Общественная научная лаборатория среды и средовых исследований в образовании |
Универсальные учебные действия как составляющие образа жизни школьникаБоровская Е.В. Федеральным государственным образовательным стандартом актуализируется понятие «универсальные учебные действия». Универсальные учебные действия определяются через способности и совокупность действий: «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса». Одни действия ребёнка необходимо бережно развивать (ребёнок по собственной инициативе проявляет их), другие настоятельно формировать (требуется помощь педагогов и родителей). Обращение к универсальным действиям подразумевает интенсификацию образовательного процесса, повышение активности, самостоятельности детей, переход от «действия к мысли» в начальной школе и «от мысли к действию» в средней. И это, несомненно, преимущество данного стандарта. Но есть и издержки: нередко в обращении к универсальным учебным действиям доминирует акцент на учебных компетенциях, связанных с информационным насыщением, на том, как можно быстрее подвести ребёнка к определённым педагогическим требованиям-результатам. С другой стороны, те педагоги, которые ожидают того, чтобы все дети уже в возрасте 6-10 лет только «сознательно и активно» присваивали социальный опыт, «самосовершенствовались и саморазвивались», могут упустить из виду возрастные психофизиологические особенности и тем самым задержать естественный их ход развития. Известно, педагогика – это «искусство меры». Следовательно, наравне с самостоятельностью, которая дается детям, наряду с богатым спектром предоставляемых возможностей, которые позволят детям проявить себя, необходима и некоторая доля принуждения (и этого не следует пугаться). Речь не идёт об угнетении и насилии. Ребенок может стать образованным и воспитанным человеком, только если в процессе его становления обоюдно присутствует должная мера развития и формирования. В современной педагогике существуют педагогические теории и технологии системного характера, к которым относится и средовой подход в образовании. Средовой подход наряду с системно-деятельностным может обеспечить полноценное становление личности ребёнка в процессе его образования, воспитания и социализации. Заметим, что деятельностный подход долгие годы остаётся доминирующим в отечественном образовании. Можно было бы даже говорить о диктате деятельностного подхода как «пандеятельностного», если бы не одно «но», которое заключается в том, что сами педагоги нередко справедливо не верят в то, что всё, чем занимаются дети и есть деятельность. Вряд ли, кто будет отрицать, что деятельность по своей сути есть сознательная целенаправленная активность человека, направленная на творческое преобразование себя и окружающей действительности. Никто не сомневается, что кроме деятельности существует ещё общение, определённое отношение, различное поведение. Все они несводимы к деятельности. В то же время в этих процессах происходит становление человека, и данные явления могут быть представлены через действия универсального характера. Деятельность – процесс и результат осмысленного понимающего поведения человека. Чтобы ребёнок целесообразно и системно воплощал ту или иную разновидность деятельности, необходимо обеспечить системный характер его мышления. Есть основания считать, что системное мышление ребёнка обеспечивается не только деятельностью, но и опытом поведения, типичным выражением отношения, привычным качеством общения. Подойти к системно-деятельностному характеру жизнедеятельности ребёнок может благодаря взрослым, способным организовать не только учебное время, но и воспитывающее влияние в системной логике. С этой целью можно обратиться к системному характеру воспитания, представленному в теории воспитательных систем академика Л.И. Новиковой, справедливо замечающей, что кроме учебной деятельности существует игра, общение, труд. Эти виды жизненной активности также могут осуществляться благодаря универсальным учебным действиям. В процессе становления теории коллектива и теории воспитательных систем, образ жизни и жизнедеятельность рассматривались как система деятельностей. Известно, что действия – это единица деятельности, но они также единица общения, поведения, а также могут иметь самостоятельный статус. ФГОС определяет следующие виды универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, знаково-символические и коммуникативные. Говоря об универсальных учебных действиях, индивидуальной траектории развития ребёнка, не следует забывать важнейшую с точки зрения развития общества сферу его совместного с другими бытия. Индивидуализация (настоящий стандарт рассчитан на индивидуализацию в большей мере), в которой, несомненно, много плюсов, тем не менее, нивелирует отечественную коллективную традицию образования. В отечественной культурно-образовательной традиции необходимо сочетать индивидуальное и коллективное, которые в повседневной реальности неразрывны друг от друга. Принцип равноправия дихотомических составляющих (дихотомия – греч. διχοτομία: δῐχῆ, «надвое» + τομή, «деление») в образовании подчёркивался и в работах Л.