Общественная научная лаборатория среды и средовых исследований в образовании |
О стихии, стихийности и стихиальности в образованииЮ.С.Мануйлов, д.п.н., профессор Стихия это не только мыслеобраз, но термин, вошедший в педагогическую теорию вместе с концепцией средового подхода в образовании. Стихию можно определить как движущуюся массу или массу в движении (в зависимости от аспекта рассмотрения), обладающую огромной, трудно сдерживаемой силой. Видимый образ - волна, энергетический поток, мерное или стремительное движение каких-то тел, частиц различной субстанции. Стихия как некая природная сила есть в то же время способ существования материи и духа в пространстве человеческого бытия. Как в локальной, так и широкой социальной средах обнаруживают свое присутствие различные стихии. Это стихии научного поиска, интеллектуальной игры, самодеятельного творчества, изобретательности, свободомыслия, конкуренции, противоборства. Уже этот, далеко не полный список подтверждает реальность и указывает на масштабы данного феномена. Долгое время мы пребывали в неведении относительно подлинной роли стихии в воспитательном процессе. Незнание наше простиралось на область эмоционального, стохастического, динамического, случайного, спорадического, спонтанного, бессознательного. 1. В образовании не было необходимости учитывать динамические характеристики среды. Принято было полагать, что движение есть неустойчивое и тем самым не сущее (не есть сущее). Осознание того, что движение в то же время и нечто несущее (в смысле что-то несет), к теоретикам пришло, вероятно, не так давно (М.Хайдеггер). Что несет движение, какую роль в образовании среды и воспитании играет стихия? Такие вопросы не занимали умы исследователей. В недрах науки стихия не рассматривалась в качестве средства достижения педагогических целей. 2. В фокусе внимания находилась человеческая масса. И это не было случайностью. Считалось, что «решающая роль всегда принадлежит условиям долговременного характера, и ситуативные поводы приобретают смысл лишь в контексте первых» (В.С.Чичерин). В «структурно-функциональной» методологии исследовать объект значило изучать его вне свободного движения, перемещения, блуждания в пространстве, не как внешнюю силу по отношению к автономному индивиду, но как систему с встроенным в нее человеком. Социальных психологов, насколько нам известно, интересовали, прежде всего, связи между людьми (толпа, аудитория), внутренние эффекты (паника, агрессивность, и пр.). Смещение акцента с массы-способа организации людей на движущуюся массу как субстанцию и внешнюю динамическую силу по отношению к стоящему на ее пути человеку, заставляет по-новому представить ее как управляющую силу = стихию. Педагоги-исследователи (помимо психологов) изучали коллектив как организацию и социально-психологическую группу (формальная, неформальная структуры, климат, атмосфера, феномен территориальности и пр.). В фокусе внимания были внутренние связи. 3. Неприятие аморфного, неупорядоченного, не поддающегося рациональному объяснению и систематизации. «Большие сообщества людей - существа невменяемые» - писала Вирджиния Вульф. «Масса- это множество людей без особых достоинств». «Наука полагала, что эти человеческие скопления - аномалии, исключительные состояния вне какой-либо закономерности, не представляющие никакого интереса. Только классы, их организации были объектом мысли, предметом науки и основополагающим аспектом общества». По этой причине, выражаясь языком А.Н.Уайтхеда, до последнего времени значительная часть педагогической реальности, выходящей за черту рационального, «ускользала из ячеек научной сети». 4. Заблуждение относительно роли хаоса и случая в воспитательном процессе. Мы были далеки от понимания подлинных источников социального роста и качественных изменений в личности. Детерминационные схемы влияния считались единственно приемлемыми в педагогике. Стихийность равнялась спонтанности и хаосу. На самом деле, как показывают исследования в области самоорганизующихся систем, хаос важен и незаменим. «За кажущимся хаосом обнаруживается порядок закона роста» Синергетика говорит о животворящем хаосе, хаосе становления, из которого возникает порядок, о хаосе как сферы еще не оформившегося, о спонтанных субпроцессах в детерминационных гиперсистемах. Наступает понимание, «случайность является неискоренимой чертой любой практики» (Ж.П. Сартр) и что в зонах неустойчивости возникает хаос, но его следует рассматривать как «цену, уплачиваемую за возможность создать порядок…». 