Общественная научная лаборатория среды и средовых исследований в образовании

 Школа опосредованного управления

 Мануйлов Ю.С.

Управление можно рассматривать как процесс подчинения объекта субъекту.

В педагогике объектом может считаться процесс развития и формирования личности.

Субъект управления – любое сознательно действующее лицо, ставящее задачей подчинение объекта своим целям.

Подчинять можно по-разному. В период «эскалации опосредствований», управление не может не быть опосредствованным (от слова «средство»), но в настоящий момент еще и опосредованным управлением (от «среда»).

Школой опосредованного управления будем считать такую школу, в которой администрация и педагоги управляют не прямо, не силовыми методами, а мягко, незаметно, скрыто, неявно, в которой управление осуществляет среда, предварительно созданная, организованная, упорядоченная. Но такая среда, где свобода выбора «от» и «для» сбалансирована с несвободой, с требованием, с обязательным трудом, обеспечивающим свободу «в», то есть свободу владения и, в конечном итоге, обладания ее ценностями. Быть свободным – означает быть в чем-то свободным, например, в решении задач, в игре на инструментах, в каком-то ремесле, во владении языком, свободным в общении и пр. Школа, ничем не стесняющая детей, не может им гарантировать свободу в будущем. Но не может обещать свободу и профильная школа. Лишь только школа творческого труда и разумного отдыха может дать детям подлинную свободу как в настоящем (свобода «от» и «для»), так и в будущем (свобода «в»).

Школа опосредованного управления – это школа влияния через среду на школьников. Ее создают, а возможности широкого социального окружения учитывают и используют преимущественно взрослые. Они способны менять если не условия, то значения  параметров среды. Как количественные, так и качественные. Степень свободы и несвободы определяется значениями трех параметров: возможного, вероятного и действительного.

Школа опосредованного управления основана на неких представлениях:

  1. о трехэлементном педагогическом процессе: ученик-среда-учитель;
  2. о педагоге – «невидимке» как организаторе среды (обстоятельств), умеющем прогнозировать результат и осуществлять непрямые действия;
  3. о педагогической деятельности как средообразовательном процессе, принципиально неделимом на обучение и воспитание (без всякого дефиса, как в учебно-воспитательном процессе);
  4. о школьниках как обитателях среды, ориентированных на определенный образ жизни и естественно сталкивающихся с жизненными обстоятельствами и решающих свои проблемы;
  5. о школе как социокультурной и природной среде-источнике развития и формирования личности школьника;
  6. о педагогике как «Педагогике бытия» и управленческой науки, нацеленной на развитие индивидуальности и формирование социального типа с помощью широкой социокультурной и природной среды.

Школа опосредованного управления – это такое место, где знают, как изменять трофику среды, влиять на образ жизни школьника – условия становления их личности. Кроме того, умеют находить и включать в средообразовательный процесс педагогов-меченых, а главное, создавать инструмент под названием среда, с помощью которой только и выковывается определенный тип личности и человеческий характер.

Это школа, где учителя владеют средовым подходом как теоретической основой стратегии  опосредованного управления и умеют  диагностировать, проектировать (моделировать, планировать) в логике средового подхода, осуществлять повседневную управленческую практику, одобряемую в конечном итоге сообществом детей и их родителей.

Опубликовано:  Личность - среда - управление: Матреиалы региональных научно-педагогических чтений, посвященных педагогическому наследию и развитию идей академика Л.И. Новиковой, 19-20 марта 2009 г. Ч. I / отв. ред. профессор Ю.С. мануйлов. - Н. Новгород, 2010. - 177 с. - С. 57-58.


 

Конструктор сайтов - uCoz