Средообразовательные действия классного руководителя по формированию у школьников социально приемлемых жизненных ориентиров (методические рекомендации)
Ю.С. Мануйлов, К.В. Троицкая, М.Н. Троицкий.
Представленные рекомендации и опыт работы могут стать полезными педагогам и классным руководителям при построении средообразовательной деятельности, направленной на достижение воспитательного результата. Рекомендации созданы на основе опыта работы экспериментальной площадки МОУ «Мотовиловская СОШ» Арзамасского района Нижегородской области.
Введение.
Государство предъявляет социальные требования к образованию. В Концепции модернизации российского образования говорится, что школа «должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности». В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России указывается, что «в российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также дало о себе знать отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни». Некоторые результаты деятельности экспериментальной площадки МОУ «Мотовиловская СОШ» по решению обозначенной проблемы представлены в данных методических рекомендациях.
С самого рождения ребёнок ориентируется в этом мире, пробует, выбирает, ошибается. От того, в какой среде он будет находиться и кто «вложит компас» в его неокрепшие руки, зависит вся его дальнейшая жизнь.
Нестабильность, экономическое расслоение общества, коммерческая направленность основной массы профессиональных учебных заведений, размытость норм и ценностей общества усложняют проблему постановки и достижения жизненных целей учащимися. Выпускники школы с трудом обрисовывают свои жизненные планы, которые ограничиваются желанием окончить школу и «поступить куда-нибудь». Вопрос: «Какими вы хотите быть?» – вызывает у старшеклассников «лёгкое недоумение».
В этой ситуации педагогическим коллективом МОУ «Мотовиловская СОШ» в рамках экспериментальной деятельности была определена цель работы: формировать у учащихся социально-приемлемые жизненные ориентиры. Экспериментальная деятельность ведется на основе теории и методологии средового подхода в педагогике. В рамках этого подхода специально создаваемая среда является инструментом, при помощи которого осуществляется эффективное опосредованное воздействие на воспитанника.
Прежде чем непосредственно осуществлять действия по продуцированию той или иной среды с заданными педагогическими свойствами, необходимо
осуществить анализ имеющейся (наличествующей) среды, в которой находятся учащиеся и основные устойчиво воспроизводимые обстоятельства бытия в этой среде.
Диагностика условий жизни сельских школьников позволила выявить ряд проблем в организации среды и образа жизни учащихся.
Существующий образ жизни детей и подростков не ориентирован на необходимость социально ответственного выбора жизненных целей, не направлен на соотнесение своих возможностей со своими желаниями, на совершенствование личностных качеств.
Среда зачастую противоречива, не определяет выбор, не обогащает личность, не ориентирует на постановку целей. Школа обогащает знаниями о выборе жизненного пути, одобряет необходимость определения жизненных целей, отгораживает от негативного влияния, но степень влияния на обучающихся незначительна. Семья обращает внимание на важность выбора жизненного пути, но в большей степени концентрируется на определении за ребёнка его профессионального выбора. В то же время улица для некоторых детей открывает лёгкие пути существования, отрицает необходимость позитивного самоопределения, оправдывает негативные поступки. Многочисленные средства массовой информации, обрушивая на детей лавину разнообразной, часто бесполезной и агрессивной информации, оставляют без внимания проблему необходимости выбора жизненного пути и нравственных средств достижения целей. Образцы современной кинематографической продукции показывают подросткам многочисленные примеры безнравственных поступков, возводящихся в ранг героизма.
Одновременно управленческие действия педагогов не всегда направлены на формирование жизненных установок.
При таких условиях возникла необходимость «самим создавать «воспитывающую среду» - «среду в среде» (Л.И. Новикова). Стала актуальной задача формирования социально приемлемых жизненных ориентиров учащихся путём организации школьной среды.