5. Переоценка степени сознательности и самостоятельности человеческой индивидуальности. «Как только люди собираются вместе, неважно кто, они становятся массой». «Нельзя подходить к массе извне, как к простой сумме индивидов. В накаленной атмосфере один и тот же расчет индивидуальной человеческой жизни подчиняется законам, совершенно отличным от законов индивидуальной бухгалтерии». «Мы знаем себя и управляем собой в немыслимо малой степени» (Пьер Тейяр де Шарден), ибо «поведение человека - это в значительной степени поведение групповое» (В. Фокс) В педагогике не доставало понимания того, что «люди, обладающие достаточно сильной индивидуальностью, чтобы противиться внушению, в толпе слишком малочисленны, и потому не в состоянии бороться с течением». Образно выражаясь, «индивид в толпе - это песчинка среди массы других песчинок, вздымаемых и уносимых ветром». «Индивид лишается большей части репертуара своего обычного сознательного поведения и становится уступчивым, податливым». «В толпе снижается уровень интеллекта, падают ответственность, самостоятельность и критичность и исчезает личность как таковая». В результате «человек впитывает в себя, сам того не желая, движения и чувства, которые ему подсказываются». «Людьми управляет закон духовного единства толпы» (Гюстав Лебон). 6. Недооценка иррационального, образующего бессознательный фундамент человеческой жизни. Долгое время человека считали человеком разумным, пока он не стал «человеком массы», что, видимо, и дало повод для многочисленных суждений, убедительность которых так велика, что несмотря на объем, отважимся воспроизвести их факсимиле: «Сознание занимает лишь небольшое место в психической жизни» (Вильгельм Райх), «Сознание стоит в конце пути, бессознательное - в его начале» (Поль Рикер), «В борьбе разума со страстью всегда побеждает страсть». Приведем еще одно, достаточно емкое высказывание Г.Лебона: «Традиционная точка зрения обращается к рассудку, к смыслу вещей, помогает людям уяснить проблемы и делать выбор среди возможных решений. Легче всего мобилизовать людей, приведя их к осознанию своих интересов, а так же смысла ситуации, тем самым и целей, которые они могут достичь сообща. Люди, сформировавшиеся в рамках классической школы, не учитывали силы страстей и верований. Они полагались исключительно на интеллект, чтобы убеждать, на расчет, чтобы победить трудности. Вместе с тем решающую роль в социальных процессах играют не разум, а эмоции. В толпе человек оказывается во власти иррациональных чувств, догматизма, нетерпимости, всемогущества». В продолжение можно привести два высказывания Зигмунда Фрейда: «Человек в толпе существо инстинктивное» и «Люди не поддаются доводам рассудка, ими движут инстинкты». Значимы в этом плане и слова Раймонда Фердинанда Арона «Биологическая природа человека такова, что его поведение не может всегда мотивироваться рассудком». «Классическая политика, основывающаяся на интересе и разуме человека, особенно в массовом обществе видит человека не в полном объеме, она слепа к его эмоциям и памяти, к его желаниям и мифам. Она обрекла себя на бессилие, поскольку теперь иррациональные действия, аффективные взрывы, расстройства мышления, кричащая круговерть и толпы больше не считаются странностями, погрешностями или врожденными пороками человеческой природы. Это перископы, отображающие на поверхности подводные течения, скрытые под спудом обыденной жизни каждого из нас». 7. Непризнание и неприятие стихии. Стихия ассоциировалась со стихийностью - врагом организованности, порядка, дисциплины, плановости. Стихийность, заодно с ней и стихии стали синонимом спонтанности, произвола, бессистемности, непредсказуемости и хаоса. Поскольку подлинными символами школы являлись организация, порядок и дисциплина, то стихии и стихийность изгоняли из образовательных учреждений. Педагоги всячески пытались уйти от стихийности и стихийного начала. Создание воспитывающей среды предполагало, конечно, сужение в ней сферы стихийного за счет организованных, усовершенствованных и сведенных в систему влияний. Сложился неприглядный, враждебный, даже зловещий и опасный образ стихии как некой «хаосогенной силы». Лишь только в конце семидесятых годов ХХ века А.