К портрету творчески свободной личности современного школьника

Лебедева А.Л.

При определении образовательной цели на уровне личности важно представить образ воспитанника, мысленно сложить портрет выпускника, как социально-востребованный результат, достижение которого реально в условиях конкретного учебного заведения.

Рисуемый в сознании образ ученика предопределяется мировоззренческой позицией педагогов, их профессиональным уровнем, интеллектуально-творческим потенциалом школы.

Для педагогов привлекателен образ выпускника, который:

умеет мыслить оригинально, находить решения в новых, нестандартных ситуациях, выдвигать творческие, неожиданные идеи,

умеет мыслить критически, видеть ситуацию с разных точек зрения, использовать «силу выбора»,

умеет выражать собственное мнение и обосновывать его,

умеет представить образ того, что хочет, к чему стремится, находить способы реализации своих желаний, намерений,

умеет быть самим собой: естественным, раскрепощённым, независимым, уверенным в себе.

Идея воспитания свободного человека, способного реализовать свою творческую индивидуальность, актуальна и вполне соответствует современным тенденциям в обществе. Очевидно, что современный ребёнок растёт в условиях информационной свободы, что наряду с другими социальными и экономическими факторами активно влияет на формирование его личности. Другое дело, что школы не готовы к свободе, не видят в ней позитивного значения, не знают её сущности, способов её использования в педагогических целях.

В педагогическом контексте можно говорить об относительной свободе, о свободе как некоей степени уменьшения несвободы воспитанников. Свободу можно понимать как особенное состояние человека (духовное, психическое, гражданское, физическое и т.д.), обеспечивающее ему удовлетворение жизненных потребностей.

Человек становится в глазах окружающих свободной личностью в том случае, если он имеет способности, позволяющие ему реализовать жизненные потребности. В способностях заключается потенциал, сила человека.

Потребность в творчестве тождественна активности человека с целью самоутвердиться, изменить себя и своё окружение, раздвинуть границы возможного, преодолеть установленные рамки, нормы, шаблоны, обстоятельства.

Творчество – деятельность, в результате которой создаётся нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью. Личность – это субъект обладания ценностями среды. Творческая личность – человек, способный создавать нечто новое, оригинальное. Замыслы его согласуются с теми ценностями, обладателем которых он является.

Творчески свободная личность – образ человека, способного (поступать по-своему) создать нечто качественно новое для реализации жизненных устремлений (потребностей), согласно своей ценностной позиции.

Становление творчески свободной личности возможно при наличии двух факторов. Внутренний - это способности человека, его потенциал, и внешний – это среда, её возможности.

Человек не творит реальность саму по себе, он создаёт новые формы (убогие или яркие, привлекательные или незначительные (незаметные), стабильные или поверхностные), т.е. преобразует в зримое выражение существующее под влиянием этих двух факторов. Чем больше у человека способностей и чем больше возможностей в среде, тем более он свободен в своём творчестве. Для педагогики данное положение представляется особенно важным.

Свобода личности и её творческое своеобразие, самобытность выступают в процессе становления не только как взаимодополняющие, но и как взаимообусловленные качества воспитанника.

С одной стороны, важно уметь управлять творением, чтобы иметь желаемое, значимое для личности, соответствующее её устремлениям. С другой стороны, без свободы от шаблонности, банальности, нормативности невозможно создать новый продукт, реализовать (предложить) оригинальное видение какой-либо ситуации.

Все дети проявляют себя как-то, но для некоторых эти проявления нежелательны для них самих, неинтересны, не полезны для самодвижения, т.к. детей приучают действовать стандартно, повторяя кого-то, подчиняясь, следуя за кем-то. У детей часто нет возможности творить своё собственное, не поддерживается стремление к оригинальности в суждениях, к поиску нестандартных решений.

Воспитанник постоянно сталкивается с тем, что выходит за рамки прежнего опыта. Творчество – постоянный созидательный процесс, который пронизывает все сферы жизнедеятельности. В своё время автор коммунарской методики И.П.Иванов сделал замечательное изобретение и выразил его в форме «Всё творчески – иначе зачем?» Этим дерзким заявлением «иначе зачем» творчество тогда было объявлено самоцелью, критерием всех дел, всей жизни.

Критериями распознания творчески свободной личности являются интеллектуальные способности, имеющие отношение к творчеству: раскованность, гибкость мышления, оригинальность, воображение, изобретательность, раскрепощенность, самостоятельность, независимость суждений, интеллектуальная смелость, отсутствие страха перед неопределённостью и др. Каждый критерий имеет свои показатели – то, как проявляются способности в конкретных ситуациях. Доминирование той или иной способности на фоне проявления других придаёт личности свою специфику, самобытность.

Способности развиваются и формируются в процессе обучения. Процесс формирования ограничивает свободу воспитанников. Ограничение содержательно предстаёт в виде опыта человечества (запреты, пределы, границы дозволенного и т.д.). Воспитанник должен преодолевать пределы. Развитие – предоставление свободы для выбора, для поиска возможностей. Противоположность полюсов «свобода – несвобода», «творчество – шаблонность, конформизм» превращается в противоречие, преодоление которого позволяет получить качественно новый результат. Процесс взаимопроникновения, взаимообогащение противоположных позиций помогает актуализировать способности, значимые для творчески свободной личности.

Источник: официальный сайт Лицея № 8 г. Нижнего Новгорода:  http://www.lyceum8.nnov.ru/node/308/

Конструктор сайтов - uCoz