Общественная научная лаборатория среды и средовых исследований в образовании |
Школа опосредованного управленияМануйлов Ю.С. Управление можно рассматривать как процесс подчинения объекта субъекту. В педагогике объектом может считаться процесс развития и формирования личности. Субъект управления – любое сознательно действующее лицо, ставящее задачей подчинение объекта своим целям. Подчинять можно по-разному. В период «эскалации опосредствований», управление не может не быть опосредствованным (от слова «средство»), но в настоящий момент еще и опосредованным управлением (от «среда»). Школой опосредованного управления будем считать такую школу, в которой администрация и педагоги управляют не прямо, не силовыми методами, а мягко, незаметно, скрыто, неявно, в которой управление осуществляет среда, предварительно созданная, организованная, упорядоченная. Но такая среда, где свобода выбора «от» и «для» сбалансирована с несвободой, с требованием, с обязательным трудом, обеспечивающим свободу «в», то есть свободу владения и, в конечном итоге, обладания ее ценностями. Быть свободным – означает быть в чем-то свободным, например, в решении задач, в игре на инструментах, в каком-то ремесле, во владении языком, свободным в общении и пр. Школа, ничем не стесняющая детей, не может им гарантировать свободу в будущем. Но не может обещать свободу и профильная школа. Лишь только школа творческого труда и разумного отдыха может дать детям подлинную свободу как в настоящем (свобода «от» и «для»), так и в будущем (свобода «в»). Школа опосредованного управления – это школа влияния через среду на школьников. Ее создают, а возможности широкого социального окружения учитывают и используют преимущественно взрослые. Они способны менять если не условия, то значения параметров среды. Как количественные, так и качественные. Степень свободы и несвободы определяется значениями трех параметров: возможного, вероятного и действительного. Школа опосредованного управления основана на неких представлениях:
Школа опосредованного управления – это такое место, где знают, как изменять трофику среды, влиять на образ жизни школьника – условия становления их личности. Кроме того, умеют находить и включать в средообразовательный процесс педагогов-меченых, а главное, создавать инструмент под названием среда, с помощью которой только и выковывается определенный тип личности и человеческий характер. Это школа, где учителя владеют средовым подходом как теоретической основой стратегии опосредованного управления и умеют диагностировать, проектировать (моделировать, планировать) в логике средового подхода, осуществлять повседневную управленческую практику, одобряемую в конечном итоге сообществом детей и их родителей. Опубликовано: Личность - среда - управление: Матреиалы региональных научно-педагогических чтений, посвященных педагогическому наследию и развитию идей академика Л.И. Новиковой, 19-20 марта 2009 г. Ч. I / отв. ред. профессор Ю.С. мануйлов. - Н. Новгород, 2010. - 177 с. - С. 57-58.
|
|
|
|