В концепции средового подхода среда рассматривается как ведущее средство воспитания. Под воспитанием понимается управление процессом формирования и развития личности ребёнка (Х.Й. Лийметс). Развитие личности – это процесс обретения субъектом свободы и независимости от условий среды и образа жизни своего окружения. Формирование – процесс ограничения свободы и независимости индивидуума условиями среды и образа жизни его окружения. Образ жизни выступает «в роли посредника между личностью и средой человека, … становится условием становления личности» (2, с. 43). «От того, какой образ жизни ведёт школьник, ребёнок и даже взрослый, зависит достижение цели или отдаление от неё» (2, с. 43).
Педагог оказывает влияние на воспитанника через среду. Организованная в соответствии с целями воспитания среда, посредствуя определённому образу жизни, становится средством воспитания.
Субъектам воспитания необходимо определить, какие средоформирующие действия будут помогать образованию среды и культивированию образа жизни, способствующих выработке жизненных ориентиров, нравственных позиций, социальных установок.
Классный руководитель, являясь непосредственным участником средообразовательного процесса, в наибольшей степени ответственен за результат воспитания.
Данные методические рекомендации помогут классным руководителям грамотно и последовательно планировать свои действия по созданию среды, способствующей формированию социально приемлемых жизненных ориентиров.
Все логические процедуры и технические приемы средовых технологий группируются вокруг таких понятий, как диагностика, проектирование и продуцирование педагогического результата.
Среда осредняет личность (и тем значительнее, чем продолжительнее пребывание в ней). Богатая среда обогащает, бедная обедняет, свободная освобождает, здоровая оздоравливает, ограниченная ограничивает и т.д. Данное положение имеет значение для оценивания и представления результатов диагностики, определения целей и путей их реализации.
Для осуществления классным руководителем диагностических, проектировочных и продуцирующих действий необходимо очертить нормативную модель среды, образа жизни и идеальную модель личности выпускника в соответствии с целями работы школы.
1. Модель личности выпускника.
В системе средового подхода целью субъекта управления всех уровней является личность воспитанника, учащегося. Личность в средовом подходе отождествляется с содержанием того, чем обладает и владеет ребенок, с тем, что он имеет и умеет или желает "иметь и уметь". Последнее предстаёт в виде логической цепи того, что человеку нужно уметь, чтобы иметь, и иметь, чтобы уметь.
Обращение к личности ребёнка конкретизирует цели работы всей школы.
Коллективом педагогов Мотовиловской школы определена основная цель: выпускник должен иметь социально приемлемые жизненные ориентиры и уметь оценивать жизненные ситуации с точки зрения возможных угроз и опасностей.
Целеполагание, выстроенное по методике «Вниз по лестнице, ведущей вверх», отражает взаимосвязь целей, поставленных на каждом возрастном этапе.
2. Модель среды формирования социально приемлемых жизненных ориентиров и соответствующих средообразовательных действий.
Работа классного руководителя, как и всего педагогического коллектива, должна быть направлена на создание среды, которая бы обогащала знаниями о жизни и мире, озадачивала необходимостью поиска главных целей текущего этапа жизни ребенка и в итоге смысла жизни.
Для того чтобы среда обогащала, необходим ряд соответствующих действий: ознакомление с судьбами различных окружающих людей, их стремлениями и желаниями; ориентирование на целенаправленный стиль жизни; обеспечение необходимыми материальными ресурсами; организация мероприятий, посвящённых жизни замечательных людей; открытие дискуссионного клуба; оформление альбомов, стендов, музейных материалов, посвящённых знаменитым людям села.
Для создания озадачивающей среды необходимо обсуждение жизненных планов; обговаривание возможных способов поведения в различных жизненных ситуациях; отслеживание качеств личности, необходимых для постановки и достижения целей; осмысление необходимости целей; оценивание своих возможностей; оспаривание мнений; обдумывание приемлемых способов решения жизненных задач; определение путей личностного и профессионального самоопределения.