И. Новиковой. Дихотомия в образовании обеспечивает меру между традицией и новацией, развитием и формированием; обучением, воспитанием и социализацией. В этой связи своим обращением не только к деятельности, но к целостному образу жизни человека в процессе развития и формирования его личности, актуален средовой подход в воспитании (Ю.С. Мануйлов, 2002). Образ жизни в теории средового подхода является одновременно условием и способом достижения образовательного результата. Универсальная неразрывность образа жизни от хода жизни ребёнка, от со-бытования с другими людьми (детьми и взрослыми), от жизни школьника в школе и за её пределами позволяет рассматривать образ жизни человека как совокупность универсальных способов жизни, способов познания, развития, формирования и т.д. Представим составляющие образа жизни, определённые Ю.С. Мануйловым, как универсальные учебные действия. Для этого обратимся к компонентам образа жизни, изображаемым лингвистически словами с префиксом «со-» и воспроизведём в таблице группы способов как универсальные действия детей. Таблица Градация составляющих образа жизни человека (школьника, ребёнка…) в качестве универсальных учебных действий в системной логике средового подхода
Несомненно, что составляющие образа жизни обладают сложным философско-лингвистическим характером, осмысляемом в педагогической теории и практике. Подробно об этом можно прочитать в публикациях автора (Е.В. Боровская, 2010), а также исследователей философского-лингвистической специфики образа жизни (Ю.С. Мануйлов, 2010; Е.Н. Трегубова, 1994). Опыт показывает, что данные способы, предстающие в качестве универсальных учебных действий можно выявить в процессе наблюдения за детьми. По поведению ребёнка можно определить его заботливое сопереживание и сорадование удачному выступлению приятеля; задумчивое погружение в поиске ответа свидетельствует о сосредоточении и сопоставлении имеющихся в условии данных с возможным вариантом решения задачи. Если педагог стремится к сплочению школьного класса, то направляет свои усилия на то, чтобы дети сотрудничали друг с другом. Структурные составляющие образа жизни человека (ребёнка, школьника…) в определённой степени доступны для стороннего восприятия. Чаще всего окружающие видят некоторое оформление жизни, по которому судят о том, чем занят ребёнок. Чтобы предвидеть изменения в личности, спрогнозировать результат образования, необходимо разглядеть способы, с помощью которых школьники достигают определённого, в том числе, учебного и воспитательного результата. В пользу рассмотрения составляющих образа жизни человека как универсальных учебных действий говорит многое. Во-первых, то, что наряду с действиями, определяемыми федеральным государственным стандартом составляющие образа жизни человека имеют личностную специфику, обеспечивают характер коммуникации индивидуума с его с окружением и обстоятельствами жизни, а также специфицируют ценностные (аксиологические) приобретения ребёнка. Во-вторых, составляющие образа жизни (способы-действия) функционально, как и сам образ жизни человека, обеспечивают регулирование взаимодействия человека со средой его пребывания: особенности связи со средой, специфику преобразования информации поступаемой из среды, а, следовательно, и характер приспособления к среде. В-третьих, составляющие образа жизни обеспечивают качество постижения реальности, т.к. в зависимости от специфики сочетания способов-действий в образе жизни ребёнка зависит характер и результат познания. Составляющие образа жизни содержат важный педагогический потенциал, позволяющий целесообразно организовывать образовательный процесс, в необходимой степени учитывать, корректировать и, по возможности, кардинально изменять комбинации способов-действий с помощью стихий и средообразовательных действий. Оптимальный подбор способов-действий определяет характер образовательного процесса, как в учебное время, так и во внеурочных формах занятости детей. Целесообразностью способов как универсальных учебных действий обусловлен результат личностного роста детей. Универсальные способы-действия дают возможность разглядеть проблемы и несоответствия в образовательном процессе и позволяют предвидеть результат обучения, воспитания и социализации. Таким образом, рассматривая универсальные действия в терминах и системе координат средового подхода, мы можем достигнуть результата, адекватного требованиям ФГОС. Необходимо только придерживаться научно-обоснованной системной логики. Список литературы
Опубликовано: Педагогика и психология развития современного детства: материалы Международной научно-практической конференции 11-12 ноября 2011 г. / Под общ. ред. Т.Т. Щелиной. В 3-х частях. Ч. 2. – Арзамас : АГПИ, 2011. – 384 с. (С. 58-63). |
|
|
|