СРЕДА КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РАБОТАХ ЛЮДМИЛЫ ИВАНОВНЫ НОВИКОВОЙ

  Орлов Е.В.

В 1985 году в работе «Школа и среда» Л.И. Новикова предложила рассматривать организацию взаимодействия школы и социальной среды, которая её окружает, как стратегическое направление  воспитания личности.

Она считала, что "к школе с позиций ее взаимодействия с окружающей средой можно подходить двояко. Можно рассматривать школу просто как учебное заведение… А можно (и нужно) видеть в ней еще и важнейшее звено единой системы общественного воспитания подрастающего поколения" (1).

Людмила Ивановна всегда ставила очень высокую планку социальной ответственности за проблематику своей лаборатории. Исследования, проводимые в рамках теории воспитательных систем, по сути дела, являлись обоснованием социальной политики государства в области воспитания. И многие закономерности, теоретически выявленные учеными, проверялись на практике силами педагогов-исследователей, объединённых в научной школе академика Новиковой.

Один из путей реализации государственной программы воспитания представлялся Людмиле Ивановне как использование социальной среды. Совместно с А.Т. Куракиным, Х.Й. Лийметсом  в начале 80-х годов ею было возобновлено педагогическое средоведение, как научное направление, запрещённое в тридцатые годы. Изучая работы этих учёных, мы находим у них некоторые научные идеи, которые в дальнейшем были развернуты в теории средового подхода Ю.С. Мануйлова и его коллег.

В разное время Л.И. Новикова делала акцент на различных трактовках среды. В более ранних исследованиях среда представлялась как коллектив, в котором осуществляется жизнедеятельность детей (2). Позже внимание учёного было перенесено на среду как социальное и природное окружение школы (1). Определение среды у Людмилы Ивановны было достаточно ёмкое. Она подразумевала под этим все то, что нас окружает, на что мы реагируем, от чего зависит наше настроение, самочувствие, что влияет на наши взгляды, ценностные ориентации, поведение. По мнению академика, среда определяет практически всё: и ценностные установки, и эмоциональный настрой, и поведенческую активность.

Если роль среды столь значительна, то её необходимо грамотно использовать в воспитании. Были выявлены закономерности влияния среды на личность, позволявшие разумно организовывать педагогический процесс.

Первая закономерность, определенная Л.И. Новиковой, следующая. Рассматривая ученический коллектив как среду жизнедеятельности детей, Людмила Ивановна определила такое её свойство, как типизация. "Любой детский коллектив со сложившейся системой отношений, – считала она, – объединяет детей как членов одной общности социалистического типа". В средовом подходе мы обращаем внимание педагогов на то, что управленец работает на тип личности, а не на индивидуальность. Именно это положение особенно важно в области социального управления, когда речь идёт, прежде всего, о формировании социальных типов.

Вторая закономерность связана с опосредованием внешних воздействий. Представляется, "что среда человека – это не просто его окружение, а то окружение, которое он воспринимает, на которое реагирует, с которым вступает в контакт, взаимодействует". Данное наблюдение позволило избежать ошибок средоведов 20-х годов, которые пытались оценить личность по среде. Влияние среды на личность опосредуется, преломляется. В теории средового подхода таким фактором, преломляющим влияние среды, становится образ жизни личности. Использование возможностей среды зависит от того образа жизни, который ведет человек (на уроке ученик может сосредотачивать внимание на предметной информации, а может сопереживать происходящему за окном).

Третья закономерность воздействия среды была определена А.Т. Куракиным, и Людмила Ивановна неоднократно обращала на это внимание. Он выделял среду организованную и среду, стихийно влияющую на детей. Исследователям это деление представлялось условным. Один и тот же компонент среды мог быть в разное время либо "целенаправленно используемым средством", либо "стихийно  действующим фактором". Сам А.Т. Куракин признавал, что стихии, бушующие в среде мы не используем в воспитании просто потому, что ещё не научились этого делать. Данное положение привело к пониманию стихий как некой силы, захватывающей человека и направляющей его внимание. Управлять стихиями, если понимать их природу и механизм воздействия, можно. Идентификация стихий и манипуляция ими есть педагогическое искусство (если рассматривать педагогику как науку и как искусство).