Организация соответствующей среды осуществляется по двум направлениям:
- создание ниш, расширяющих возможности воспитанников, и наполнение их необходимой трофикой;
- генерирование соответствующих стихий, повышающих вероятность осуществления возможностей
Модель средообразовательной стратегии может выглядеть следующим образом:
Содержание общих действий со средой складывается из частных действий. Эти обозначенные действия в теории средового подхода представлены глагольным рядом слов с приставкой «о». Глаголы с префиксом «о» («об») передают активные действия (они делают чего-то или что-то тем или другим по значению именной основы: оформление, оснащение, ознакомление, объяснение, оценивание, обхождение). На основе созданной модели среды определяются частные действия классного руководителя, направленные на создание конкретных ниш и культивирование стихий, дающих среде нужные значения.
3. Модель образа жизни учащегося.
Теоретическая модель образа жизни разрабатывается в соответствии с целями воспитания, с «учётом особенностей детей и возможностей среды» (2, с. 44). Образ жизни, представленный в таблице, может стать условием становления целенаправленной личности.
«Модель образа жизни может служить базой для планирования и осуществления средообразовательных действий педагогов в опосредованном управлении процессом развития и формирования личности ребёнка» (2, с. 44). Образ жизни, организованный в соответствии с целями воспитания, должен положительно влиять на качества воспитанников.
Итак, имея нормативную модель среды, образа жизни и идеальную модель личности выпускника, можно перейти к рассмотрению содержания средообразовательных действий классного руководителя, направленных на создание среды формирования социально приемлемых жизненных ориентиров школьников.
Средообразовательные действия классного руководителя.
В стратегии опосредованного управления среда выступает в качестве средства воспитания, а результат определяется качеством среды.
Смысл опосредованного управления сводится к изменению параметров среды и превращению её в управляющее средство.
Средообразовательные действия подразделяются на диагностические, проектировочные и продуцирующие.
1) Диагностические действия.
Диагностические действия классного руководителя должны быть направлены на определение типа личности, образа жизни и среды, их соответствия нормативной модели. В процессе использования разнообразных диагностик уточняются бытующие значения среды, господствующие стихии и доминирующие переменные образа жизни; выявляются элементы среды, служащие "питанием" для ее обитателей.
Для определения соответствия целей и средств их достижения в различных жизненных сферах и определения уровня сформированности социально приемлемых жизненных ориентиров предназначена методика «Вниз по лестнице, ведущей вверх»[1].
Анализ итогов данной диагностики, проводимой на протяжении ряда лет, сможет показать динамику в понимании детьми необходимости постановки целей, разнообразии жизненных ориентаций и адекватности их условиям осуществления.
Для определения соответствия образа жизни воспитанника разработанной модели целесообразно проводить диагностику «Образ жизни учащегося».
Диагностика заполняется педагогами, учащимися, а при необходимости и их родителями. Данные могут представляться в виде диаграмм, отражающих присущие детям способы бытия.
Методика полярного шкалирования позволяет определить степень влияния и возможности школьной и внешкольной среды на формирование жизненных целей. Это позволяет классному руководителю прогнозировать разрешающие возможности среды (позитивные и негативные), обуславливающие выбор целей на этапе проектирования.
Для определения популярности и характера влияния бытующих ниш и значимости трофики используется анкета «Среда-метафора».
Учащимся предлагается подобрать наиболее подходящее значение для каждой ниши.
Данная диагностика наряду с предыдущей помогает определить трофические возможности среды и их соответствие с нормативной моделью. Необходимо проанализировать способность среды обогащать знаниями о мире и жизни, озадачивать поиском смысла жизни.
Выбор жизненного пути, личностное и профессиональное самоопределение зависит от того, что человек считает для себя значимым, ценным, на что он ориентируется. Это ценности жизни. Человек обычно стремится выбрать ту сферу деятельности, на которой он может реализовать присущие ему ценности. От того, насколько четко подросток осознает свои истинные ценности, зависит правильность выбора его дальнейших жизненных ориентиров.
Для определения приоритетных ценностей можно использовать мини-тест «Мои ценности» (авторы Л.П. Пономаренко и Р.В. Белоусова) или методику изучения ценностных ориентаций М. Рокича.
