ОПОСРЕДОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ ПОЛНОГО ДНЯ

  Орлов Е.В., Цыганова Л.А.

В рамках городской экспериментальной площадки Департамента образования и социально-правовой защиты детства г. Н.Новгорода, школа № 35 разрабатывает проект «Создание инновационной модели школы полного дня». Проект был отмечен на уровне федерального конкурса инновационных школ, лауреатом которого является школа.

Управление школой осуществляется в логике средового подхода и может быть представлено в следующей схеме:

Управление представляет собой систему действий по диагностике разрешающих возможностей среды, проектированию целей, способов и средств их достижений, преобразованию школьной среды.

Проект «Школа полного дня» появился потому, что среда жизнедеятельности детей, включающая школу, семью, круг их общения, не обладала теми возможностями, которые способствуют становлению личности, обладающей характеристиками, которые определил коллектив школы как педагогическую цель. Под целью, согласно положениям средового подхода, мы понимаем личность ученика как субъекта обладания ценностями. Соответственно, модель личности на уровне типа представляет совокупность ценностей, которыми может овладеть выпускник школы. Он может иметь знания об окружающем мире и уметь пользоваться различными способами их применения; иметь интерес к человеку и коммуникативные умения; иметь систему нравственных ценностей и уметь их отстаивать; иметь физическое здоровье и уметь его совершенствовать. Перечисленные характеристики относятся к четырем сферам личности – интеллектуальной, коммуникативной, нравственной и физической.

Соответственно, среда пребывания школьников должна соответствовать по своим возможностям поставленной цели. Для того чтобы моделировать среду школы, необходимо определить её параметры. В средовом подходе выделяются три вида параметров как характеристик свойств среды: 1) параметр возможностей как наличие необходимой трофики, характеризующее субстациональное свойство среды; 2) параметр вероятности как наличие соответствующей стихии, характеризующее функциональное свойство среды и 3) параметр достоверности как наличие меченных соответствующей стихией, характеризующее результирующее свойство среды.

Параметр возможности определяется через качественную и количественную характеристику трофики в тех нишах, где пребывают учащиеся. Значение параметра возможности среды оценивается по понятиям необходимости и достаточности трофики для достижения цели. Осваивая эту трофику, школьники будут иметь необходимые ценности и уметь пользоваться ими. Такая ниша, как Научное общество учащихся имеет богатую трофику в области знаний по выбранному предмету. Иметь эти знания, уметь применять их в практических исследованиях ученик сможет только тогда, когда он будет углубляться в эту нишу, когда сможет пользоваться её трофическими возможностями.

Значение параметра вероятности определяется по наличию благоприятствующих или препятствующих достижению цели стихий в нишах. От этого зависит вероятность того, что необходимую трофику учащийся захочет освоить. Ведь приобрести знания ученик может только сам. А для этого он должен заинтересоваться ими, увлечься. Вероятность того, что учащийся будет потреблять предоставленную трофику, зависит от тех стихий, которые будут господствовать в данной нише. Если в НОУ будут жить стихии интереса к научным знаниям, стихия поиска, стихия вопрошания и творчества, то велика вероятность поглощения информации по данному предмету, применения полученных знаний в исследовании каких-то вопросов, изучении прикладных аспектов.

Значение параметра достоверности определяется через количество учащихся, которые оказались захваченными благоприятствующей стихией, вследствие чего стала высокой вероятность их интереса к необходимой для развития личности трофики.

Там, где соответствующая стихия совпадает с наличием трофических возможностей, и возникает событие, являющееся ступенькой в процессе образования учащегося. Таким образом возникает сетка возможностей для учащихся, когда в определенных нишах соответствующую трофику поддерживает надлежащая стихия. Эту сетку возможностей мы и использовали в построении модели опосредованного управления школой полного дня.

Управление осуществлялось путем последовательного выполнения диагностических, проектировочных и продуцирующих действий.

Диагностические действия.

Оценка среды жизнедеятельности детей была проведена нами до начала проекта методом экспертной диагностики. Это было необходимо для проектирования тех преобразований в школе, которые будут способствовать достижению целей. Экспертиза проводилась по параметру возможности трофических ниш и вероятности «приятия» трофики.

Предварительно был обозначен круг ниш, которые определяют образ жизни детей и, в конечном итоге, характеристики их личности. Затем определены трофические возможности ниш в плане их влияния на развитие той или иной сферы личности школьника. После этого оценивалось наличие господствующих в нише стихий, которые способствуют или не способствуют восприятию трофики. Доминирующие стихии оценивались по их силе и фронту распространения.

По совокупности влияния ниш на процесс становления личности оформлялась графическая модель среды, где полнота трофических возможностей для развития каждой из четырех сфер личности была градуирована нами по пятибалльной шкале (отсутствие надлежащих возможностей – 0 баллов, наличие незначительных возможностей – 1 балл,  средние возможности – 2 балла, возможности выше средних – 3 балла, наличие достаточных возможностей – 4 балла).

Ось 1 – интеллектуальная сфера

Ось 2 – коммуникативная сфера

Ось 3 – нравственная сфера

Ось 4 –сфера физической культуры

 Рис. 1. Графическая модель возможностей среды для становления личности

Данная модель позволяет педагогу наглядно представить и оценить возможности среды пребывания ученика. Идеальная для становления личности среда представлена на рис. 1. и соответствует целям школы как средство их достижения.