Т. Куракин - один из немногих теоретиков системного подхода в отечественной педагогике сумел увидеть в стихийности нечто большее. Он писал: «Нет влияний стихийных, а есть уже управляемые и пока еще неуправляемые влияния на детей. Последние - это те, которыми мы управлять еще не научились, у нас пока нет возможности на них воздействовать». На самом деле, несмотря на свое сходство (однокоренные слова) стихия и стихийность понятия отнюдь не тождественные. Стихийность это характеристика спонтанного, самопроизвольного, спорадического хода какого-либо процесса, порожденного случаем и в самом себе содержащего (несущего) случай. Стихию же можно рассматривать как форму движения материи (все равно какой - организованной или неорганизованной, вещественной или невещественной природы). В настоящее время вместе с приходом синергетики и переоценки места и роли динамической, эмоционально-чувственной, бестелесной, духовной, энергетической составляющей человеческой жизни, сложились предпосылки для возникновения педагогического учения о стихиях. Стихию мы определяем как движущуюся массу, способную властвовать над человеком, захватывать, увлекать и метить индивидуумов, программировать их поведение. Масса в движении воспринимается индивидуумом как непреодолимая сила, противостоять которой человек не может. Сильная стихия обладает энергией, превосходящей энергетические возможности и ресурсы индивидуума или группы людей. Энергетическое превосходство стихии над способностью индивидов превращает ее (в глазах обитателей) в мощную, несокрушимую, необоримую силу. «Я преклоняюсь пред тобой/ Великая могучая стихия/ И гимн восторга/ Я тебе превозношу/ Ты бесконечна, вечна, неизменна,/ Благодаря тебе живу/ Парю…». ( Марина Х). Связь стихии со стихийностью каузальна. Стихийность порождается «игрой» стихий, ход и результат которой достоверно непредсказуем. Без игры стихий нет стихийности. Стихии качественно различны. Стихия как находящаяся в движении некая субстанция может быть хорошо организованной и направляемой силой (при определенных условиях предсказуемой и неслучайной). Когда стихию представляют «сорвавшимся с цепи», со своей оси» «неуравновешенным движением» (Т.П.Григорьева), вероятно, имеют ввиду не все стихии, лишь «сумасшедшие», беспорядочные, например, стихию коллективного бессознательного, беспорядка, «броуновского движения», когда «люди бесцельно и беспорядочно кружатся друг возле друга, подобно переплетающимся движениям овец, которые находятся в стадии возбуждения». Стихия это движущаяся масса, способная в противовес расхожему представлению, быть примером организованности и порядка. В онтологическом плане она ничем не отличается от массового действа. Но не следует ее путать с эмоциональным состоянием и психологической атмосферой. Перечисленное лишь лоно, гнездилище стихий. Стихии появляются всюду, где возникают скопления людей. В классах, рекреациях, кабинетах, школьных коридорах, в актовых, спортивных залах, стадионах, концертных площадках, там, где проводятся праздники, общешкольные мероприятия, коллективные творческие дела, организуются массовки, групповые выступления, тусовки, всевозможные кампании и акции. Не следует отождествлять стихию лишь с толчеей в коридорах, бесцельной суетой и суматохой, экзаменационной лихорадкой, со всей круговертью школьной жизни. Стихии "обитают" и в тишайших читальных залах и в немноголюдных лабораториях, в местах с размеренным течением жизни. Мир стихий богат и разнообразен. Список стихий не может заменить их классификацию, основания для которой наукой пока не найдены. Однако субстанционально-энергетическая природа различных стихий такова, что можно говорить об их формациях. Формации суть формы жизни, формы существования стихий. Энергия стихии, как нам представляется, может проявлять себя в форме протеста, поиска, милосердия, любви, поклонения, ненависти, маскарада, противоборства, упорного труда, взаимной требовательности, игры, жертвенного служения, борьбы группировок, сутяжничества, взаимопомощи, повального увлечения чем-либо и прочее, прочее, прочее! Если принять во внимание источники происхождения и способы существования стихий, то последние можно дифференцировать на: а) бездействующие стихии, непроявленные, «спящие»; б) спонтанно образовавшиеся стихии, самовозникшие, самопроявившиеся; в) непреднамеренно занесенные, случайные стихии; г) специально кем-то привнесенные; д) стихии целенаправленно генерируемые субъектами управления. Квалиметрия стихий, субъективно осуществляемая субъектами управления (оценка дееспособности стихий, деление их на случайные, неслучайные, спланированные, конструктивные, деструктивные и т.