Общественная научная лаборатория среды и средовых исследований в образовании
|
ББК 74.200.587 П 63 Печатается по решению редакционно-издательского совета ПОИПКРО
Постигая истины средового подхода: Материалы по освоению теории и технологии средового подхода в воспитании / Под ред. Ю.С.Мануйлова. — Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2002. - 80 с.
Ответственные за выпуск: З.Я.Шевченко, Л.В.Волкова.
Рецензент – Э.С.Копысова, канд. ист. наук, доцент, зав. каф. воспитательных систем развития личности ПОИПКРО.
Сборник включает опыт освоения и внедрения средового подхода как управленческого алгоритма в практику общеобразовательных школ.
© Издательство Пермского областного института повышения квалификации работников образования, 2002 © МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 115», 2002
-2- Проблема освоения управленческих теорий и технологий – ключевая проблема педагогической инноватики. В массовой практике результаты внедрения и освоения не всегда совпадают с ожиданиями инициаторов, организаторов и участников этого процесса, что и составляет проблему, обусловленную некомпетентностью субъектов инновационной деятельности. Сегодня всё более очевидным становится тот факт, что прогресс в образовании зависит не только от ценности научных разработок и внедряемых в практику открытий, но и от качества освоения их педагогическими коллективами. Вне освоения вхождение новшества невозможно. Вопрос не столько в том, чтобы субъекты внедрения и освоения физически совпадали. Важно, чтобы стратегия внедрения учитывала закономерности процесса освоения новшества. Настоящий сборник отражает опыт творческого освоения новшества педагогическим коллективом школы № 115 под руководством заслуженного учителя РФ руководителя-исследователя Зинаиды Яковлевны Шевченко. Ю. С. Мануйлов -3- МОУ «Средняя общеобразовательная школа №115» функционирует с 1961 года. В 2001 году отметила свой 40-летний юбилей. В школе учится 990 учащихся. Контингент учащихся разный, никакого отбора детей в школу не проводится. 86% составляют дети жителей микрорайона школы. Школа находится в довольно сложном в социальном и экологическом отношении районе. Большинство родителей – малоквалифицированные работники, 40% которых не имеют постоянного дохода, эти семьи находятся за чертой бедности, что сказывается в первую очередь на детях. 106 учащихся школы растут в многодетных семьях, где родители не в состоянии обеспечить не только материальный достаток, но и создать ребенку необходимые условия проживания. 29 школьников живут с опекунами, которые нередко не находят контакта со своими подопечными в сипу разных причин: занятости, безразличия к опекаемому, чаще всего из-за преклонного возраста. В школе обучаются и дети из детского дома семейного типа. В некоторых семьях, казалось бы материально благополучных, нравственная ситуация также не благополучна. Диагностика «Мир интересов учащихся и их семей» показала, что основным ценностным ориентиром у многих родителей стали деньги. Как следствие – душевная черствость по отношению к детям, безразличие к их интересам, учебной деятельности. Неустроенность быта, низкая культура, отсутствие духовных ориентиров характеризует многие семьи учащихся школы. Такое социально-экономическое положение основной массы населения района сказывается непосредственно и на здоровье детей. Школьным центром «Здоровье» обследованы все учащиеся школы. Анализ выявил высокую неинфекционную заболеваемость обследованных детей. Учащиеся имеют по 2-4 диагноза. Доля здоровых детей составила только 20,12% в младших классах, которая уменьшилась в два раза в старшем звене (12,07%). Число детей, имеющих хроническую патологию, увеличилось с 22,74% в младших классах до 42,67% в старших. Создание воспитательной системы школы стало возможным благодаря работе сплочённого педагогического коллектива. Средний возраст педагогов школы 35 лет, в коллективе трудятся три заслуженных учителя РФ, десять Отличников народного просвещения, два Почётных работника общего образования; -4- 72% педагогов имеют повышенную квалификационную категорию. Школе было присвоено звание «Школа года» и «Школа века». Опыт школы представлен на двух Всероссийских конференциях, организованных Институтом теории образования и педагогики РАО в октябре 1996 года и в ноябре 1998 года. Школа является областной опорной школой по теме «От воспитательной системы школы к воспитательным системам класса», районной опорной школой по теме «Техника управления классом». В областном конкурсе воспитательных систем школа заняла IV место. Педагогами школы опубликовано более 60 статей в различных педагогических изданиях; выпущен сборник «Активное формирование здоровья детей» (из опыта работы школы №115) под редакцией к.м.н. Н.