ББК 74.200.587

П 63

Печатается по решению редакционно-издательского совета ПОИПКРО

 

Постигая истины средового подхода: Материалы по освоению теории и технологии средового подхода в воспитании / Под ред. Ю.С.Мануйлова. — Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2002. - 80 с.

 

Ответственные за выпуск: З.Я.Шевченко, Л.В.Волкова.

 

Рецензент – Э.С.Копысова, канд. ист. наук, доцент, зав. каф. воспитательных систем развития личности ПОИПКРО.

 

Сборник включает опыт освоения и внедрения средового подхода как управленческого алгоритма в практику общеобразовательных школ.

 

© Издательство Пермского областного института повышения квалификации работников образования, 2002

© МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 115», 2002

 

-2-

 Проблема освоения управленческих теорий и технологий – ключе­вая проблема педагогической инноватики.

В массовой практике результаты внедрения и освоения не всегда совпа­дают с ожиданиями инициаторов, организаторов и участников этого про­цесса, что и составляет проблему, обусловленную некомпетентностью субъектов инновационной деятельности.

Сегодня всё более очевидным становится тот факт, что прогресс в обра­зовании зависит не только от ценности научных разработок и внедряемых в практику открытий, но и от качества освоения их педагогическими коллек­тивами. Вне освоения вхождение новшества невозможно. Вопрос не столько в том, чтобы субъекты внедрения и освоения физически совпадали. Важно, чтобы стратегия внедрения учитывала закономерности процесса освоения новшества.

Настоящий сборник отражает опыт творческого освоения новшества педагогическим коллективом школы № 115 под руководством заслуженно­го учителя РФ руководителя-исследователя Зинаиды Яковлевны Шевченко.

Ю. С. Мануйлов

  -3-

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №115» функционирует с 1961 года. В 2001 году отметила свой 40-летний юбилей. В шко­ле учится 990 учащихся. Контингент учащихся разный, никакого отбора детей в школу не проводится. 86% составляют дети жителей микрорайона школы.

Школа находится в довольно сложном в социальном и экологическом отношении районе. Большинство родителей – малоквалифицированные работники, 40% которых не имеют постоянного дохода, эти семьи находят­ся за чертой бедности, что сказывается в первую очередь на детях. 106 уча­щихся школы растут в многодетных семьях, где родители не в состоянии обеспечить не только материальный достаток, но и создать ребенку необхо­димые условия проживания. 29 школьников живут с опекунами, которые нередко не находят контакта со своими подопечными в сипу разных при­чин: занятости, безразличия к опекаемому, чаще всего из-за преклонного возрас­та. В школе обучаются и дети из детского дома семейного типа.

В некоторых семьях, казалось бы материально благополучных, нравствен­ная ситуация также не благополучна. Диагностика «Мир интересов учащихся и их семей» показала, что основным ценностным ориентиром у многих ро­дителей стали деньги. Как следствие – душевная черствость по отноше­нию к детям, безразличие к их интересам, учебной деятельности. Неустро­енность быта, низкая культура, отсутствие духовных ориентиров характе­ризует многие семьи учащихся школы. Такое социально-экономическое положение основной массы населения района сказывается непосредствен­но и на здоровье детей.

Школьным центром «Здоровье» обследованы все учащиеся школы. Ана­лиз выявил высокую неинфекционную заболеваемость обследованных де­тей. Учащиеся имеют по 2-4 диагноза. Доля здоровых детей составила только 20,12% в младших классах, которая уменьшилась в два раза в старшем зве­не (12,07%). Число детей, имеющих хроническую патологию, увеличилось с 22,74% в младших классах до 42,67% в старших.