М. Рокич различает два класса ценностей:
- терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
- инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Так как данная методика основана на прямом ранжировании списка ценностей, ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого.
Чтобы определить соответствие восприятия себя самим и окружающими, рекомендуется провести «Тест для исследования самооценки» (Модификация Л.П. Пономаренко).
Неадекватная самооценка препятствует раскрытию и реализации возможностей и способностей ребенка, свидетельствует о неблагополучном развитии личности подростка. С помощью самооценки проходит регуляция поведения личности. В работу классных руководителей необходимо включить мероприятия, направленные на формирование адекватной самооценки у воспитанников.
Результатом диагностических действий классного руководителя должна стать оценка среды формирования социально приемлемых жизненных ориентиров, оценка её событийных и трофических возможностей, определение соответствия образа жизни воспитанника и «типа питания» идеальной модели.
2) Проектировочные действия.
Средовое проектирование – это, по существу, моделирование среды и средообразовательного процесса, необходимое для определения целей, способов, средств их достижения и получения надлежащих результатов. Его основу составляют следующие основные действия со средой: прогнозирование разрешающих возможностей среды; конструирование надлежащих значений среды; моделирование средообразовательной стратегии, необходимой для придания среде нужных значений; планирование мер, направленных на реализацию определенных стратегий.
Рассмотрим подробнее данные действия.
- Прогнозирование разрешающих возможностей среды предполагает последовательное ограничение поля рассмотрения среды зоной возможных контактов, вытекающих из диагностики; оценивание способностей среды меняться и, в свою очередь, менять поведение детей, т.е. опосредовать (обогащать или обеднять; оздоравливать или отравлять; освобождать или ограничивать; объединять или отдалять и т.д.), а также посредствовать тому или иному образу жизни детей (побуждать к сотрудничеству, порождать сочувствие и пр.); отделение реальных возможностей среды от формальных по критерию доступности - открытости - реализуемости.
Среда опосредует ребенка спектром возможностей первого и второго порядка. Среда первого порядка предоставляет событийные возможности, позволяющие созерцать, соревноваться, сообщаться с кем-либо и т.д. Среда второго порядка создает условия, позволяющие что-либо иметь и уметь (спортивный разряд, развитое чувство художественной формы, сознание морального превосходства и пр.). И те и другие возможности среды позволяют ребенку "быть!" (т.е. состояться как личности). Среда в значении средства способна облагораживать, оздоравливать, объединять и пр. По этой причине диагностирование, проектирование и продуцирование воспитательного результата допускается только на основе учета и использования возможностей среды.
Разрешающие возможности среды для учащихся Мотовиловской школы могут быть представлены в виде таблицы.
Факт существования знаменитых (известных, именитых) людей села можно отнести к формальным возможностям среды ввиду отдалённости их проживания. Но, несмотря на это, их жизнь и творчество таят в себе огромные возможности для воспитания.
Классный руководитель, имея модель разрешающих возможностей среды, оценивает способности и возможности среды определённым образом влиять на школьников обогащать знаниями о мире и озадачивать поиском смысла жизни; выясняет, соответствуют ли данные способности и возможности среды воспитательным целям. Одновременно рекомендуется обнаружить и проанализировать негативные возможности среды.
2. Для того чтобы среда стала средством формирования и развития личности, умеющей ставить цели, необходимо конструирование надлежащих значений среды, что предполагает выявление ее желаемых функций и их образное обозначение. Для этого необходимо задаться вопросом: чем могут и должны быть для детей те или иные ниши? Ответы необходимо формулировать в понятиях средового подхода. Например: школьные коридоры и рекреации должны быть не просто местом отдыха, игр и пустой болтовни, но и проводником, открывающим двери в мир замечательных людей, ознакамливающим с жизнью и творчеством знаменитых людей села. Актовый зал может стать местом встречи с интересными, глубокими людьми, нишей, обеспечивающей развитие нравственной сферы воспитанников, облагораживающей их эмоционально-чувственный мир. Компьютер из тюрьмы сознания и пустого времяпровождения возможно превратить в горизонт возможностей, мир творчества, открывающий безбрежный океан жизни.
