Средовой подход как технология социального управления
Орлов Е.В.
Понятие управление в педагогику ввел замечательный исследователь Александр Тимофеевич Куракин, разработавший вместе с академиком Людмилой Ивановной Новиковой теорию воспитательных систем. Он относил педагогику к самостоятельной отрасли социального управления. И действительно, педагогика как наука о воспитании человека являлась приоритетной в социалистическом государстве.
Времена меняются. Наше государство перестало быть социалистическим. Насколько в современных условиях социальное управление востребовано руководством страны и насколько педагогика привлекается в качестве механизма формирования нового общества? И каковы современные педагогические технологии, способные решить эту задачу? Осталась ли актуальной проблема управления в педагогике, выявленная А.Т. Куракиным в 70-е годы прошлого века?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо определить, действительно ли педагогика может считаться управленческой дисциплиной, какие виды управления используются в современном обществе и как они соотносятся с педагогикой, оценить технологический потенциал управленческих концепций в педагогике.
Первоначально педагогика рассматривалась как наука о воспитании, либо о воспитании и обучении. Позже понятие воспитание в педагогике было вытеснено другим понятием – "образование", что внесло свои коррективы в определение педагогики. Теперь педагогика рассматривается как наука о закономерностях образования, или «наука о специально организованных образовательных процессах» (1, 170). В последнем определении явно прослеживается управленческая суть педагогики. Специально организовать образовательный процесс, значит, управлять им.
Об управленческом аспекте в педагогике ещё 40 лет назад говорили отечественные учёные – А.Т. Куракин, Х.Й. Лийметс, Л.И. Новикова. Широко распространенным стало определение Х.Й. Лийметсом понятия воспитания, как управления процессом формирования и развития личности (2, 193).
Педагогика выявляет закономерности процесса становления личности (формирования и развития) и разрабатывает рекомендации по управлению этим процессом. Соответственно, педагогика может считаться управленческой дисциплиной. Такая постановка вопроса всё ещё не нашла широкого применения в педагогической науке. Гораздо чаще мы встречаем понимание педагогического процесса как взаимодействия учителя и ученика. Эта концепция межличностного взаимодействия выводит педагогику, скорее в сферу только искусства, в то время как управленческая концепция позволяет рассматривать её одновременно и на уровне технологии, что даёт возможность повысить предсказуемость результата и эффективность процесса.
Если педагогика является управленческой дисциплиной, то к какому виду управления она может быть отнесена? Ведь не случайно в последние годы появилось множество управленческих концепций в образовании, вплоть до педагогического менеджмента. Каждый вид управления имеет свои цели, особенности, закономерности и от их понимания зависит, какую роль в обществе будет играть педагогика и образование в целом.
Так как общая теория управления является наукой в стадии становления, то мы имеем множество взглядов на сущность управленческой деятельности, множество определений различных видов управления. Наши исследования позволяют сделать следующие заключения.
Управление в обществе людей подразделяется на три основных вида – социальное, государственное и менеджмент.
Социальное управление – это управление процессами взаимодействия личностей и групп для реализации общих интересов, для решения социальных проблем. Ключевой особенностью являются общие интересы как конечная цель социального управления.
Государственное управление – управление процессами организации условий жизни общества, упорядочивание и нормирование деятельности отдельных личностей и организаций для удовлетворения интересов власти. Так как власть в государстве не идентична обществу, то интересы власти далеко не всегда совпадают с общими интересами.
Менеджмент – управление процессами использования ресурсов для достижения целей организации. Это наука управления людьми для выполнения поставленных перед организацией задач. Для менеджмента ключевой особенностью являются интересы организации, её эффективной деятельности, которая приносит прибыль.
Государственное управление в сфере образования в настоящее время представлено системой проводимых реформ. Чаще всего, реформы носят политический характер, они направлены на выполнение формальных требований неких международных соглашений. Не затрагивая сути, они ре-гулируют формы образования. А ведь ответ на вызовы изменяющегося мира должен лежать в области смены ценностей, то есть, в самом содержании образования, а не в его форме. Поэтому к реформам так много нареканий со стороны общественности, родителей, самих педагогов. И педагогика как наука, работающая с сущностными, ценностными характеристиками общества оказывается за бортом интересов государственного управления. Понятие педагогика не встречается в современных концептуальных документах системы образования. Образование по версии последней редакции Закона РФ «Об образовании» является не педагогическим процессом, а процессом освоения образовательных программ определенного уровня. То есть, эти программы можно осваивать и без педагога. А интерес государственных лиц к дистанционным формам обучения в последнее время настораживает. Не является ли это попыткой уменьшить возможность Учителя влиять на процесс формирования системы нравственных ценностей у подрастающего поколения, которые не подконтрольны властным структурам, а являются отражением эволюции общества.
