Управление средообразовательным процессом в системе средового подхода

Орлов Е.В. 

Средовой подход в образовании, автором которого является Ю.С. Мануйлов, рассматривает педагогическую технологию как логическую последовательность действий по диагностике, проектированию и продуцированию результата. Педагогической целью и результатом является личность учащегося (воспитанника), средством же формирования и развития её служит культурно-образовательная среда.

Эта среда содержит ценности, осваивая которые, человек становится личностью. Именно культурный контекст определяет, какие ценности востребованы в данное время и в данном месте. Соответственно, и цели образовательного учреждения согласуются с этими ценностями,  а сами ценности культивируются в среде образовательного учреждения, предъявляются учащимся, на них акцентируется внимание. Целью школы становится личность учащегося, имеющая установку на освоение ценностей среды и умеющая самоорганизовываться так, чтобы реализовать свои установки.

Культурно-образовательная среда, в которой пребывают дети, является основным объектом приложения управленческих сил педагогов. Управляя процессом становления личности учащегося, педагог организует среду, которая влияет на образ жизни и личность подопечных. Этот педагогический процесс можно представить в виде совокупности четырёх компонентов – управленческих действий субъекта управления как источника преобразований, среды как средства управления, образа жизни как способа достижения цели и личности как педагогической цели и результата.

Важнейшим компонентом средового подхода является система управленческих действий (УД) со средой (С). Процесс, обеспечивающий эту систему, называется средообразовательным процессом. В самом общем виде система представляет собой простую взаимосвязь двух компонентов: УД – С. Представляя среду как совокупность статических (ниши с трофическим наполнением), динамических (стихии) компонентов, а также меченых – увлечённых людей, способных генерировать стихии или определённого рода трофику, мы усложняем эту систему (рис. 1.):

 

Важно определить, из чего состоит среда, позволяющая достичь цели. Чаще всего с этой проектировочной процедурой педагоги справляются достаточно успешно. Оказалось, что сложность состоит в том, чтобы подробно расписать, что собой представляют управленческие действия со средой, определить их иерархию и взаимосвязь.

В средовом подходе выделяют два пути достижения цели. Это положение представляет специфику опосредованного управления и позволяет особым образом определить понятие "средообразовательный процесс". Первый путь связан с обеспечением возможностей, необходимых для полноценного «питания» личности. Второй путь направлен на создание вероятности использования этих возможностей. Работая с мечеными, субъект управления с их помощью либо создаёт трофические возможности, либо повышает вероятность достижения цели через генерирование надлежащих стихий.

Под средообразовательным процессом мы будем понимать последовательность управленческих действий со средой, направленных на организацию трофических возможностей и обеспечение вероятности их использования субъектом своего развития и объектом формирования.

Выделение двух основных путей средообразовательного процесса позволяет следующим образом представить первую иерархическую ступень управленческих действий (рис. 2.).

 

Необходимо напомнить, что управленческие действия в средовом подходе представлены тремя уровнями: стратегическим, тактическим и операциональным. В свою очередь, операциональные действия делятся на три группы: диагностические, проектировочные и продуцирующие. Именно последовательность продуцирующих действий представляет собой средообразовательный процесс.

Управленческие действия, характеризующие средообразовательный процесс, представляют собой развёртывание двух путей достижения цели.

1) Первый путь работает на возможности среды. Соответственно, он связан с нишами как полем, где сосредотачиваются определённые возможности, и с трофикой, наполняющей эти ниши.

Сначала мы определяем те операциональные действия, которые направлены на ниши. Педагоги могут организовывать новые ниши; обеспечивать работу имеющихся; означивать те или иные ниши, то есть, придавать им нужные с позиций достижения цели, значения; разрушать ниши с негативными значениями.

Следующие действия будут направлены на работу с трофикой. Например, организация новой секции потребует оформления помещения для занятий; обеспечение программы, по которой будут заниматься школьники, УМК; ознакомление учащихся и родителей с расписанием занятий, целями и задачами образовательной программы.

Но и эти действия, в свою очередь, конкретизируются. Так, оформление помещения потребует таких действий, как окрашивание, озеленение комнатными растениями, оснащение новой мебелью, надлежащее освещение помещения и т.д.

Организация экскурсионных поездок с целью изучения географии региона потребует обеспечения необходимым транспортом; ознакомления участников с тематикой экскурсий, правилами поведения вне школы и с техникой безопасности во время экскурсий; озадачивание участников поездки поиском необходимого для изучения темы материала во время экскурсии и др.

Нами представлен средообразовательный процесс по обеспечению возможностей, который имеет несколько иерархических уровней управленческих действий. Каждый последующий уровень конкретизирует, раскрывает действия предыдущего уровня, выстраивая логическую цепочку взаимосвязанных действий по выполнению поставленной цели.

2) Средообразовательный процесс, обеспечивающий второй путь достижения цели, направлен на работу со стихиями. Управленческие действия должны способствовать привнесению надлежащих или вытеснению стихий, мешающих достижению целей.

 Для вытеснения негативной стихии педагог может остановить, озадачить, объяснить, отправить, обескуражить, отвлечь и т.д. Поддержать позитивную стихию можно через такие действия, как одобрение, обеспечение, обращение к кому- или чему-либо и др. Генерирование стихий может быть связано с обыгрыванием, открытием какого-либо действа, озадачиванием творческой работой, организацией соревнований, обращением внимания на что-то или кого-то и т.д.

Кроме того, управленческие действия со стихиями могут носить характер, направленный на изменение параметров самой стихии. Как известно, стихия обладает силой действия, характеризуется широтой фронта, длительностью пребывания в нише. Поэтому педагог может направлять свои действия на усиление или ослабление стихии, на расширение или сужение фронта её распространения, на продление действия стихии (подлить масла в огонь) или на прекращение её действия.

3) Средообразовательный процесс как совокупность управленческих действий с нишами, трофикой и стихиями предполагает и работу с мечеными. Действия с мечеными носят характер резонансного воздействия. Достаточно слабого, но направленного, точного «укола», как меченый индивид, склонный к определённому виду деятельности или работе с определённой трофикой, вступает в процесс средообразования.

При необходимости обогащения ниш нужной трофикой, субъект управления обращается к индивидам, обладающим необходимыми знаниями и охотно ими делящиеся. Если же нужна определённая стихия (например, стихия игры), то подключается индивид, активно вступающий в игру и готовый играть и играть.

На правах рукописи

Конструктор сайтов - uCoz