Создание воспитательной системы школы стало возможным благодаря работе сплочённого педагогического коллектива. Средний возраст педаго­гов школы 35 лет, в коллективе трудятся три заслуженных учителя РФ, де­сять Отличников народного просвещения, два Почётных работника общего образования;

-4-

72% педагогов имеют повышенную квалификационную кате­горию. Школе было присвоено звание «Школа года» и «Школа века». Опыт школы представлен на двух Всероссийских конференциях, организованных Институтом теории образования и педагогики РАО в октябре 1996 года и в ноябре 1998 года. Школа является областной опорной школой по теме «От воспитательной системы школы к воспитательным системам класса», рай­онной опорной школой по теме «Техника управления классом». В област­ном конкурсе воспитательных систем школа заняла IV место. Педагогами школы опубликовано более 60 статей в различных педагогических издани­ях; выпущен сборник «Активное формирование здоровья детей» (из опыта работы школы №115) под редакцией к.м.н. Н.И. Соловьёвой.

Показательным результатом деятельности школы могут быть отзывы выпускников. Традиционно выпускники школы пишут письма своей шко­ле. Некоторые фрагменты их писем.

«Спасибо, школа, за то, что помогала мне в трудную минуту решать не­которые мои проблемы. Именно в школе я понял, для чего нужно жить и зачем мы все рождаемся, своё предназначение».

«Дорогая школа! Я знаю тебя как старого друга, знаю тебя вдоль и попе­рёк. В твоих стенах я выросла, ты стала для меня второй мамой.

Конечно, в школе больше, чем где-либо, я приобрела много верных и хороших друзей и подруг. Я благодарна за это тебе, моя родная школа».

«Здравствуй, моя дорогая школа! Эти слова я говорила тебе целых де­сять лет. И теперь, когда нам нужно с тобой расставаться, у меня в душе чувствуется какая-то опустошённость. Ты спросишь, почему? Не знаю. На­верное, потому что прощаюсь с гобой. Как это ни тяжело осознавать, но я уже стала взрослой, многое поняла, стала смотреть на мир уже другими глазами. Моему взрослению помогла ты, твой особый дух. Каждый день ты учила меня, помогала мне воспитать в себе личность».

«Я хочу выразить свою великую благодарность за то, что вы для меня сделали, родные учителя. Вы приложили огромные усилия для того, чтобы нам, вашим ученикам, было легче жить. Наверное, ребёнок, учащийся в этой школе, ещё не осознаёт того счастья, которое имеет. Но стоит только ему приблизиться к моменту расставания со школой, как сразу не хочется отсю­да уходить, потому что час прощания помогает почувствовать особую ат­мосферу школы, в которой мы находились одиннадцать лет».

«В нашей школе самое главное то, что внутри, в душах преподавателей и учеников».

«Когда я здесь училась, не задумывалась, что буду желать вернуться в школу скоро после ухода. Мне трудно представить, как выносят расстава­ния со своими учениками учителя. А ведь это происходит каждый год!

-5-

Я живу недалеко от школы. Мне представляется сейчас, как я иду мимо неё, всматриваюсь в окна, возникает желание зайти посмотреть на лица любимых учителей, поздороваться, поговорить с ними, поделиться своими успехами и неудачами. Но вдруг вспоминаешь, что нужно бежать, иначе не успеешь. Ловишь себя на мысли, что зайдёшь завтра. А завтра может повто­риться то, что было сегодня. Школа, не обижайся. Теперь я попаду в бурля­щую реку. Здесь нужно бороться и плыть, иначе утонешь. Да и ты знаешь об этом, а значит, понимаешь. Но ты будешь ждать и надеяться! И в один из прекрасных дней ты дождёшься. Все мы когда-нибудь сюда вернёмся, ведь всё возвращается на «круги своя».

 

О чём данный сборник?

Этот сборник об опыте экспериментальной работы в школе по освоению теории и технологии средового подхода в воспитании как кон­цептуальной основы деятельности общеобразовательного учреждения и оп­ределённого управленческого алгоритма. Работа по освоению и внедрению средового подхода ведётся более десяти лет. Думается, что в современных условиях модернизации общего среднего образования, когда актуальным ста­новится аспект концептуализации профессионального мышления учителя, описание замыслов, конкретных результатов и возникающих трудностей может быть интересным для педагогов и управленцев, стремящихся нахо­дить эффективные и оптимальные пути достижения поставленной цели

Что представляет собой сборник?