И. Соловьёвой. Показательным результатом деятельности школы могут быть отзывы выпускников. Традиционно выпускники школы пишут письма своей школе. Некоторые фрагменты их писем. «Спасибо, школа, за то, что помогала мне в трудную минуту решать некоторые мои проблемы. Именно в школе я понял, для чего нужно жить и зачем мы все рождаемся, своё предназначение». «Дорогая школа! Я знаю тебя как старого друга, знаю тебя вдоль и поперёк. В твоих стенах я выросла, ты стала для меня второй мамой. Конечно, в школе больше, чем где-либо, я приобрела много верных и хороших друзей и подруг. Я благодарна за это тебе, моя родная школа». «Здравствуй, моя дорогая школа! Эти слова я говорила тебе целых десять лет. И теперь, когда нам нужно с тобой расставаться, у меня в душе чувствуется какая-то опустошённость. Ты спросишь, почему? Не знаю. Наверное, потому что прощаюсь с гобой. Как это ни тяжело осознавать, но я уже стала взрослой, многое поняла, стала смотреть на мир уже другими глазами. Моему взрослению помогла ты, твой особый дух. Каждый день ты учила меня, помогала мне воспитать в себе личность». «Я хочу выразить свою великую благодарность за то, что вы для меня сделали, родные учителя. Вы приложили огромные усилия для того, чтобы нам, вашим ученикам, было легче жить. Наверное, ребёнок, учащийся в этой школе, ещё не осознаёт того счастья, которое имеет. Но стоит только ему приблизиться к моменту расставания со школой, как сразу не хочется отсюда уходить, потому что час прощания помогает почувствовать особую атмосферу школы, в которой мы находились одиннадцать лет». «В нашей школе самое главное то, что внутри, в душах преподавателей и учеников». «Когда я здесь училась, не задумывалась, что буду желать вернуться в школу скоро после ухода. Мне трудно представить, как выносят расставания со своими учениками учителя. А ведь это происходит каждый год! -5- Я живу недалеко от школы. Мне представляется сейчас, как я иду мимо неё, всматриваюсь в окна, возникает желание зайти посмотреть на лица любимых учителей, поздороваться, поговорить с ними, поделиться своими успехами и неудачами. Но вдруг вспоминаешь, что нужно бежать, иначе не успеешь. Ловишь себя на мысли, что зайдёшь завтра. А завтра может повториться то, что было сегодня. Школа, не обижайся. Теперь я попаду в бурлящую реку. Здесь нужно бороться и плыть, иначе утонешь. Да и ты знаешь об этом, а значит, понимаешь. Но ты будешь ждать и надеяться! И в один из прекрасных дней ты дождёшься. Все мы когда-нибудь сюда вернёмся, ведь всё возвращается на «круги своя».
О чём данный сборник? Этот сборник об опыте экспериментальной работы в школе по освоению теории и технологии средового подхода в воспитании как концептуальной основы деятельности общеобразовательного учреждения и определённого управленческого алгоритма. Работа по освоению и внедрению средового подхода ведётся более десяти лет. Думается, что в современных условиях модернизации общего среднего образования, когда актуальным становится аспект концептуализации профессионального мышления учителя, описание замыслов, конкретных результатов и возникающих трудностей может быть интересным для педагогов и управленцев, стремящихся находить эффективные и оптимальные пути достижения поставленной цели Что представляет собой сборник? Этот сборник — приглашение к разговору; попытка найти единомышленников; стремление постичь педагогическую истину; определённый взгляд на проблемы образования на современном этапе; некоторый опыт работы; возможность разрешения существующих противоречий в инновационном процессе по освоению теории и технологии средового подхода в воспитании. Чего не найдёте в предлагаемом сборнике? На страницах сборника нет универсальных педагогических рецептов и однозначных ответов на поставленные вопросы. Почему осваивается средовой подход? В последние годы характерным для общеобразовательной школы стало снижение её воспитательного потенциала, что, на наш взгляд, становится одной из причин неуспешности ученика. Негативные тенденции, касающиеся интеллектуального, духовного, физического и социального здоровья -6- подрастающего поколения, поставили пред школой новые задачи. Среди них наиболее важной является создание воспитательной системы школы, обеспечивающей полноценное формирование и развитие личности ребёнка. Существуют различные подходы в воспитании (личностный, деятельностный, ситуативный, событийный и др.), которые даюг положительные результаты. Однако опыт показывает, что все воспитательные технологии зависят от среды, поэтому управление процессом становления и развития воспитательной системы в нашей школе осуществляется в логике средового подхода. Актуальность освоения средового подхода в настоящее время связана с рядом трудностей, с которыми столкнулась современная школа. Во-первых, нынешнее окружение крайне разнообразно, многовариант но и нестабильно. Ориентироваться в такой среде педагог не в состоянии, так как не владеет знанием структуры среды, не представляет закономерностей воздействия среды на личность. Общеизвестно, чем сложнее и разнообразнее среда, тем сложнее её воздействие. Во-вторых, эффективность непосредственного, прямого влияния на личность ребёнка становится всё более слабой в силу ряда особенностей нашего времени: избыток информации и наличие сильно действующих технологий её подачи, отсутствие нравственных ориентиров, целевых установок, пропаганда иного образа жизни. При всём этом школа не может быть местом индивидуального обучения, она была, есть и будет массовой. В этой ситуации, не умаляя значения непосредственного контакта, педагоги вынуждены искать возможность опосредованного воздействия на учащихся. В чем суть средового подхода? Средовой подход как теория представляет особый понятийный