построить собственную «школу здоровья». При этом стоит помнить главный девиз нашей профессиональной деятельности: «Здоровый школьник – счастливое детство – высокий жизненный стандарт». Литература: 1. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. – М. – Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. 2. Мануйлов Ю.С. Рабочие материалы по освоению теории и технологии средового подхода в образовании. – «Центр развития образования им. С. О. Ветлугин» города Перми. – Пермь, 2002. 3. Модели экологического воспитания детей: Методическое пособие для педагогов /од общей редакцией Теплова Д.Л., Цветковой И.В.. – М., МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005. 4. Столяренко В.Е., Столяренко Л.Д. Антропология – системная наука о человеке: Учебное пособие для студентов вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2004 (Серия «Высшее образование»). Опубликовано: Личность - среда - управление: Матреиалы региональных научно-педагогических чтений, посвященных педагогическому наследию и развитию идей академика Л.И. Новиковой, 19-20 марта 2009 г. Ч. I / отв. ред. профессор Ю.С. Мануйлов. - Н. Новгород, 2010. - 177 с. - С. 59-65. Данная статья также опубликована в журнале "Воспитание школьников" № 10, 2009 (информация с сайта: http://www.schoolpress.ru/products/rubria/index.php?ID=1539) Воспитательная среда «Школы культуры здоровья»: опыт моделированияАвтор: Шашурина Маргарита Алексеевна, старший научный сотрудник лаборатории экологической культуры Института семьи и воспитания РАО, руководитель проекта «Школа культуры здоровья», г. Москва |
|
|
|