Цыганова Л.А., Орлов Е.В. Школа № 38 Нижнего Новгорода: опыт реализации средового подхода (С. 274-281) // Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Редактор-составитель Е.И. Соколова / Под общей редакцией доктора педагогических наук Н.Л. Селивановой. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 336 с.
Школа № 38 Нижнего Новгорода: опыт реализации средового подхода
Школа № 38 Нижнего Новгорода создавалась как муниципальное образовательное учреждение. Это была самая обычная, традиционная школа, каких большинство в городе. В пространстве школы оказались люди разных возрастов, интересов, склонностей и опыта: учителя, учащиеся, родители. Среди них были те, кто поддерживал идею школы как гуманистической воспитательной системы, ориентированной на личностное развитие ребенка. В их представлении школа – "теплый дом", "живой организм", "духовная ниша", где должны господствовать взаимоуважение, заинтересованность друг в друге, творческий труд детей и взрослых, их взаимопонимание.
Как же создать этот дом, чтобы он был не только теплым, но и открытым, а не замкнутым в себе пространством, чтобы он был открыт для всех детей, а не только для избранных, чтобы в этом мире каждый находил то, что нужно для его личностного развития, и через него ребенок входил бы в окружающую школу действительность?
Нам помог средовой подход в той его трактовке, которую дает педагог Ю.С. Мануйлов. Суть этого подхода в том, чтобы воспитывать детей (да и педагогов) через ту среду, которая окружает их как общность, через организацию восприятия этой среды, совершенствуемой самими детьми с помощью педагогов, родителей, друзей школы.
Это было непросто. Школа очень пестрая по своему составу. Ныне в ней обучается 716 детей, из которых 134 дошкольника (в школе имеется пять стационарных дошкольных групп для детей 4–7 лет и две группы "Развитие" - приходящие из микрорайона на три часа занятий дети 3–7 лет). Всего в школе 67 педагогических работников (учителя, воспитатели, вожатые, социальный педагог, учитель-логопед, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования). Кроме того, в школе трудятся медицинские работники: врач-педиатр, врач-психотерапевт, медицинские сестры, инструктор ЛФК, массажист. К сожалению, в педагогическом составе всего двое мужчин (и 65 женщин!). Средний возраст учителей – 42 года.
Режим работы школы тоже пестрый. Подготовительная ступень - пятидневка; первая ступень - пятидневка с шестым развивающим днем; вторая ступень - шестидневка. Продолжительность уроков - 40 минут. Продолжительность занятий в подготовительной ступени – 25–30 минут.
Правда, материально-техническая база школы весьма приличная. Но это сейчас. Открыта же школа была в 1992 году как начальная на базе средней школы № 35, от которой и была отделена. Через два года школе было передано дополнительно здание бывшего детского сада, а затем присоединена часть здания компьютерного центра. Все это потребовалось эстетически организовать как предметный мир детей. Создать комфорт, дающий возможность не только обучать, но и одухотворять детскую жизнь. Для этого в основном помещении школы изменили интерьер. Оборудовали спортивный и тренажерный залы, кабинеты психолога и художественного труда; озеленили рекреакции и классные комнаты. Осуществили полную реконструкцию помещений детского сада. Открыли бассейн и фитобар. Оборудовали залы для занятий лечебной физкультурой и массажа. Организовали театр, изостудию, музыкальный зал, гостиную. Обустроили помещения гардероба, вестибюля, лестничные проемы. Образовали службы логопеда, психотерапевта, валеолога, психолога. Оснастили компьютерный класс современной техникой и программными средствами.
Самым существенным стало обновление содержания образования. Учителя школы создали авторские программы по экологии, валеологии, информационной культуре, декоративному искусству, дизайну. Овладели новыми педагогическими технологиями, позволившими насытить среду не только учебными предметами, но и различными свето-, формо-, цветообразующими элементами, визуальными полями и звуковыми сочетаниями, художественными образами и другими средообразующими компонентами. Сама среда стимулировала активность детей при организации соревнований, конкурсов, олимпиад.
Для более полноценного воспитания стали использоваться и возможности окружающей школу среды. Дети обустраивали территорию школьного двора, ухаживали за посадками. Постепенно интересы школы расширялись. Объектами внимания стали историческая часть Нижнего Новгорода (обследованы архитектурные памятники - Печерский и Благовещенский монастыри, ярмарка, старые улицы, сохранившие былой архитектурный облик), уникальные природные зоны города (Волжский откос, Щелковский хутор. Зеленый город), природные ареалы Заволжья и Волго-Окского междуречья. Организовывались исследовательские экспедиции школьников в сельскую местность, в различные природные зоны (в окрестности села Юрасова Борского района, Карпунихи Уренского района, на остров Телячий на Волге), в заповедники и заказники области (Керженский заповедник, Пустынский заказник), в другие города (Арзамас, Ветлугу, Дивеево, Обнинск).
