Общественная научная лаборатория среды и средовых исследований в образовании |
Опосредованное управление процессом самореализации личности трудных подростковОрлов Е.В. В настоящей статье мы хотим представить опыт управленческой деятельности педагогов МОУ СОШ № 35 г. Нижнего Новгорода, которые использовали средовой подход, разработанный Ю.С. Мануйловым, в качестве управленческой технологии, позволяющей решить разнообразные педагогические задачи. Одной из задач, которые были актуальны в период проведения исследования, была задача, решаемая социальным педагогом. Она была связана с повышением эффективности управления процессом самореализации личности трудных подростков. К "трудным подросткам" относятся, в частности, дети из группы риска по социальной дезадаптации. Эта группа характеризуется смещением ценностных установок. Такие дети в своём поведении ориентируются на ценности той социальной среды, в которой они выросли. И ценности эти расходятся с ценностями общества потому, что локальная социальная среда жизни трудных подростков сильно отличается от среды позитивной, в которой формируются общепринятые ценности. Соответственно, самореализация личности таких подростков связана с освоением противоречивых ценностей своего ближайшего окружения, что приводит к конфликту при столкновении с нормальным обществом. Самореализация в нормальном обществе требует от подростков ориентации на другие нормы и ценности, организация освоения которых становится самостоятельной педагогической задачей. Бедность и однообразие среды жизни трудных подростков позволяют предположить, что изменить их поведение, снизить риск по социальной дезадаптации возможно, изменив качество среды их жизни. Согласно теории средового подхода, среда несет осредняющую функцию. При определённых параметрах бедная среда обедняет личность, богатая, напротив – обогащает. В среде, бедной общественно значимыми ценностями и формируются личности, обедненные ценностными ориентирами. Исправить положение можно, обогатив среду их жизнедеятельности. Обогащение среды подростков школы было связано с реализацией в школе проекта «Экологическая учебно-исследовательская экспедиция школьников». В летнюю экологическую экспедицию регулярно приглашались трудные подростков, имеющие проблемы с процессом позитивной самореализации. Какую роль играет экспедиция как форма организации жизни детей в процессе становления их личности? На этот вопрос нам позволила ответить теория средового подхода. Педагогический процесс в средовом подходе предстаёт в виде совокупности четырёх компонентов: управленческих действий, личности учащегося как цели и результата, образа жизни как способа достижения цели и среды как средства управления. Личность рассматривается в качестве субъекта обладания ценностями среды. То, что человек имеет и что он умеет и воспринимается им и окружающими людьми как качества личности. Эти качества либо представляют ценность в данной среде, либо нет. В том числе от этого и будет зависеть самореализация личности. Если ценности, которые присвоил и освоил человек, значимы в данном социуме, вероятность самореализации высока. Если же качества личности не являются ценными, то возникает необходимость в формировании новых качеств, более соответствующих представлениям социума. Иначе потребность в самореализации не будет удовлетворена. Способом достижения цели является образ жизни человека. Образ жизни как посредник между личностью и средой преломляет влияния последней и определяет направленность личности. Образ жизни определяется Е.В. Боровской как «относительно постоянный порядок чередования во времени и пространстве повседневных занятий, осуществляемых различными способами "бытия в со-бытии"». Способы "бытия в со-бытии" или способы жизнедеятельности (со-зерцание, со-трудничество, со-зидание, со-отнесение, со-поставление, со-измерение, со-вершенствование, со-чувствие, и др.) представляют стилевую характеристику образа жизни. Чтобы что-то иметь, человеку необходимо созерцать, соотносить, сопоставлять, созидать и т.д. Чтобы уметь, необходимо сотрудничать, состязаться, совершенствоваться, сопереживать. Формируя определённую стилевую характеристику образа жизни, которая наполняется определённым содержанием (что созерцает, чему сочувствует), субъект управления формирует тот или иной набор качеств личности. Средством для формирования личностных качеств выступает среда. Педагог преобразует среду, организуя различным образом её компоненты, что даёт возможность подростку что-то созерцать, в чём-то сомневаться, с кем-то соревноваться или сотрудничать. Это, в свою очередь, позволяет человеку нечто иметь и уметь. Субъект управления работает с двумя видами компонентов среды – статичными и динамичными. Статичный компонент – это трофика среды (от греческого "питание"). Трофикой является всё, что человек поглощает из окружающей среды. Это и телесное питание, позволяющее совершенствовать своё тело; и интеллектуальное питание, развивающее ум человека; и его духовное питание, позволяющее осваивать ценностные