Общественная научная лаборатория среды и средовых исследований в образовании |
Действия педагогов в практике управления воспитаниемТроицкий М.Н. В.П. Зинченко пишет: «Эффективное управление в человеческом обществе – вещь чрезвычайно редкая, можно даже сказать – исключительная… Причина этой странности состоит в том, что первые навыки, которые приобретает любой человек, – это навыки управления. Младенец ещё не овладел языком, не овладел своими руками и ногами, и, тем не менее, эффективно управляет родителями, особенно успешно – бабушками и дедушками…» (1, 8). Любой человек «родом из детства», а значит прошёл путь от рождения до настоящего момента жизни, теряя при этом рычаги управления. Видимо в этом кроется причина сопротивления, осознанно или неосознанно возникающего в ответ на желание научить, вразумить, заставить, воспитать. Всевозможные попытки детей «уклониться» от воздействия мы встречаем и в повседневной практике педагога. Перед нами встаёт проблема поиска наиболее эффективных управленческих технологий в области воспитания. В традиционной педагогике в основном применяются прямые методы управления. Они являются конкретными, целенаправленными и четкими. «Прямые действия реализуются через: информацию как передачу сведений и указаний для успешного выполнения деятельности; принуждение, когда при недостаточной сознательности воспитанника педагог вынуждает его следовать определённым указаниям; контрольно-оценочную деятельность с целью соотнесения исходного замысла педагога с полученным результатом» (3, 28). В психолого-педагогической литературе приёмы прямого управления считаются наиболее разработанными. При организации учебной деятельности они зачастую эффективны и оправданы, хотя и ограничивают свободу учащихся. Но при управлении процессом формирования и развития личности, «свобода выступает как осознанная необходимость» (7, 273). Корнилов К.Н., рассматривая вопрос косвенного воздействия, указывал на то, что «… прямое и непосредственное воздействие на питомца приводит сплошь и рядом к обратным результатам, вызывая часто протест и борьбу со стороны воспитанника за сохранение самостоятельности своей личности» (4, 16). Проблема косвенного управления в педагогике является менее разработанной. Термин «косвенное» [воздействие] впервые был введён В.П. Вахтеровым. Он советовал управлять деятельностью обучаемых «…тысячью косвенных способов: уча, читая, беседуя, гуляя, играя…» (1, 15). О важности использования приёмов косвенного воздействия при обучении подчёркивается в работах А.В. Мудрика, Я.А. Пономарёва, Л.М. Фридмана и др. Рассматривая воспитание как процесс формирования и развития личности, Л.И. Новикова обращает наше внимание на то, что «технология управления в значительной степени условное понятие, ибо управление любым объектом в этой сфере должно быть мягким, адаптированным, отличным от управления в сфере обучения или школоведения» (6, 7). Этому требованию отвечает концепция опосредованного управления, то есть управления через среду. В теории средового подхода, разработанной Ю.С. Мануйловым, среда выступает в качестве средства воспитания, а результат определяется качеством среды. Смысл опосредованного управления сводится к системе действий субъекта управления, направленных на изменение параметров среды и превращение её в управляющее средство. Опосредованное управление можно считать «мягким» управлением в силу того, что «подчиняющее влияние среды значительнее, естественнее и незаметнее, чем действие управляющего субъекта. Оно ненавязчиво и более «деликатно», ибо не выказывает намерений субъекта управления подчинять кого-либо своей воле, хотя, по сути, осуществляет это» (5, 32). В технологии опосредованного управления действия субъекта управления со средой составляют основу средоообразовательного процесса, заканчивающегося изменением среды. В стратегии опосредованного управления педагог производит сначала изменения в среде в надежде, что среда произведет соответствующие изменения в личности ребенка. Положение о том, что действия педагога при опосредованном управлении направлены не на ребёнка, а на среду, даёт нам основание охарактеризовать средообразовательные действия как непрямые по отношению к субъекту управления. К непрямым (опосредованным) действиям можно отнести организацию культурно образовательной среды; обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся; объединение педагогического, родительского и ученического коллективов для решения задач воспитания; оформление школьных коридоров, залов, рекреаций; оснащение, оборудование учебных кабинетов и др. Управляющее воздействие может быть эффективным только тогда, когда оно согласовано с внутренними свойствами управляемого объекта. Определить эти свойства, найти правильные способы воздействия, которые могут высвободить мощные внутренние силы человека – главная задача тех, кто берёт на себя ответственность за управление процессом формирования и развития личности. Разумное сочетание прямых, косвенных и непрямых управленческих действий обеспечивает управляемой системе целостность и эффективность. Список литературы:
Опубликовано: Среда в образовании: концепции и практика: материалы Международной заочной научно-практической конференции (15 апредя 2012 г.), отв. ред. Ю.С. Мануйлов. РНПЦ "Костанай дарыны", Центр Научных Инвестиций, Н. Новгород, 2012. - С. 34-35. |
|
|
|