Стратегия опосредованного (через среду) управления
Мануйлов Ю.С.
Что бы ни говорили, но сутью управления (см. лингвистические словари) всегда было и остается подчинение. Подчинять можно по-разному: требуя, взывая, уступая, ублажая, объясняя и даже упрашивая.. И подчиняться также можно по-разному: добровольно, с желанием или вынужденно, по принуждению, бессознательно или осознанно. Педагогика как отрасль социального управления (А.Т. Куракин) процессами развития и формирования человеческой личности (Х.Й. Лийметс, Л.И. Новикова), всегда выдвигала приоритет неявных, мягких форм воздействия на человека (личностный подход, гуманистическая парадигма и пр.). С управлением не связывается только одномоментный акт действия-воздействия, ориентированный на достижение результата "здесь и сейчас", получения, сиюминутного эффекта. Управление "растянуто" в пространстве и во времени, не исключает, а предполагает организацию влияний повседневного окружения на человека. Больше чем непосредственные действия управленца, на индивидуума оказывают решающее влияние жизненные обстоятельства. Известно, что "язык обстоятельств яснее языка слов". Однако, в этом случае субъект управления должен рассчитывать на то, что результат может быть лишь вероятностным и отсрочен во времени. Итог - это всегда суммарный эффект многофакторного преднамеренного и непреднамеренного воздействия на человека условий его бытия. Обращение к среде как источнику питания и вос-питания, к окружению человека как суммарному средству развития и формирования человеческой личности, определяет суть того, что мы называем опосредованным управлением. Конечно, истоки последнего следует искать в отечественной Педагогике среды начала ХХ века (в частности у С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина и др.) и даже раньше - в Средоведении. Но связь между управлением и средой как вос-питательным средством стала очевидной лишь сегодня. Вводимое нами понятие "опосредованное управление" как управление через среду (отличать от деятельностного опосредования) имеет неплохие перспективы. Хотя при такой управленческой стратегии нельзя рассчитывать на скорый результат. Более того, невозможно со 100% достоверностью предсказать последствия влияния среды. Тем не менее, ряд особенностей в управлении через среду данную стратегию делают незаменимой.
1. Опосредованное управление носит скрытый характер.
Это важно, ибо "в воспитании детей, главное, чтобы они этого не замечали". "Чтобы управлять кем-либо долго надо как можно менее давать ему чувствовать его зависимость" (Ж. Лабрюйер).
2. Управление через среду многоаспектно и масштабно. Обращение к "могущественным силам среды" (Л.С. Выготский ) позволяет преодолеть школоцентризм. При средовом подходе к управлению развитием и формированием индивида, все его разнообразное окружение, каким бы широким оно не было, становится средством возможного существования, важным элементом его бытия, источником жизненного опыта. Образование становится функцией среды, дополнительное образование - основным, а основное - дополнительным. Школе отводится то место, которое она должна занимать в ряду иных агентов и факторов среды, важное место, но такое, в котором она уже не будет "мешать образованию детей" (М. Твен).
3. Управление через среду отнюдь не фрагментарный и спорадический, а постоянный, непрекращающийся и непрерывающийся процесс, обеспечивающий продолжительное, стойкое влияние. При наличии полноценной среды время, длительность пребывания в ней человека и продолжительность ее воздействий, становится решающим для личностного роста индивидуума.
Следует отличать стратегию опосредованного управления от практики косвенного влияния (реализующей схему "дочка, тебе говорю, а ты, невестка, слушай") и метода параллельного действия А.С. Макаренко. В отличие от косвенного, при опосредованном управлении всегда имеет место временной разрыв между действием субъекта со средой, действием самой среды и производимым эффектом.
Результат опосредованного управления определяется качеством среды. Среда трактуется и параметрируется по-разному. В нашем понимании (лингвистическая версия), среда есть то и только то, среди чего пребывает индивидуум, посредством чего формируется образ жизни, что опосредует его биологический и социальный рост. В конечном итоге это то, что осредняет (типизирует) личность. Среда чеканит тип личности.