нормы и развивающее сознание (сравните понятия "питание" и "вос-питание"). Определённый вид трофики концентрируется в определённых нишах, которые являются полем возможности для детей. Библиотека и спортивный зал, учебный кабинет и школьная рекреация, школьный стадион и актовый зал, любимая книга и компания друзей – это те ниши, где дети черпают необходимую им трофику. Педагог обогащает среду детей определённой трофикой, что и позволяет им что-то иметь (потребив эту трофику). Однако нужно направить внимание детей на нужную трофику, увлечь их на её созерцание, сосредоточение на ней. С этой ролью отлично справляются стихии как динамический компонент среды. Стихии воздействуют на эмоциональную сферу личности и на уровне подсознания управляют поведением человека. Стихия интереса к знаниям влечет учащихся к научной информации; стихия творчества подталкивает к участию в мероприятиях, где необходимо искать нестандартные решения, что-то придумывать; стихия спортивной игры влечёт к занятиям в игровых секциях, участию в спортивных соревнованиях. Именно стихии связаны с формированием образа жизни. Эта невидимая сила подталкивает к созерцанию, подвигает к сотрудничеству и созиданию, побуждает к сомнению и сотворчеству. В школе существуют различные ниши, в которых сосредоточена определённая трофика и господствуют те или иные стихи. Возможности у этих ниш различные. Далеко не все из них вдохновляют трудных подростков. И далеко не во всех нишах с трудными подростками случаются позитивные перемены их образа жизни и качеств личности. Социальную дезадаптацию таких подростков как раз и вызывает приверженность к негативным способам жизнедеятельности: сопротивлении позитивным отношениям с окружающими, сосредоточение на вредных привычках, содействие неблаговидным поступкам и др. В процессе работы над школьным проектом «Экологическая экспедиция» мы выяснили, что экспедиция представляет исключительно богатые возможности для личности учащегося. Эта ниша является самой разнообразной и богатой как в плане наличия трофики, так и присутствия там стихий. Педагогический совет принял решение о приглашении в состав экспедиции трудных подростков, которых рекомендовал социальный педагог. Таким образом в школе было осуществлено целенаправленое управление процессом самореализации личности трудных подростков путём их погружения в среду экологической экспедиции. В экспедиции трофику для тела предоставляли туристические занятия, спортивные соревнования, включая состязания с местными школьниками, проживающими в селе, где мы дислоцировались. Это выходы на природу, народные игры на улице. Питание для интеллекта предоставляли исследовательские работы по экологии и краеведению, занятия интеллектуального клуба, викторины, проводимые во время "творческих вечеров". Питание для души черпалось детьми из беседы с кахетизатором, песенных вечеров, поездок в православный Храм города Ветлуги, общения с его настоятелем. Но особенно экспедиция важна наличием надлежащих стихий, которые направляют внимание подростка, заставляют его сосредоточиться на настоящих, а не мнимых ценностях, сопереживать товарищам, созидать собственные образцы достойного поведения, совершенствовать навыки жизни в разнообразных условиях и работы в различных сферах – от хозяйственно-бытовой до научной. Такой образ жизни позволяет говорить о конструктивной самореализации личности в экспедиции. Стихии творчества и групповой работы, демонстрирования спортивного мастерства и интереса к знаниям в течение 10 дней экспедиции оказались способны изменить ценностные ориентиры подростков. Большую роль кроме социальных стихий сыграли и природные стихии, которые подталкивали подростков к изучению природных объектов и явлений, осознанию своих способностей в области восприятия окружающего мира, побуждали к созидательному труду на благо природы. Богатые возможности экспедиции с её мощными порционными воздействиями на личность воспитанников становится инструментом управления процессом личностной самореализации подростка. После экологических экспедиций, в которых побывали подростки из категории трудных, они резко меняли направленность своих интересов, их образ жизни значительно преобразовывался. В качестве примера хочется сказать об одном из таких подростков – Маскиме Г. После экспедиции он длительное время (практически каждый день после занятий в школе) посещал общественную организацию – областной экологический центр. Общение с сотрудниками центра, участие в их работе продолжило процесс смены его ценностных ориентиров и окончательно увело от негативных тенденций в развитии. Сейчас он вполне успешный молодой человек, строящий свою жизнь в позитивном русле. Это же можно сказать и об остальных участниках экспедиций, бывших трудных подростках. Опубликовано: Эффективные модели профилактики отклоняющегося поведения несоврешеннолетних // Сборник материалов межрегиональной конференции "Системный подход в профилактике правонарушений несоврешеннолетних" / Под общей ред. И.Н. поповой. - Владимир, Собор, 2012. - С. 58-63. |
|
|
|