Вся эта среда позволила обогатить воспитательную систему школы. Преобразования были бы невозможны, если бы одновременно не совершенствовалась и сама профессионально-педагогическая среда. В ней образовались творческие группы и коллегии учителей. Проводились организационно-деятельностные игры ("Детский сад – среда детей и взрослых", "Эффективный учитель - успешный ученик", "Школьное окно", "Учком на сцене и за кулисами") и методические семинары. Учителя овладевали новыми педагогическими технологиями, работали по экспериментальным программам ("Оптимальный двигательный стереотип", "Сказка-терапия" – для детей 5-6 лет; "Тонкая моторика и выразительные движения" – для первого класса). Значительное место в жизни педагогического коллектива стало занимать общение с учеными различных специальностей.
Все это, естественно, произошло не сразу. Воспитательная система школы № 38 прошла три этапа в своем развитии: осмысления своих функций и возможностей; проектирования путей развития; преобразования среды, превращения ее в среду воспитывающую.
Ныне мы пришли к выводу, что наш опыт становления и развития воспитательной системы оправдывает выбор, сделанный нами в начале пути, нашу ставку на среду воспитывающую. Свидетельство тому - наш ученик, способный ориентироваться в знаниях соответственно своему возрасту, готовый решать творческие задачи, видеть проблемы, мыслить альтернативно, комбинировать усвоенные способы деятельности, находить новые способы решения задач при наличии известных. Изменилось поведение детей. Они стали ориентироваться на нравственные ценности воспитательной системы, обрели коммуникативность и умения действовать в сообществе. Но все это не предел.
В настоящее время завершен лишь первый этап реализации нашей программы, которая разрабатывалась группой учителей школы во главе с администрацией. Следующий этап - коррекция этой программы. На этом этапе будут уточняться критерии оценки результата, отслеживаться конечный результат и определяться перспективы дальнейшего развития.
В процессе диагностики отмечено, что уровень личностного развития учащихся школы не всегда соответствует показателям успеваемости. Причины этого мы видим в том, что:
· отсутствует субъектный подход в целеполагании педагогической деятельности воспитателей и учителей школы;
• нет ясного представления о влиянии образа жизни школы на развитие личности ребенка;
• не всегда используются наличные возможности среды для развития личности ребенка и тем более далеко не всегда такие возможности создаются за счет преобразования среды.
Надо, чтобы все школьные работники (не только педагоги) видели школу как гуманистическую воспитательную систему, ориентированную на личность. Надо, чтобы все использовали средовой подход в управлении школой как воспитательной системой. Такой подход представляет собой систему действий со средой, превращающих ее в средство диагностики, проектирования и продуцирования воспитательного результата.
Традиционно среда представлялась как условие, фактор формирования и развития личности. В соответствии с коэволюционным подходом, выражающим идею взаимного влияния друг на друга компонентов системы, их взаиморазвития, среда в воспитательной системе является средством формирования образа жизни личности, а значит, и средством ее развития.
В итоге мы разработали концепцию, которая должна лечь в основу дальнейшего развития нашей школы как воспитательной системы.
Как уже говорилось, управление процессом становления и развития воспитательной системы нашей школы осуществляется в соответствии с логикой средового подхода. Реализация его в настоящее время связана с рядом трудностей.
Во-первых, нынешнее окружение школы стало крайне разнообразным, многовариантным и нестабильным. Ориентироваться в такой среде в состоянии далеко не каждый педагог, так как он не знает структуры среды.
Во-вторых, непосредственное, прямое влияние на личность ребенка становится все более неэффективным в силу ряда особенностей нашего времени (избыток информации и наличие сильнодействующих технологий ее подачи, отсутствие четких нравственных ориентиров). При всем этом школа не может быть местом индивидуального обучения: она была, есть и будет массовой. В этой ситуации особенно важно находить возможность опосредованного воздействия на учащихся, не умаляя 'значения индивидуального подхода, а учитывая его в своей деятельности.
В основе средового подхода в воспитании лежат следующие наши представления.
