Общественная научная лаборатория среды и средовых исследований в образовании |
Через создание здоровьесберегающей среды к формированию социально-активной творческой личностиСоловьева (Агенорова) Е.В. Долгосрочное психолого-педагогическое исследование социального интеллекта мною было начатого в период обучения в Нижегородском Государственном педагогическом университете в 1997 году под научным руководством д.п.н. Сорокиной Т.М. Продолжением дипломной работы о социальном интеллекте стала программа организации объединений, советов и студий «САТЛ» («Социально-Активная Творческая Личность»). Прослушав в 2009г. в НИРО лекцию профессора Мануйлова Ю.С. о средовом подходе, я пришла к выводу, что исследование социального интеллекта можно продолжить на новом уровне. Средовой подход позволяет говорить об условиях формирования социального интеллекта. Его изучение с помощью инструментальной базы средового подхода – задача актуальная для построения современной инновационной модели образования и воспитания обучающейся молодежи. Одним из важнейших понятий, составляющих подход, является среда. Анализируя социально-психологическую ситуацию в учебном заведении, я пришла к выводу, что направляющей в психолого-педагогических и воспитательных программах должна стать работа по созданию здоровьесберегающей среды. Данный вывод основан на ухудшении состояния здоровья обучающейся молодежи лицея, причем не только физического, но и духовного. Внедрением средового подхода я занимаюсь три года. Настоящий подход стал базовым в созданных мною и реализуемых педагогическим коллективом программах: общелицейской программы «Здоровье» по профилактике молодежной наркокультуры и асоциального поведения (2009г.), целевой программы «Дети-сироты» (2009 г.), целевой программы «Неполная семья» (2011 г.), программы деятельности социально-психологической службы «От развития психологического здоровья к формированию здорового образа жизни». В результате реализации вышеперечисленных программ получены следующие результаты: - обобщен и систематизирован опыт профилактической работы лицея, расширен круг реализаторов программы «Здоровье» (преподаватели физики, химии и др.), - систематизирована работа с сиротами и разработана технология социальной адаптации детей-сирот на основе средового подхода, - реализуется системный подход в работе с семьей, в т.ч. неполной, неблагополучной, - проводятся систематические профилактические мероприятия для обучающихся, состоящих на различных формах учета: беседы по формированию здоровьесберегающей среды, тренинги по профилактике, - проводятся лекции и тренинги для педагогического состава по прояснению смысла средового подхода. Идея средового подхода заключается в том, чтобы создать благоприятную почву для развития личности обучающегося, а уже затем требовать высоких результатов. Здесь уместно сделать сравнение с цветком, который распускается лишь в том случае, если хорошо удобрена земля, на которой он растет, осуществлен достаточный полив и т.д. Но важно также учесть и тот факт, что система создания здоровьесберегающей среды должна быть гибкой и актуальной к требованиям поступающих абитуриентов, их родителей и общества в целом. Поясним это положение. Важным понятием средового подхода является «ниша». Ниша – это пространство возможностей для развития способностей личности. Это может быть конкретное место, конкретный урок, конкретная вещь. Так, здоровьесберегающими нишами нашего лицея являются: ФОК, библиотека, кабинет психолога и др. Кроме того, на базе лицея работают спортивные секции и кружки, они тоже являются здоровьесберегающими нишами, причем перечень секций и кружков меняется в результате анализа интересов обучающихся. Важно подчеркнуть, что здоровьесберегающая среда способствует не только развитию и сохранению физического, но и духовно-нравственного здоровья. К созданным собственно психологическим здоровьесберегающим нишам относятся:
Базой распространения идей средового подхода в лицее стали социально-психологическая служба (педагог-психолог, социальный педагог), методическое объединение классных руководителей, преподаватели учебных дисциплин: химии, физики, биологии, «Этики и психологии межличностных отношений», физкультуры, ОБЖ. Перспективы изучения социального интеллекта вижу в расширении исследовательской базы и внедрении средового подхода в образовательный процесс через методические комиссии по профессиям и по предметам различных циклов. Опубликовано: Среда в образовании: концепции и практика: материалы Международной заочной научно-практической конференции (15 апредя 2012 г.), отв. ред. Ю.С. Мануйлов. РНПЦ "Костанай дарыны", Центр Научных Инвестиций, Н. Новгород, 2012. - С. 102-104 |
|
|
|