Выделим и четвёртую закономерность воздействия среды, связанную с синергетическим мировидением. Исследователь воспитательных систем видела двойственность среды. С одной стороны, считала Людмила Ивановна, среда является объектом педагогической деятельности, а с другой – "спонтанно развивающимся явлением в силу тех внутренних процессов самоорганизации, саморегуляции и самоуправления, которые ей свойственны" (3). Нелинейное, вероятностное развитие личности в среде дает основание вводить параметр вероятного как характеристику свойств среды. Драматургия стихий в среде во многом влияет на нелинейный характер развития социальных систем. Следовательно, социальное управление во многом носит вероятностный характер, что необходимо учитывать при проектировании результата. Не случайно в последние годы руководства центром современных проблем воспитания, Людмила Ивановна привлекала к педагогическим исследованиям философов, занимающихся проблемами синергетики, нелинейности процессов в социальных системах.

Нельзя не отметить и тот момент, что понятие возможности среды также были введены Людмилой Ивановной в педагогический обиход. Это сейчас многие исследователи ссылаются на Дж.Гибсона с его концепцией восприятия человеком среды как функциональных возможностей. Ещё до перевода книги Гибсона на русский язык Л.И. Новикова указывала, что эффективность воспитательного процесса зависит не только от квалификации и мастерства педагогов, но и от специфики окружающей школу среды, от оптимального использования ее возможностей. Далее Людмила Ивановна рассматривает детский коллектив как среду жизнедеятельности. Естественно, коллектив является лишь частью среды, влияющей на ребенка. Его можно рассматривать с позиций средового подхода как нишу (сама Людмила Ивановна делила ученический коллектив на отдельные учебные группы, которые тоже можно назвать нишами в составе более крупной ниши – классного коллектива). Исследователь предлагает рассматривать свойство этой ниши как интегративную характеристику – "поле коллектива, определяющую нравственный облик, эмоциональное состояние и интеллектуальную атмосферу в нём" (2). И сейчас мы определяем понятие "ниша" как поле возможностей для развития личности и формирования образа жизни. Разнообразие коллективов, в которых находился ребенок, по Л.И. Новиковой и составляло разнообразие возможностей для становления его личности, то есть, совокупность ниш.

И, наконец, мы встречаем в работах академика формулу управленческой деятельности со средой. "Учитывать, использовать и организовывать – это и есть формула взаимодействия школы со средой в современных условиях", – считает Людмила Ивановна. Речь идет о следующих группах управленческих действий, которые представлены в средовом подходе. Учитывать, значит, анализировать, оценивать – это диагностические действия. Использовать, значит, прежде всего, программировать надлежащие значения среды – это проектировочные действия. Организовывать, создавать нужный результат – действия продуцирующие. Можно сказать, что Людмила Ивановна предвосхитила не только понимание важности введения в педагогику категории "управленческое действие", но и детализацию, градацию его. Именно представители научной школы академика Новиковой стали первыми в педагогике говорить о важности управления (А.Т. Куракин, В.А. Караковский, А.М. Сидоркин, Л.А. Цыганова).

Л.И. Новикова разрабатывала, прежде всего, идею управления становлением воспитательной системы. Она рассматривала управление в трёх аспектах. "Внутреннее" управление – со стороны руководства школы, "саморазвитие" и "управление извне". Сочетание этих форм и составляет социальное управление, что является актуальным и в современных условиях.

 Литература:  

1. Л.И. Новикова Школа и среда. – М.: Знание, 1985. – 80 с. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; № 8).

2. Новикова Л.И. , Куракин А.Т. Педагогическая концепция детского коллектива. www.voppsy.ru/authors/KURAKIAT.htm

3. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. bibl.tikva.ru/base/B352/B352Chapter3-16.php

 Опубликовано: Личность - среда - управление: Матреиалы региональных научно-педагогических чтений, посвященных педагогическому наследию и развитию идей академика Л.И. Новиковой, 19-20 марта 2009 г. Ч. I / отв. ред. профессор Ю.С. Мануйлов. - Н. Новгород, 2010. - 177 с. - С. 24-27.

Конструктор сайтов - uCoz