Среда в школе есть то, среди чего пребывает личность в нашей воспитательной системе. Отсюда возникают педагогические возможности изучения личности в среде, проектирования личности с учетом среды, воспитания личности средой.
Среда осредняет личность. Богатая среда - обогащает, бедная - обедняет, свободная - освобождает, здоровая -оздоравливает. Среда как средство управления состоит из статических элементов - ниш[1] и динамических - стихий[2] (Ю.С. Мануйлов). Воспитывать средой, через среду, через ее ниши и стихии - значит формировать тип ее обитателя.
Среда опосредует путь развития индивида, ибо предлагает различные возможности в виде материальных, социальных и культурных ниш и посредствует через стихии формированию определенного образа жизни.
Образование среды с надлежащими значениями ниш есть производное средообразовательных действий субъекта управления. Действия со средой и есть сущность опосредованного управления воспитательной системой школы.
Технология опосредованного воспитания, воспитания через среду представляет собой:
• средовую диагностику - обследование реальной среды, определение господствующих в ней стихий;
• проектирование среды и средообразовательного процесса, прогнозирование разрешающих возможностей среды; конструирование надлежащих ее значений; моделирование средообразовательных стратегий; планирование мер, направленных на реализацию данных стратегий; средовое продуцирование воспитательного результата.
Целью и результатом деятельности гуманистической воспитательной системы в нашем понимании является личность воспитанника школы, которая выступает в качестве субъекта обладания ценностями той среды, в которую мы его включаем.
Для этого среда должна быть организована соответствующим образом. Чтобы ученик имел знания, среда должна быть обогащающая: помогающая сосредоточению на знаниях, поощряющая соотнесение, сопоставление, соизмерение, побуждающая к анализу, порождающая сомнение, показывающая демонстрацию знаний, понуждающая к сохранению мотивации к учению. Чтобы ученик имел установку на творчество, среда должна быть одухотворяющей, порождающей созерцание, подталкивающей к созиданию, позволяющей созидать. Объединяющая среда помогает согласовывать цели и действия, поддерживает сотрудничество с человеком, порождает сообщение и соперничество с другими. Оздоравливающая среда понуждает к сопротивлению, позволяет совершенствоваться, согласовать свои действия с природой. Подчиняющая среда подводит к соблюдению законов природы.
Организовывать такую среду мы пытаемся, создавая соответствующие места в школе и вне ее (ниши), насыщенные необходимым питанием для ума, души и тела, оснащенные материально и выверенные содержательно, подкрепленные соответствующими педагогическими кадрами, способными вносить необходимые созидательные стихии или упреждать разрушительные. Таким образом, мы организуем опосредованное управление процессом формирования и развития личности учащегося.
Естественно, что эффективность его зависит от деятельности педагогов. Изучение новых педагогических теорий, освоение новых технологий, участие в создании и реализации программы школы активно осуществляется через педагогический коллектив, его творческое ядро. Можно представить следующую структурную схему организации методической и творческой деятельности педагогического коллектива школы.
Что же касается учащихся, то средовой подход по отношению к ним осуществляется в нашей школе по многим каналам: агролабораторию, школьный театр, клуб "Горизонт", организацию тематических экскурсий в вузы, НИИ, на предприятия города, учебно-экологические экспедиции, систему предметных недель, олимпиады, конкурсы, викторины, выпуск ежемесячной газеты "Мой друг - компьютер", организацию работы кружков и секций.
Вся эта работа проводится педагогическим коллективом совместно с родителями.
[1] Ниша-это определенное пространство возможностей, позволяющее детям удовлетворять свои потребности. Условно ниши можно подразделить на природные, социальные, культурные. Нишей может быть музыкальное произведение, дружеская компания, учебная деятельность, уголок природы, любимая вещь, художественная студия и т.д. Педагогический смысл понятия заключается в том, что ниша, будучи духовным, материальным Или социальным образованием, обеспечивает выражение ребенком своих субъектных свойств.
[2] Под стихией понимается неорганизованная, ничем не сдерживаемая сила, действующая в природной и общественной среде в виде того или иного социального движения, информационного потока, волны интереса к чему-нибудь, ярко обнаруживаемого стремления к какому-либо действию. Педагогический смысл "стихии" состоит в ее власти над детьми. Стихия обладает принуждающей, подчиняющей силой, она детерминирует выбор детьми возможностей своего саморазвития. Ниши -это параметр возможностей, стихии - параметр вероятности реализации возможностей.
В сети Интернет эту статью можно прочитать и на очень привлекательном сайте "Педагоги-новаторы" в разделе "Образовательные концепции".