Как воспитать из первоклассника свободную личность
Лебедева А.Л.
В школе № 6 г. Выксы, которая является экспериментальной площадкой Лаборатории среды и средовых исследований в образовании, с самого начала обучения формируют у детей способность самостоятельно мыслить, использовать различные стратегии для решения учебных задач, работать творчески и осваивать материал вне зависимости от степени сложности. Обучение первоклассников ведётся по методикам, разработанным известным педагогом, директором Московского института здоровьесберегающих технологий в образовании В.И. Жоховым. Данные методики, являясь самостоятельной авторской системой, концептуально соответствуют технологии средового подхода, подтверждая его универсальность и эффективность в практическом применении.
Перед учителями, работающими по системе В.И. Жохова, стоит непростая задача. Приходится ломать стереотипы, сложившиеся годами, менять своё профессиональное мировоззрение и свой подход к тому, как учить, какие использовать средства для обучения.
Мощным средством влияния на личность учащегося является интеллектуальная среда урока, обладающая потенциалом, значительно превышающим возможности одного учителя и «набора привычных средств». Подача материала осуществляется таким образом, что значительно расширяет среду ребёнка посредством демонстрации ярких образов, рисунков, фотографий, фрагментов мультфильмов, художественных фильмов, прослушивания музыкальных произведений. Каждый урок наполнен богатыми возможностями для интеллектуального, сенсорного и духовного питания учеников. Все уроки записаны на диске, изображение транслируется на экране через проекторы. На результат работает не только дидактически выверенное содержание, но и качество фото- и видеоматериалов, способ подачи информации на экране, последовательность заданий, цветовая гамма мультимедийных слайдов, эстетика и здоровьесберегающая направленность концепции урока.
Любой урок начинается с исполнения детской песни и зарядки, включающей каждый раз новые упражнения, демонстрируемые на экране. При этом вводится название нового вида спорта, например, серфинга, что тоже расширяет кругозор ребёнка. На уроке детям предоставлена свобода выбора, свобода движения, свобода слова. Ребята могут вставать, писать стоя, ходить по классу (и даже выходить), подходить к другим ученикам. Ученики, справившиеся с заданием раньше других, подходят и помогают тем, кто испытывает затруднения. Дети привыкают свободно выражать свои эмоции, помогать и сочувствовать друг другу.
Учитель с пультом в руках управляет компьютерной программой, организует работу детей с предлагаемой информацией на экране. Педагогу, на первый взгляд, отведена малозаметная роль. На самом деле идёт сложная аналитическая работа по отслеживанию того, какими способами дети усваивают, перерабатывают и применяют учебную информацию. В зависимости от того, как воспитанники проживают урок: сомневаются или соглашаются, сотрудничают или соперничают, соучаствуют или сопротивляются, учитель меняет тактику управления. Меняется темп урока, соотношение хоровых и индивидуальных ответов, последовательность устных и письменных заданий. Также учитель на уроке отслеживает степень усвоения материала каждым учеником, его личные успехи. О том, что ребёнок имеет и умеет в результате проведённых уроков, делается запись для родителей в дневнике достижений учащегося. Например, имеет навык работы со словарём, представление о звонких и глухих согласных, знание таблицы умножения. Умеет читать выразительно, без ошибок, определять падежи существительных, за 10 минут решить 40 примеров, отличать тёплые и холодные тона и т.д.
Велика роль учителя по управлению вероятностным компонентом среды – присутствием стихий на уроке. Подбор учебного материала, включающий задания на развитие и правого, и левого полушария головного мозга, позволяет активизировать работу детей. Сочетание логических и творческих упражнений, задания на развитие любознательности и эрудированности помогают поддерживать быстрый темп урока, не вызывая переутомления детей. Богатство материала и динамика его подачи порождают стихию интереса, творческого поиска, игры. Свобода поведения детей на уроке помогает учителю генерировать стихии раскрепощённости, самоутверждения, разномыслия. Чаще всего дети на уроке отвечают хором. Это, несомненно, рождает стихии успеха и встречной активности, т.к. повторяя за теми, кто понял лучше и быстрее, ребёнок не только осваивает учебный материал, но и утверждается в своих силах и знаниях. Его робкий голос в общем хоре звучит уверенно и громко. Так дети учат друг друга. Они хлопают отличившимся ученикам, искренне сорадуются за них. У первоклассников нет отметок, нет конкуренции, нет неуспевающих, но есть достижения, соединение усилий каждого для достижения результата у всех.
Для достижения цели на уровне личности среда насыщается многими возможностями. Продуманная внеклассная работа является гармоничным дополнением уроков в системе Жохова. Спортивные секции, шахматный и вокальный кружки, театральный фестиваль, праздники с участием семьи позволяют сплотить детей, формируют здоровый, спортивный, интеллектуально-творческий образ жизни. Например, на Масленицу дети на бумажках писали плохие мысли и сжигали их в костре. На Новый год вырезали цветные ладошки и писали на них пожелания для себя и своих близких, дарили подарки, сделанные своими руками.
Несомненна здоровьесберегающая направленность системы Жохова. Проведённые исследования позволили установить, что дети меньше болеют, быстрее растут, быстрее, глубже и в большем объёме овладевают учебным материалом. Родители учеников отмечают то, что они ходят в школу с большим желанием, самостоятельно справляются с домашними заданиями, заметно обгоняют в развитии своих сверстников. Это и есть главный результат – личность, обладающая развитыми интеллектуальными способностями, творческим потенциалом, здоровьем. Работа по системе В.И.Жохова меняет и учителей. Меняется образ мыслей, образ действий, а значит, иным становится видение образа урока, обостряется понимание того, чем необходимо заниматься, а что делать необязательно, и даже вредно. Урок предстаёт как многоликое явление, открывающее педагогу новые конструктивные и технологические возможности. Он становится привлекательным для всех участников, повышая интерес, делая полноценнее отдачу и внушительнее трудовой эффект учителя при прочих равных с коллегами условиях. Несомненна его привлекательность, ресурсоемкость, психологическая глубина и соответствие требованиям нашего времени.
Опубликовано: газета ГОУ ДПО НИРО "Школа" - № 5 - март 2009 г.