аппарат, определённую семантику и своеобразную прагматику, то есть концептуальная основа теории средового подхода — во-первых, совокупность формализованного языка, во-вторых, единство пяти теоретических положений (среда осредняет личность; среда опосредует личность через возможности разного порядка; среда посредствует определённому образу жизни; среда становится средством воспитания при надлежащих значениях её параметров; среда — результат средообразовательных действий субъекта управления), в-третьих, соблюдение определённых правил комбинирования частей средового подхода. «Средовой подход как технология представляет собой опосредованное (через среду) управление процессом формирования и развития личности, которое являет собой следующие друг за другом и взаимодействующие между собой управленческие действия — средовую диагностику, средовое проектирование и средовое продуцирование воспитательного результата». -7- Чтобы не перегружать сборник теоретическими положениями (без которых невозможно понимание осмысленного нами и изложенного ниже материала), можно, во-первых, адресовать заинтересовавшегося читателя к монографии д.п.н. Ю.С. Мануйлова «Средовой подход в воспитании», во-вторых, обозначить основные положения программы опытно-экспериментальной работы в школе. Что представляет собой объект нашего исследования? Школа как воспитательная система. Каков предмет исследования? Управление процессом формирования и развития личности в воспитательной системе. Как сформулирована гипотеза исследования? Повысить эффективность формирования и развития личности ребёнка можно, если определить и использовать оптимальные формы освоения и встраивания в складывающуюся воспитательную систему основных технологических операций средового подхода, к числу которых следует отнести: а) постановку диагностически обоснованных целей; б) определение способов достижения целей; в) определение средств формирования целесообразного образа жизни; г) выбор, осуществление и анализ управленческих действий по реализации всего вышеназванного. Какова основная цель исследования? Реализация положений средового подхода в управлении процессом формирования и развития личности. В чём заключаются задачи опытно-экспериментальной работы? Охарактеризовать закономерности процесса освоения:
-8- ОСВОЕНИЕ ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ СРЕДОВОГО ПОДХОДАОВЛАДЕНИЕ ПРОЦЕДУРАМИ СРЕДОВОЙ ДИАГНОСТИКИВ начале экспериментальной деятельности был определён широкий спектр самых разных методик, с помощью которых мыслилось отслеживание результата. Проводя кропотливую работу по всем обозначенным в программе опытно-экспериментальной деятельности диагностикам в течение первого года, мы пришли к выводу, что процесс мониторинга получается крайне трудоёмким, результаты громоздки, загрузка всего педагогического коллектива невероятна, а оптимальность и эффективность проводимой работы минимальна. Поэтому была создана творческая группа, поставившая для себя следующие задачи. 1. Обозначить приоритет средовых диагностик (использование других диагностик считать оправданным при организации точного, детального, глубокого, разностороннего изучения выявленной проблемы). 2. Охарактеризовать на семинаре «Акценты» особенности средовой диагностики с целью их использования всеми членами педагогического коллектива. 3. Отобрать из пакета средовых диагностик техники, которые обеспечивают оптимальность изучения среды и личности в среде с учётом возраста учащихся. 4. Откорректировать диагностические бланки для осуществления мониторинга. В дальнейшем была организована проблемная группа «Освоение методов средовой диагностики», в которой работой учителей руководил школьный психолог. Именно эти учителя попытались решить поставленные задачи. В ходе экспериментальной работы была, во-первых, подчёркнута суть средовой диагностики, заключающаяся в оценивании среды по личности и личности по среде для последующего прогнозирования, проектирования и продуцирования воспитательного результата. Во-вторых, осмыслены особенности средовой диагностики, состоящие в следующем: «нестрогость» диагностики (средовая диагностика - диагностика «на глазок»); возможность изучения без специальной подготовки; опора на обыденное сознание, здравый смысл, житейский опыт, педагогическую культуру и интуицию учителя. В-третьих, обозначена необходимость использования диагностики для изучения школьной среды и возможность использования других «строгих» диагностик для разностороннего изучения выявленной проблемы. В-четвёртых, охарактеризован основной критерий, по которому было решено отслеживать -9- изменения, происходящие в школьной среде, — образ жизни всех участников образовательного процесса. В-пятых, дана классификация средовых диагностик с учётом возраста учащихся. Далее велась работа по корректировке и адаптации бланков, инструкций, подходов к обработке полученных данных. В качестве примера приведём работу над диагностикой «Среда-метафора». Суть этой диагностики — опосредованно через метафоры, сравнения, фразеологизмы получить информацию об оценке учащихся той или иной ниши. В авторском варианте Ю.С. Мануйлова бланк диагностики выглядит следующим образом: Далее к разделу "Теория средового подхода и школьная практика" (стр. 25-61)... |
|
|
|