д.) не позволяет получить достоверную, но лишь приблизительную информацию о разрешающих возможности среды, оценить расстановку сил и спрогнозировать сценарии развития событий, равно как и итоговый результат. Можно в условиях неопределенности (управленец часто действует в условиях неопределенности) лишь предугадывать, но нельзя всякий раз безошибочно и эффективно управлять ситуацией добиваясь цели. Стихии позволяют объяснить некоторые факты, ранее необъясняемые в теории управления и в воспитательных методиках. В свете нового знания, становиться очевидным, что массовые мероприятия в образовательных учреждениях проводятся с периодичностью, необходимой для того чтобы всякий раз вдыхать с помощью стихий новую жизнь в школьную атмосферу, со временем теряющую свою притягательную силу и мощь. Практика убеждает в том, что стихии как социально-педагогический феномен, способны инициировать, культивировать, утверждать образ жизни, создавать новые возможности и условия для реализации воспитательного потенциала среды. Стихии - это параметр вероятности реализации возможностей среды. Это некая полу-гарантия их осуществления. Многое зависит от свойств стихий, их состава, вектора, траектории, скорости движения, фронта распространения, периодичности появления, содержащейся в них силы и продолжительности «жизни». Вопрос о науке и искусстве управления стихиями в данной статье не рассматривается. Это самостоятельная тема. Тем не менее, выскажемся о таком феномене как стихиальность и стихиальное мышление. Под стихиальностью мы понимаем область реального, которая складывается под действием стихий, генерируемых участниками средообразовательного процесса. Стихиальность есть тип связей между составляющими среду элементами, происхождение, существование, судьба которых определяется свойствами господствующих стихий. Связь между артистами на сцене и публикой в зале, игроками и болельщиками стихиальна, так же как стихиальна связь между классом и учителем на уроке. Преподавание гуманитарных дисциплин по сути своей стихиально. В известной мере стихиальность есть миропорядок, регулируемый стихиями, появление которых с определенной долей вероятности может быть предсказано. Стихиальность в отличие от стихийности не синоним спонтанности и случайности. Конечно, в области стихиального нельзя быть уверенным на сто процентов в исходе события. Тем не менее, если стихии генерируются известными людьми и управляющими структурами – они неслучайны и их появление можно предвидеть и просчитать. Термин стихиальность указывает на конструктивную роль стихии в среде мнимого беспорядка и псевдопроизвола. Область стихиальности – это область ожидаемого и возможного, в противовес стихийности – как сферы случайного и неожиданного. Стихиальность отражает практику интуитивно постигаемых каузальных связей между стихиями и субъектами управления. Стихиальность – это не только область мысли, но и способ мышления, восприятия, поле поиска вариантов решения, пространство моделирования процессов. Это путь управления педагогическими процессами с помощью стихий. Производным от стихии является стихиальное мышление. Стихиальное мышление – это мышление, опирающееся на образы стихии. Это целостное мышление, которое пытается соединить в себе чувственное и рациональное. Управленец, обладающий стихиальным мышлением, подобно сейсмологу, способен чувствовать стихию и моделировать последствия ее проявления. Возможно, в будущем возникнет самостоятельная наука, предположим, Стихиологии. Метафизика стихиального видится лишь началом пути. В представленном тексте многое может быть неясным. Возможно, отдельные положения требуют более основательного раскрытия. Однако мы не в состоянии обеспечить большую точность предмета. И причина не в том, что этого не допускает его природа. Сдерживающим моментом, как это ни банально, является наше незнание. Но довольствоваться известным и лишать себя права вести научные изыскания в этой области – непродуктивно. Более разумным представляется приглашение к конструктивному диалогу ученых и практиков – всех, кто видит практический смысл в обсуждении и исследовании данной проблемы. Опубликовано: Стихии, стихийность и стихиальность в образовании: сборник научных статей/ Под ред.: Ю.С. Мануйлова (отв. ред.), И.И. Сулимы, Е.В. Орлова, Е.М. Кузьминой. – Москва – Н.Новгород, 2007. См. также: Мануйлов Ю. О стихии, стихийности и стихиальности в образовании // Alma mater (Вестн. высш. шк.). – 2004. – № 10. |
|
|
|