Чтобы управлять с помощью среды нужно ориентироваться в ее управляющих параметрах. В частности, необходимо обращать внимание на то, что в ней возможно и вероятно. Параметр возможности представлен нишами (социокультурными, социоприродными и пр.). По определению ниша - это представленное обстоятельствами места и времени, поле возможностей, позволяющее индивидуумам удовлетворять свои жизненные потребности. Это все то, куда можно войти (хотя бы мыслью), пребывать и с помощью чего отправлять свои духовные, социальные и материальные потребности. Это лоно или прибежище одних стихий и убежище от других. Ниша позволяет индивидуумам быть субъектами выбора, авторами своей судьбы. Ниша индетерминирует индивидуумов, предоставляя такую питательную субстанцию, которая способна обогащать, облагораживать, оздоравливать, объединять, опосредовать развитие. Если справедливо высказывание: "кто чем питается, тот тем и является", то трофику (с греч. - питание) следует признать основой вос-питания, ибо трофические ниши позволяют иметь и уметь, чтобы Бытовать, быть Личностью!
Другой управляющий параметр среды представляют стихии. Стихии суть то, что превращает возможное в действительное, поэтому он и назван параметром вероятности. Значения параметра определяются составом стихий. Стихия это движущаяся масса или масса в движении (смотря на чем делать акцент), представляющая собой трудно сдерживаемую силу, которая захватывает, увлекает, подталкивает и гонит, наконец, метит, программирует индивидуумов. Стихия детерминирует выбор возможностей, поскольку посредствует образу жизни (побуждает, позволяет, помогает, поощряет), подчиняет поведение, превращаясь в "руках мастера" в мощное управленческое средство. В общественной среде стихии себя проявляют в виде того или иного социального движения, информационного потока, волны интереса, ярко обнаруживающегося стремления к чему-либо, эмоционального порыва, вихря чувств, колебания настроений, возбуждающих импульсов, захватывающих интеллектуальных переживаний, вибраций, заставляющих двигаться определённым коридором возможностей. Примерами стихий являются стихии интереса, познания, поиска, творчества, игры, противоборства, неприятия, следования чему-либо. Будучи активной физической и социально-психологической силой, действующей зачастую в обход всякой мысли, стихия позиционирует обитателей среды по отношению к существующим нишам и трофическим возможностям, превращает индивидуумов из субъектов в объект влияния. Субъект управления подчиняет себе обстоятельства, используя окружение в диагностических, проектировочных и преобразовательных целях.
Стратегия опосредованного управления в свой состав включает средовую диагностику, практику средового проектирования и продуцирования результата.
Суть средовой диагностики в вынесении суждения об индивидууме по среде его обитания ("Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты". "Знаешь ли ты такого-то"? - "Да!" - "А его близких"? - "Нет!" - "Тогда ты его не знаешь"). Очевидно, что объектом внимания становится периферическое, находящееся рядом или в каком-то отдалении, "за" или "перед" индивидуумом, над или под ним находящаяся реальность. "Не смотри на того, кто говорит, - смотри на того, кто заставляет говорить".
Судить по среде об индивиде относительно просто, практика не требует сложнейших инструментов, хотя нужны расчеты. (Можно использовать метод "Среда-метафора" и др.). Вместе с тем, средовую диагностику следует рассматривать как вид нестрогой диагностики, первичной и весьма приблизительной, а результаты - требующими перепроверки.
Средовое проектирование являет собой технологию прогнозирования результата и на ее основе моделирования разрешающих возможностей среды и особенностей средообразовательного процесса. Модели среды и средообразовательного процесса это не только область поиска нового решения, в известном смысле - это само проектное решение целей, способов и средств их достижения (на уровне характеристик образа жизни), а также управленческих действий.
Средовое продуцирование - есть основной момент в опосредованном управлении. Организовывать среду, создавать ниши, обогащать, облагораживать трофику, привносить соответствующие стихии, оздоравливать атмосферу и через это влиять на детей - сложнейшая и важнейшая задача педагога. Конечно, нельзя "превращать окружающую нас среду в окружающее нас воскресенье", но совершенствовать ее, чтобы в правильном направлении развивалась и формировалась человеческая личность, настоятельно необходимо. Без правильно организованного средообразовательного процесса, опосредованное управление оказывается невозможным, а, следовательно, мы лишаемся всех его преимуществ.
Используемая литература
1. Ю.С. Мануйлов Средовой подход в воспитании. 2-е изд., перераб. Москва-Нижний-Новгород.: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. - 157 с.
2. Ю.С. Мануйлов Воспитание средой: Сборник статей разных лет, - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2003. - 119 с.
З. Ю.С. Мануйлов Стихии в средообразовательном процессе \\ Средообразовательный процесс и становление личности: Материалы международной научно-практической конференции, 20-21 ноября 2003 г., ч.1 г. Костанай, Городское управление образования, 2003, с. 4-11.
Данный материал был представлен на Интернет-конференции «Гуманитарная методология в контексте модернизации российского образования» на сайте Auditorium.ru (2003 год)