В зависимости от трофических возможностей среда способна обогащать знаниями о судьбах замечательных людей, современном мире, потребностях общества и подталкивать к поиску себя в современном мире, открывать многогранность жизни и побуждать к осмыслению своих стремлений, озадачивать и подталкивать к размышлению, обнажать пороки общества и подготавливать к самостоятельной жизни, оценивать поступки людей и подвергать их сомнению.
Ознакомление детей на уроках в рамках школьной программы с историческими личностями, писателями, художниками приоткрывает учащимся мир замечательных людей, но обычно это сводится лишь к рассмотрению биографических данных и влияния того или иного деятеля на ход истории, развитие науки и искусства. При этом духовный мир, мир переживаний этих людей остаётся без внимания.
В средствах массовой информации мы зачастую наблюдаем, как биографии замечательных личностей используют в качестве средства манипуляции сознанием людей. Сенсационность, приписывание не имевших места или мистических фактов, заострение особого на них внимания отвлекает зрителя от адекватного осмысления полученной информации. Главная мысль высказывается в форме утверждения. Это не побуждает зрителя, тем более юного, к сопоставлению и соотнесению фактов, к выработке собственного мнения и отношения к данной личности. Такие способы жизнедеятельности, как сопереживание, сочувствие, сострадание, заменяются пустым созерцанием или праздным любопытством.
Такая среда, созданная массовой культурой, не питает, а засоряет, ограничивает возможности, сознание и ум потребителя подобной информации.
Но не только возможности играют роль. Чтобы среда влияла на ребёнка, необходимо привнести соответствующие стихии. Педагог, оказывая влияние на воспитанника через среду, генерируя стихии творчества, интереса, вопрошания и др., имеет возможность формировать образ жизни учащегося. Образ жизни в свою очередь, «исполняет роль канала, моста, соединяющего человека и среду, благодаря которому человек получает информацию из среды» (1, c. 25). Каким должно быть питание, чтобы ребёнок имел возможность соприкасаться с миром замечательных людей, пережить их жизнь как свою, обогатиться их опытом, присвоить его, сделав частью своей биографии? Какие должны педагоги создать ниши, чтобы они питали ум, душу и сердце воспитанника? Какие средоформирующие действия будут помогать образованию среды и культивированию образа жизни, способствующих выработке жизненных ориентиров, нравственных позиций, социальных установок?
Чтобы создаваемая среда обладала задуманными значениями, необходим ряд средообразовательных стратегий.
3. Рассмотрим некоторые пути моделирования средообразовательных стратегий:
~ Восстановление смыслов ранее существовавших ниш, исторически утративших по тем или иным причинам свою значимость и ценность. Например, введение в тематику классных часов и мероприятий бесед о жизни замечательных людей; возобновление деятельности детских объединений и отрядов милосердия и пр.
~ Восполнение ниш, исчерпавших свои резервные возможности, необходимыми свойствами, качествами, смыслами. Школьные кружки, творческие объединения можно наполнить новым содержанием, выйти за пределы школы, осуществляя сотрудничество с другими социальными институтами и пр.
~ Восхождение к полноте значений существующих ниш. Например, при знакомстве на уроках и мероприятиях с историческими личностями уделять внимание не только их вкладу и влиянию на ход истории, но и их переживаниям, стремлениям, чувствам.
~ Востребование должных значений ниш, утративших актуальность или свою силу. Например, патриотизм как средство формирования целенаправленной личности.
~ Воспроизводство ниш с заданными значениями. Открытие музея, школьного сайта и пресс-центра.
~ Воспрепятствование разрушению адекватных и появлению неадекватных значений существующих ниш; на этот путь школы становятся тогда, когда в среде усиливаются негативные тенденции. Например, когда дети склонны засиживаться за компьютером, играя и общаясь на форумах, бесцельно блуждая в сети.
