Общественная научная лаборатория среды и средовых исследований в образовании |
Мир замечательных людей как среда формирования личности
Троицкая К.В.
Ключевые слова: мир замечательных людей, среда формирования личности. Key words: The world of mighty people, surroundings of personal forming. Разнообразные миры наполняют жизненное пространство человека, соприкасаются, проникают друг в друга. Многие из них для нас кажутся очевидными и понятными – мир животных, исторический мир, мир науки искусства и др. О существовании интерсубъективного, идеализированного или конструированного миров в повседневной жизни мы не задумываемся. В образовательном пространстве также существуют и взаимодействуют различные миры – «мир детей и взрослых, мир детского творчества и мир учебных дисциплин…; мир учебной информации и мир идей, проектов, программ; мир профессионального образования и пр.» [3, с.15-16]. Миры характеризуются связанностью элементов. Мир детей это не только дети, но и предметы с которыми они соприкасаются, значимые для них люди, детские желания, представления, мысли. Человек берёт из многообразия миров малые части. Нет необходимости полностью погружаться в мир фотографии, в мир книги, мир машин, если это не касается профессиональных интересов и потребностей. Ребёнок постоянно находится в пространстве среди различных миров, их частей, на стыках и пересечениях. То, что он освоил, выделил для себя из разнообразных миров, становится частью его среды. Уникальным по своей связи с другими мирами является мир замечательных людей, который предстаёт перед нами в виде микромира и макромира. Микромир включает в себя отношения, чувства, переживания человека и поэтому взаимосвязан с миром искусства. Макромир отражает связь с историческими мирами, миром наук. Мир замечательных людей состоит из имён в истории и в современности; из судеб и биографий, связанных с историческими событиями в различных областях науки, искусства, политики; из размышлений, поступков, переживаний, стремлений и желаний конкретных личностей; из продуктов их деятельности, зафиксированных в произведениях искусства, мировоззренческих установках, нравственных нормах, политических взглядах и многого другого. Этот мир изменчив и постоянен, открыт и недоступен, красив и ужасен, ограничен и бесконечен. Этот мир существует в прошлом и в настоящем. Люди встречаются, соприкасаются их судьбы, сходятся их биографии. Они взаимодействуют, влияют друг на друга, соперничают, погружаясь при этом в мир творчества, мир идей, мир истины и разочарования. Мир замечательных людей существует во всём своём многообразии, но редко он становится средой для детей. Он существует в пространстве, а дети живут в своей среде, где зачастую нет места масштабным поступкам. Даже мы, взрослые, возможно, и соприкасаемся с замечательными людьми своего времени, но не можем однозначно определить для себя значимость происходящих событий. «… разговор о личности не может быть завершён лишь временем и ситуацией её определённого действия или даже деятельности всей жизни, но уходит в историческую перспективу того, что иначе называют судом потомков» [1, с.83]. Задача педагогов сделать мир замечательных людей средой развития и формирования личности ребёнка. Для этого необходимо наполнить, соответствующей трофикой места обитания школьников, расширить границы ниш и обогатить их возможности. Ю.С. Мануйлов в своих работах указывает на то, что питательный элемент в среде составляет основу жизни её обитателей. От качества, разнообразия, сбалансированности, целесообразности трофического наполнения ниш, в которых пребывает ребёнок, зависит количество возможностей, опосредующих его развитие. В зависимости от трофических возможностей среда способна обогащать знаниями о судьбах замечательных людей, современном мире, потребностях общества и подталкивать к поиску себя в современном мире, открывать многогранность жизни и побуждать к осмыслению своих стремлений, озадачивать и подталкивать к размышлению, обнажать пороки общества и подготавливать к самостоятельной жизни, оценивать поступки людей и подвергать их сомнению. Но данные функции среды не осмыслены ни педагогами, ни родителями. Ознакомление детей на уроках в рамках школьной программы с историческими личностями, писателями, художниками приоткрывает учащимся с мир замечательных людей, но обычно это сводится лишь к рассмотрению биографических данных и влияния того или иного деятеля на ход истории, развитие науки и искусства. При этом мир сознания, переживания этих людей остаётся без внимания. В средствах массовой информации, мы зачастую наблюдаем, как биографии замечательных личностей используют в качестве средства манипуляции сознанием людей. Сенсационность, приписывание не имевших места или мистических фактов, заострение особого на них внимания отвлекает зрителя от осмысления полученной информации. Главная мысль высказывается в форме утверждения. Это не побуждает зрителя, тем более юного, к сопоставлению и соотнесению фактов, к выработке собственного мнения и отношения к данной личности. Такие способы жизнедеятельности как сопереживание, сочувствие, сострадание заменяются пустым созерцанием или праздным любопытством. Такая среда, созданная массовой культурой, не питает, а засоряет, ограничивает возможности, сознание и ум потребителя подобной информации. Но не только возможности играют роль. Чтобы среда влияла на ребёнка, необходимо привнести соответствующие стихии. Педагог, оказывая влияние на воспитанника через среду, генерируя стихии творчества, интереса, вопрошания и др. имеет возможность формировать образ жизни учащегося. Образ жизни в свою очередь, «исполняет роль канала, моста, соединяющего человека и среду, благодаря которому человек получает информацию из среды» [2, c. 25]. Каким должно быть это питание, чтобы ребёнок имел возможность соприкасаться с миром замечательных людей, пережить их жизнь как свою, обогатиться их опытом, присвоить его, сделав частью своей биографии? Какие мы должны создать ниши, чтобы они питали ум, душу и сердце воспитанника? Какие средоформирующие действия будут способствовать образованию среды и культивированию образа жизни, способствующих выработке жизненных ориентиров, нравственных позиций, социальных установок? На эти вопросы пока нет ответов, хотя в советской школе на примере жизни замечательных людей воспитывались целые поколения. Но воспитание на примере и воспитание примером в настоящее время затруднено в силу размытости моральных императивов. Остается более сложный, и вместе с тем наиболее продуктивный путь воспитания средой, представленной жизненными обстоятельствами, поступками, творениями и переживаниями замечательных людей. Этот путь для педагога - исследователя и практика остается открытым. Список источников: 1. Быстрицкий, Е.К. Феномен личности: Мировоззрение, культура, бытие / Е.К. Быстрицкий, отв. ред. В.П. Иванов. – Киев: Наук. думка, 1991. — 200 с. 2. Боровская, Е.В. Образ жизни ребенка школьного возраста как условие развития и формирования его личности / Е.В. Боровская // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. Т.14.– 2008. – № 1. – С. 24-26 3. Мануйлов, Ю.С. Соотношение понятий «пространство» и «среда» в контексте управленческой практики / Ю.С. Мануйлов // Социокультурная среда и единое образовательное пространство Приволжского федерального округа: региональная политика, стратегия развития: Материалы научно-практической конференции, 28-29 октября 2003 г. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2004. – 302 с. Опубликовано: Воспитание в контексте междисциплинарного подхода: материалы вторых всероссийских педагогических чтений, посвящённых творческому наследию Л.И. Новиковой (г. Владимир, 12-16 октября 2009 г.) /Под ред. А.В. Гаврилина и Н.Л. Селивановой. – Владимир – М.: Изд-ль И. Шалыгина – 2009. – 436 с. |
|
|
|