Стихия как компонент среды

 Кораблев Олег Леонидович

Понятие «стихия» известно нам еще из древних текстов (Гераклит, Анаксимен, Фалес. Эмпедокл). К вопросам стихийных явлений в обществе, в разное время, обращались социологи и специалисты по изучению психологии масс и синергетической теории. В педагогике, о необходимости включения стихийных процессов в воспитательную систему, высказывались А.Т. Куракин, Л.И. Новикова.

Особая роль и значение «стихий» в воспитании отведена и обоснована в теории средового подхода Ю.С. Мануйлова, где стихия выступает важным компонентом среды, необходимым для ее понимания, изучения. Данный компонент очень важен, так как ответственен за вероятность реализации возможностей среды.

Среду образуют два компонента статический и динамический. Статический компонент представляет поле возможностей. Поле возможностей в теории средового подхода – это набор «ниш». Именно демонстрация возможностей среды и объединяют различные точки зрения на роль среды. Но сама по себе «ниша» или возможность не способна решать образовательные задачи. Активизация возможностей в логике средового подхода возможна благодаря динамическому компоненту среды – «стихиям», посредством «меченых».

Освоение и использование средового подхода является осознанием сложного понятия «среда» с позиций философского осмысления. В отличие от других точек зрения данный подход позволяет сформировать у педагога образное представление о сложнейших эволюционных и адаптационных, управляемых и неподдающихся управлению процессах в становлении личности.

Средовой подход рассматривает вариант самоорганизации личности, где выбор траектории ее развития зависит от преобладающей стихии. Она характеризует вероятность того, что предоставляемые средой возможности будут актуализированы и реализованы.

Если представить пространство жизненных возможностей субъекта, то это пространство будет видеться заполненным природными и социальными стихиями. Природные стихии способны изменять ландшафты, климат, социальные стихии влиять на функционирование различных социальных институтов, трансформировать систему ценностей, целей.

Именно социальные стихии являются важным динамичным элементом среды человека. Социальные стихии представляют собой организацию силовых процессов, которые подталкивают личность к определенному выбору. Толчком для рождения социальной стихии может быть природная стихия и наоборот. Стихия всегда обладает энергией, превосходящей энергетические возможности и ресурсы индивидуума. Стихии могут бездействовать, специально привноситься или же целенаправленно генерироваться субъектами управления. Они способны захватывать людей различных профессий, национальностей, жизненных ориентиров, разных возрастов и социальных слоев. Стихию можно определить как движущуюся массу любой субстанции и такой силы, которая увлекает субъекта, управляет его поведением, формирует личность. Примером социальных стихий могут служить стихии рынка, общественного протеста, страха, моды, телефономании, денег, конкуренции и т.п.

Благодаря понятию «стихия» обнаруживается новая грань реальности (отсутствующая в прежних педагогических системах) способная в обход сознания индивидуума влиять на его поведение и образ жизни. В своем поведении люди далеко не всегда руководствуются сознанием. Сфера психического бессознательного, феномены заражения, внушения, играют большую роль, чем принято думать [1].

Видимый образ стихийных процессов – это волна, энергетический поток, движение или колебание каких-то тел, частиц различной субстанции, субъектов.

Стихию очень часто представляют, как нечто негативное, приводящее к разрушению. Такое представление сложилось в связи с тем, что стихия считалась непредсказуемой и неуправляемой разрушающей силой. Но управляемая стихия способна и к созиданию. Нам представляется важным разделить понятия. Случайные и непредсказуемые процессы мы называем спонтанными. А вот процессы, движущая сила которых принадлежит стихиям, можно назвать стихийными. Стихийные процессы могут быть как управляемыми, так и спонтанными.

Стихия не может быть ни хорошей, ни плохой, и лишь субъективно по отношению к педагогической цели мы ее оцениваем положительно или отрицательно. Особенность стихий в их способности властвовать над человеком, принуждать, захватывать, увлекать индивида, метить его, программировать его поведение, проникать в различные сферы функционирования, и распространять свое влияние.

Признаками присутствия стихий выступает объединяющий массу или группу людей некий принцип самовыражения. Причем данный примечательный признак может не принадлежать отдельной личности, входящей в эту группу, массу. Признаки могут быть внешне заметными, могут быть глубоко скрытыми, могут проявлять себя случайно, могут закономерно.

Стихии позволяют объяснить некоторые факты, ранее необъяснимые в теории управления и воспитательных методиках… Практика убеждает в том, что стихии как социально-педагогический феномен способны инициировать, культивировать, утверждать образ жизни, создавать новые возможности и условия для реализации воспитательного потенциала среды [2].

Педагогический смысл явления, называемого «стихией», состоит в его власти над детьми. В образовательной среде педагог и ученик могут быть охвачены единой стихией, как созидательного, так и разрушительного направления. Учитывая и анализируя стихийные процессы в педагогике, становиться возможным, определять вероятностную связь между формирующимся типом личности, который захватила стихия, и её ценностным миром, а выявление определенных стихий в среде говорит о соответствующем доминировании этих компонентов среды в процессе воспитания.

 Литература:

 1. Мануйлов Ю.С., Шек Г.Г. Опыт освоения средового подхода в образовании: учеб-метод. пособие. – М.-Н. Новгород: РАСТР-НН, 2008. – 220 с.

2. Мануйлов Ю.С. О стихии, стихийности и стихиальности в образовании // Стихии, стихийность и стихиальность в образовании: сб. науч. статей / под ред. Ю.С. Мануйлова (отв. ред.), И.И. Сулимы, Е.В. Орлова, Е.М. Кузьминой. – М. – Н.Новгород: РАСТР-НН, 2007.

Конструктор сайтов - uCoz