~ Воздержание от действий, например в ситуации полной беспомощности или же удовлетворенности положением дел; этот путь, требующий интеллектуальных и волевых усилий, нередко становится единственно возможным.
Данные логические пути реализуются с помощью комбинаций разнообразных действий: порождающих, поддерживающих, упреждающих или же разрушающих нечто в среде.
В одном случае надлежит породить стихию и разрушить нишу. В другом, наоборот, разрушить стихию, но породить нишу, а где-то поддержать позитивную стихию и разрушить ее антагониста.
Составленная из таких действий модель средообразовательного процесса позволяет разработать план конкретных мероприятий.
4. Планирование средообразовательных действий.
План средообразовательных действий классного руководителя отличается от традиционного, в котором определённым срокам соответствует определённое мероприятие, отнесённое к какому-либо направлению деятельности.
В соответствии с целями воспитания и с учётом возрастных особенностей детей в плане, соответствующем логике средового подхода, представлены: организуемые педагогом способы жизнедеятельности, направленные на формирование определённого образа жизни; необходимые для достижения воспитательного результата функции среды; стихии, привносимые в среду школы. Также план средообразовательной деятельности содержит диагностические, проектировочные и продуцирующие действия классного руководителя, необходимые для достижения конкретной воспитательной цели.
Для того, чтобы дети имели представление о жизни на примере жизненных ситуаций и судеб, необходимо организовать среду, которая бы обогащала знаниями об исторических судьбах людей, потребностях общества, подталкивала к поиску себя в современном мире, открывала многогранность жизни, побуждала к осмыслению своих желаний и стремлений. Стихии вопрошания и конструирования, привнесённые в детскую среду, помогут сосредоточить внимание воспитанников на проблеме обретения жизненных целей и способах их достижения. Организация работы творческих групп по предметным областям, проведение предметных недель и мероприятий, посвящённых жизни и деятельности замечательных людей, обучение детей регулярному составлению жизненных планов и проектов будут способствовать культивированию определённого образа жизни. Управленческие действия классного руководителя должны быть также направлены на оценивание возможности включения информации библиографического характера в содержание образовательной деятельности, на отбор фактов целеполагания в жизни замечательных людей. Отслеживанию жизненных планов детей поможет использование различных диагностических методик: сочинение-рассуждение «Я – через 5, 10, 20 лет», анкета «Мои интересы», тест на определение профессиональной направленности.
Планирование в логике средового подхода помогает перейти от формального распределения мероприятий к составлению плана средообразовательных действий, компонентами которого являются цель – способы – средства – управленческие действия.
3) Продуцирующие действия.
Средовое продуцирование воспитательного результата выражает саму суть средового подхода как технологии формирования и развития типа личности через среду, превращаемую действиями субъекта управления в педагогическое средство.
Данная технология складывается из ряда средообразовательных действий, продуктом и следствием которых является среда. А последствием или конечным результатом – тип личности.
Выполняя действия, субъект управления ориентируется на цель, которую он поставил перед собой: дети должны что-то иметь и уметь, чем-то владеть, обладать, а значит Быть. Далее он ориентируется на те переменные управляющие параметры образа жизни сообщества учащихся, которые необходимо утвердить, чтобы оказался возможным положительный результат.
Субъект воспитания также должен ориентироваться на значения среды и логику получения среды с надлежащими значениями, с набором средообразовательных действий, определенным планом учитывая при этом, что среда неравновесна и не может быть в полной степени зависимой и предсказуемой.
Любое производимое субъектом управления действие ведет к появлению определенного результата. Но чтобы получить желаемый, нужно знать, что содержание действий (оформление, оборудование, обеспечение...) "работает" на ниши, а способы осуществления действий (соучастие, сотрудничество, соперничество) – преимущественно на стихии. Только средообразовательные действия, которые порождают, упреждают, поддерживают или разрушают те или иные ниши и стихии, способны продуцировать надлежащие значения жизненной среды. Знание этого - необходимое условие управления влияниями среды.
Управленческие действия педагогов должны соответствовать цели работы школы и быть направлены … Продолжение »