Общественная научная лаборатория среды и средовых исследований в образовании |
Педагоги как субъекты совершенствования образовательной среды в школеЛ.В. Волкова В современных условиях, когда к учителю предъявляются всё большие требования, но соответствовать этим требованиям учителю всё сложнее, а субъекту управления всё труднее набирать профессиональные кадры, может быть весьма полезным прагматичный взгляд на педагогов как субъектов средообразовательного процесса в школе. Данная статья ориентирована на руководителей общеобразовательных учреждений, стремящихся целенаправленно изменить учебную и воспитательную среду школы, учитывая потенциал своих сотрудников. В статье будут обозначены три тезиса: о сущности средообразовательного процесса, об отличительных характеристикам субъектов средообразовательного процесса и об «идеальном» (для достижения цели) типе педагогов как субъектов средообразовательного процесса. Тезис первый. Для управления процессом формирования и развития личности важно использовать возможности образовательной среды, усиливая её положительное влияние или нивелируя отрицательное воздействие. Для этого среду предварительно её нужно организовывать, корректировать, обогащать, оздоравливать, формировать, облагораживать и т.д. Иными словами, заниматься преобразованием среды для человека, осуществляя средообразовательный процесс. Согласно теории и технологии средового подхода Ю.С. Мануйлова, средообразовательный процесс – это организованный, целенаправленный процесс создания среды, ориентированной на личность учащегося, предполагающий активность педагогов, способных привносить необходимые стихии («стихия - движущаяся масса любой субстанции такой силы и мощи, которая захватывает, увлекает субъекта, управляет его поведением, формирует личность»), создавать определённые ниши («ниша - пространственно выделенное поле возможностей, позволяющее индивидуумам удовлетворять свои потребности, выступая субъектом реального выбора пути собственного развития»), потенцировать качественную трофику («трофика - то, чем наполнена среда, и то, чем она питает обитателей»). Сущность средообразовательного процесса в педагогике заключается в «переводе» среды в интегративное средство, позволяющее с определённой долей вероятности прогнозировать достижение желаемого образовательного результата. Тезис второй. Качество образовательной среды определяется качеством средообразовательной деятельности многих её участников (учеников, их родителей, представителей администрации школы, других сотрудников и др. людей). Но ведущая роль в средообразовательном процессе принадлежит педагогам, способным привносить необходимые стихии, создавать определённые ниши, потенцировать качественную трофику для образовательных задач. Педагогов как субъектов средообразовательного процесса отличает наличие востребованных для изменения среды способностей (специфичных педагогических способностей понимать и чувствовать влияние осуществляемых в среде изменений на личность школьника; специальных способностей: художественных, музыкальных, технических, литературных, артистических, графических и др.); обладание некоторыми ресурсами (материальными, финансовыми, интеллектуальными, временными, пространственными и пр.); мотивированность на определенные действия со средой. На основании наличия (или отсутствия) у педагогов мотива к совершенствованию школьной среды выделяются три типа педагогов: I – педагоги без мотива, касающегося качества школьной среды; II – педагоги с ситуативным мотивом отношения к качеству школьной среды; III – педагоги с надситуативным мотивом отношения к качеству школьной среды. Педагоги каждого типа могут быть продуктивны и эффективны в средообразовательной деятельности. Тезис третий. «Идеальными» для достижения цели средообразовательного процесса являются педагоги III типа с устойчивым мотивом их деятельности. Эту группу педагогов уместно назвать метафоричным понятие «меченые», которым в средовом подходе Ю.С. Мануйлова названы и элемент среды, и посредники-исполнители средообразовательного замысла. «Меченые» – это выделяющиеся в среде педагоги, необычное (для других) поведение которых обусловлено зависимостью от прежних переживаний, оставивших след в их строе чувств, мыслей, внутреннем и внешнем облике, выдающих их устойчивую предрасположенность к чему-либо и постоянную готовность действовать в определённом направлении свойственным им способом. Педагоги этого типа «не могут жить, не создавая своеобразного поля», не излучая стихий и не продуцируя трофику для детей. Так, позитивно меченные стихией интеллектуального творчества не могут не создавать в детском сообществе исследовательскую среду, стихией популяризации у школьников здорового образа жизни – здоровьесберегающую среду, стихией компьютеризации – информационную среду учащихся и пр. Педагоги такого типа выступают «идеальными» субъектами средообразовательного процесса по ряду причин. Во-первых, они внешне заметны, а потому образуют визуально значимую среду школьников. Во-вторых, их действия примечательно постоянны, отточены временем и обстоятельствами, и, как правило, продуктивны. В-третьих, поведение замечательно прогнозируемо, что и позволяет управлять их реакцией, целенаправленно включая в средообразовательный процесс и подготавливая изменения в школьниках. Опубликовано на сайте ГБОУ ДПО НИРО niro.nnov.ru/?id=2744 |
|
|
|