Этот сборник — приглашение к разговору; попытка найти единомышленников; стремление постичь педагогическую истину; определён­ный взгляд на проблемы образования на современном этапе; некоторый опыт работы; возможность разрешения существующих противоречий в иннова­ционном процессе по освоению теории и технологии средового подхода в воспитании.

Чего не найдёте в предлагаемом сборнике?

На страницах сборника нет универсальных педагогических рецептов и однозначных ответов на поставленные вопросы.

Почему осваивается средовой подход?

В последние годы характерным для общеобразовательной школы стало снижение её воспитательного потенциала, что, на наш взгляд, ста­новится одной из причин неуспешности ученика. Негативные тенденции, касающиеся интеллектуального, духовного, физического и социального здоровья

-6-

подрастающего поколения, поставили пред школой новые задачи. Среди них наиболее важной является создание воспитательной системы школы, обеспечивающей полноценное формирование и развитие личности ребёнка.

Существуют различные подходы в воспитании (личностный, деятельностный, ситуативный, событийный и др.), которые даюг положительные ре­зультаты. Однако опыт показывает, что все воспитательные технологии за­висят от среды, поэтому управление процессом становления и развития воспитательной системы в нашей школе осуществляется в логике средового подхода. Актуальность освоения средового подхода в настоящее время свя­зана с рядом трудностей, с которыми столкнулась современная школа.

Во-первых, нынешнее окружение крайне разнообразно, многовариант но и нестабильно. Ориентироваться в такой среде педагог не в состоянии, так как не владеет знанием структуры среды, не представляет закономерно­стей воздействия среды на личность. Общеизвестно, чем сложнее и разно­образнее среда, тем сложнее её воздействие.

Во-вторых, эффективность непосредственного, прямого влияния на лич­ность ребёнка становится всё более слабой в силу ряда особенностей наше­го времени: избыток информации и наличие сильно действующих техноло­гий её подачи, отсутствие нравственных ориентиров, целевых установок, пропаганда иного образа жизни. При всём этом школа не может быть мес­том индивидуального обучения, она была, есть и будет массовой. В этой ситуации, не умаляя значения непосредственного контакта, педагоги вынуж­дены искать возможность опосредованного воздействия на учащихся.

В чем суть средового подхода?

Средовой подход как теория представляет особый понятийный аппарат, определённую семантику и своеобразную прагматику, то есть концептуальная основа теории средового подхода — во-первых, совокуп­ность формализованного языка, во-вторых, единство пяти теоретических положений (среда осредняет личность; среда опосредует личность через возможности разного порядка; среда посредствует определённому образу жизни; среда становится средством воспитания при надлежащих значениях её параметров; среда — результат средообразовательных действий субъек­та управления), в-третьих, соблюдение определённых правил комбиниро­вания частей средового подхода.

«Средовой подход как технология представляет собой опосредованное (через среду) управление процессом формирования и развития личности, которое являет собой следующие друг за другом и взаимодействующие меж­ду собой управленческие действия — средовую диагностику, средовое про­ектирование и средовое продуцирование воспитательного результата».

-7-

Чтобы не перегружать сборник теоретическими положениями (без кото­рых невозможно понимание осмысленного нами и изложенного ниже мате­риала), можно, во-первых, адресовать заинтересовавшегося читателя к мо­нографии д.п.н. Ю.С. Мануйлова «Средовой подход в воспитании», во-вто­рых, обозначить основные положения программы опытно-экспериментальной работы в школе.

Что представляет собой объект нашего исследования?

Школа как воспитательная система.

Каков предмет исследования?

Управление процессом формирования и развития личности в воспитательной системе.

Как сформулирована гипотеза исследования?