Оценка возможностей школьной среды до реализации проекта «Школа полного дня» показала, что в школе отсутствовало целесообразное управление процессами становления личности. Школьники чисто случайно пользовались теми или иными возможностями среды. Школьные ниши работали в основном на интеллектуальную сферу личности и частично на коммуникативную сферу (рис. 2.).

  

 Рис. 2. Графическая модель реальных возможностей среды до начала проекта

При таких значениях среды происходит развитие интеллектуальной сферы за счет перенапряжения сил организма, снижения уровня психического и физического здоровья. Это типичная картина для общеобразовательной школы. Частично ситуация может быть оптимизирована за счет освоения новых технологий организации урока.

Однако возможности урока ограничены, и все большее распространение в современном образовании приобретает идея школы полного дня, позволяющая обогатить среду жизнедеятельности ученика.

Проводилась и диагностика среды жизнедеятельности каждого ученика в классе. После этого выявлялись группы учеников со схожими возможностями для становления личности. Эти типичные характеристики среды помогают составить групповые планы развития учащихся, скорректировать их занятость в послеучебное время.

Проектировочные действия направлены на определение тех ниш в школьной среде, которые могут предоставить возможности учащимся для развития и формирования полноценной личности, для обладания широким набором ценностей.

Для начала мы очертили круг ниш, которые позволят расширить возможности школьной среды во второй половине дня. Затем эти ниши были оценены с позиций доминирующего влияния на ту или иную сферу личности. Затем обозначались необходимые стихии, доминирование которых делало вероятным полноценное использование трофических возможностей. Особенно важным было определение «носителей» надлежащих стихий, тех педагогов, которые могли генерировать ту силу, которая увлекает школьников, побуждает их к «поглощению» нужной трофики.

В результате была оформлена «сетка возможностей» для управления процессом становления личности школьника (пример сетки в табл. 1.). Сетка представляет собой характеристику среды пребывания школьников через параметры возможного и вероятного, которые позволяют оценить степень воздействия ниш на ту или иную сферу личности. Трофические возможности оцениваются по трёхбалльной шкале: ограниченные, достаточные и богатые; параметр вероятности оценивается по пятибалльной шкале: вероятность благоприятствующей стихии может быть низкая, ниже среднего, средняя, выше среднего, высокая.


 Были спроектированы и те организационные (преобразовательные) действия, которые необходимо было произвести для активизации возможностей школьной среды. К ним, прежде всего, относится организация такой структуры, действующей во второй половине дня, как Центр развития и поддержки здоровья детей.

Главным продуцирующим управленческим действием стала организация такого Центра. Обеспечение деятельности центра, в котором объединены усилия классных руководителей, школьных психологов, воспитателей, родителей и самих учащихся, осуществляется по следующей технологии, включающей 6 этапов.

На первом этапе проводится экспертная диагностика среды пребывания учащихся педагогами, психологами и медиками школы.

Второй этап – составление классным руководителем карты возможностей учащихся класса.

На третьем этапе определяется индивидуально-групповая программа педагогической коррекции. Её осуществляет классный руководитель, используя при этом сетку возможностей школы.

Четвертый этап включает сопровождение учащегося по сетке возможностей и отслеживание предварительного результата. Для этого проектируются специальные диагностические методики.

Пятый этап – оценка индивидуально-групповой программы коррекции, после чего педагог вносит уточнение в эту программу.

Шестой этап представляет собой отслеживание и оформление результатов работы. Педагог сопоставляет характеристики личности ученика с целью школы – моделью выпускника. Обучение коллектива школы данной технологии рассматривается нами как основное управленческое действие на этапе продуцирования результата.

Школа обладает развитой системой дополнительного образования. Это обстоятельство позволяет использовать столь богатый ресурс для организации сетки возможностей в формировании позитивного образа жизни и развития личности учащихся. Оценка возможностей школьной среды позволил сделать вывод о том, что занятия во второй половине дня могут способствовать становлению следующих сфер личности учащихся первой, второй и третьей ступеней школы (рис. 4.).

В целом данные возможности несколько компенсируют существующий перекос в развитии личности учащихся школы (сравни рисунки 2 и 4). Однако видно, что пока ещё возможностей среды школы не хватает для полного соответствия целям. В первой ступени недостаточны возможности для становления коммуникативной и физической сфер личности. Если для первой ступени такое положение не носит критичного характера, то в силу особенностей сенситивных периодов, во второй ступени недостаток возможностей для развития коммуникативной и нравственной сфер опасны.

В связи с этим принимаются меры по определению управленческих шагов, направленных на обогащение среды школы соответствующими возможностями, прежде всего, в области организации детского самоуправления.

В третьей ступени также наблюдается значительная нехватка возможностей для развития нравственной сферы учащихся. Для обогащения среды в третьей ступени школы был разработан проект по внедрению индивидуальных учебных планов, позволяющих повысить уровень самоопределения и самоконтроля старшеклассников.

 Рис. 4. Графическая модель реальных возможностей учащегося во второй половине дня


Таким образом, первый этап реализации проекта «Школа полного дня» в технологии средового подхода позволил, с одной стороны, более рационально использовать возможности школьной среды, а, с другой стороны, выявить те недостатки, которые не позволяют в настоящее время полностью реализовать намеченные цели и определить направления дальнейшей управленческой деятельности по проекту.

Опубликовано: Личность - среда - управление: Материалы региональных научно-педагогических чтений, посвященных педагогическому наследию и развитию идей академика Л.И. Новиковой, 19-20 марта 2009 г. Ч. I / отв. ред. профессор Ю.С. Мануйлов. - Н. Новгород, 2010. - 177 с. - С. 108-114. 

Конструктор сайтов - uCoz