Если педагогика не относится к сфере государственного управления, то также не может относиться и к менеджменту. Изначально менеджмент родился в сфере бизнеса как наёмное управление бизнес-организацией. Образование же относится к сфере производства общественных благ. Управление в этой сфере не совпадает с закономерностями управления в бизнесе. Конечно, отдельные аспекты управления организацией применимы для повышения эффективности работы образовательных учреждений. Безусловно, различные виды управления обмениваются отдельными управленческими технологиями и концепциями. В этом и заключается коэволюция управленческих процессов. Идеи менеджмента реализуются в деятельности образовательных организаций также, как и бизнес-организации успешно применяют идеи и технологии социального управления.
Однако деятельность образовательных учреждений, которые ориентированы только на модели управления, применяемые в менеджменте, не находит одобрения в обществе, хотя и бывают успешны в финансовом плане. Они не учитывают общих интересов, а потому их деятельность конфликтогенна.
Остаётся отнести педагогику к социальному управлению, о чём и говорил в своё время А.Т. Куракин, называя педагогику отраслью социального управления. В настоящее время данное положение приобретает особенный смысл. И связан он с выбором пути развития нашего общества.
В научной школе Л.И. Новиковой педагоги теоретики и практики придерживались следующих позиций. Педагогика рассматривалась как наука о воспитании прежде всего. Воспитание считалось главным педагогическим процессом. Целью и результатом воспитания являлась личность. Воспитание – это мягкое, непрямое управление процессом формирования и развития личности. Л.И. Новикова указывала, что «организованный школой процесс воспитания должен стимулировать непрерывный внутренний процесс воспитания личности, приобщения её к социальным ценностям общества, формирования у неё социально ценных качеств» (2, 173). Общие интересы реализуются путем воспитания социального типа личности, которая имеет систему социальных ценностей и обладает социально ценными качествами. В этом и заключается мысль о том, что педагогика есть отрасль социального управления. То есть, управление социальными процессами и решение социальных проблем через воспитание социально ответственной личности.
Социальное и государственное управление сливаются, объединяются в государстве определённого типа. Эта модель государства называется социальным государством. К сожалению, ни Россия, ни другие страны постсоветского пространства не могут быть причислены к данному типу государства (3, 138-160).
Г.Г. Шек принадлежал к «незримому колледжу» Л.И. Новиковой. Значит, он разделял взгляд на педагогику как отрасль социального управления. В то же время Генрих Генрихович относился к государственным служащим, то есть, осуществлял государственное управление. И то и другое верно. На мой взгляд, Г.Г. Шек оказался единственным представителем управленческого аппарата в системе образования Казахстана и России, которому удавалось объединить государственное и социальное управление. И всё потому, что, будучи чиновником, он не перестал быть педагогом. И потому, что он владел управленческой технологией, которую можно было применять не только в рамках образовательного учреждения, но и использовать при управлении образовательными системами. Речь идет о средовом подходе, разработанным Ю.С. Мануйловым.
Средовой подход явился концептуальным основанием технологии опосредованного управления процессом становления личности. Целью и результатом управленческой деятельности является личность, которая понимается как субъект обладания ценностями социальной среды. Проектирование цели на этом уровне уже позволяет отнести средовой подход как педагогическую технологию к сфере социального управления.
В соответствие с этой целью подбираются способы и средства её достижения. Этой технологии и придерживался Г.Г. Шек. И когда распоряжения властных структур шли вразрез с общими интересами, противоречили социальным ценностям, Генрих Генрихович подавал в отставку, не желая приносить в жертву сиюминутным интересам властей интересы всего общества. И он оказывался прав. Властям через какое-то время становилось понятно, что нужно идти на компромисс с интересами общества.
Позиция Педагога – всегда позиция надгосударственная, позиция Общественная. Поэтому педагогика есть отрасль социального управления, она работает на всё общество, способствуя его прогрессу. В свою очередь, социальное управление должно опираться на четкую, хорошо разработанную технологию. В педагогике в настоящее время таковой является средовой подход, корни которого уходят в управленческую концепцию Л.И. Новиковой, А.Т. Куракина, Ф.Ф. Королёва, Х.Й. Лийметса и глубже, в педагогику среды, которая существовала в первой трети XX века.
Список литературы:
- Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415 с.
- Новикова Л.И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды \ Под.ред. Н.Л.Селивановой, А.В.Мудрика. Сост. Е.И.Соколова. – М., 2010.
- Загоруйко К.Ф. Концепции современного государства / Современное государство: Политико-правовые и экономические исследования: Сб. науч. тр. // РАН. ИНИОН. – М., 2010.
Опубликовано: Информационно-методический журнал "Открытая школа". - №5 (116), май 2012 г. / Источник в сети Интернет: http://www.open-school.kz/glavstr/obrazovanie_sng/obraz_116_2.htm
Опубликовано: Среда в образовании: концепции и практика: материалы Международной заочной научно-практической конференции (15 апредя 2012 г.), отв. ред. Ю.С. Мануйлов. РНПЦ "Костанай дарыны", Центр Научных Инвестиций, Н. Новгород, 2012. - С. 13-15.