Повысить эффективность формирования и развития личности ребёнка можно, если определить и использовать оптимальные формы освоения и встраивания в складывающуюся воспитательную систему основных техно­логических операций средового подхода, к числу которых следует отнести:

а)      постановку диагностически обоснованных целей;

б)     определение способов достижения целей;

в)      определение средств формирования целесообразного образа жизни;

г)      выбор, осуществление и анализ управленческих действий по реализа­ции всего вышеназванного.

Какова основная цель исследования?

Реализация положений средового подхода в управлении процессом формирования и развития личности.

В чём заключаются задачи опытно-экспериментальной работы?

Охарактеризовать закономерности процесса освоения:

  1. Овладение средовой диагностикой (изучение среды, изучение лично­сти в среде, изучение образа жизни субъектов школьной воспитательной системы, представление результатов средовой диагностики).
  2. Встраивание в логику образовательного процесса технологических процедур проектирования (конструирование целей по среде, моделирова­ние определённого образа жизни, проектирование управленческих дей­ствий).
  3. Внедрение технологических процедур средообразования и воспита­ния средой.

-8-

ОСВОЕНИЕ ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ СРЕДОВОГО ПОДХОДА

ОВЛАДЕНИЕ ПРОЦЕДУРАМИ СРЕДОВОЙ ДИАГНОСТИКИ

 В начале экспериментальной деятельности был определён широкий спектр самых разных методик, с помощью которых мыслилось отслеживание результата. Проводя кропотливую работу по всем обозначен­ным в программе опытно-экспериментальной деятельности диагностикам в течение первого года, мы пришли к выводу, что процесс мониторинга по­лучается крайне трудоёмким, результаты громоздки, загрузка всего педаго­гического коллектива невероятна, а оптимальность и эффективность прово­димой работы минимальна. Поэтому была создана творческая группа, поставившая для себя следующие задачи.

1. Обозначить приоритет средовых диагностик (использование других диагностик считать оправданным при организации точного, детального, глу­бокого, разностороннего изучения выявленной проблемы).

2.  Охарактеризовать на семинаре «Акценты» особенности средовой диагностики с целью их использования всеми членами педагогического кол­лектива.

3.  Отобрать из пакета средовых диагностик техники, которые обеспечивают оптимальность изучения среды и личности в среде с учётом возраста учащихся.

4.  Откорректировать диагностические бланки для осуществления мониторинга.

В дальнейшем была организована проблемная группа «Освоение методов средовой диагностики», в которой работой учителей руководил школьный психолог. Именно эти учителя попытались решить поставленные задачи.

 В ходе экспериментальной работы была, во-первых, подчёркнута суть средовой диагностики, заключающаяся в оценивании среды по личности и личности по среде для последующего прогнозирования, проектирования и продуцирования воспитательного результата. Во-вторых, осмыслены осо­бенности средовой диагностики, состоящие в следующем: «нестрогость» диагностики (средовая диагностика - диагностика «на глазок»); возмож­ность изучения без специальной подготовки; опора на обыденное сознание, здравый смысл, житейский опыт, педагогическую культуру и интуицию учи­теля. В-третьих, обозначена необходимость использования диагностики для изучения школьной среды и возможность использования других «строгих» диагностик для разностороннего изучения выявленной проблемы. В-чет­вёртых, охарактеризован основной критерий, по которому было решено отслеживать

-9-

изменения, происходящие в школьной среде, — образ жизни всех участников образовательного процесса. В-пятых, дана классификация средовых диагностик с учётом возраста учащихся.

Далее велась работа по корректировке и адаптации бланков, инструкций, подходов к обработке полученных данных. В качестве примера приве­дём работу над диагностикой «Среда-метафора». Суть этой диагностики — опосредованно через метафоры, сравнения, фразеологизмы получить ин­формацию об оценке учащихся той или иной ниши. В авторском варианте Ю.С. Мануйлова бланк диагностики выглядит следующим образом:

 Далее к разделу "Теория средового подхода и школьная практика" (стр. 25-61)...

Конструктор сайтов - uCoz