Общественная научная лаборатория среды и средовых исследований в образовании |
ТЕХНИКА РЕЗОНАНСНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В РАБОТЕ С ПЕДАГОГАМИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫВолкова Л. В. Повседневная управленческая практика в сфере образования, о которой так много различного рода публикаций, сталкивается с рядом трудностей, т. к. смена образовательной парадигмы требует качественно нового управления. Управление представляется опосредованным, гибким, «мягким», дискретным. Такое управление призвано, во-первых, помочь педагогам определиться в своём новом качестве, во-вторых, действовать сообразно внутренним тенденциям образовательной системы, подчиняющейся некоторой заданноcnb, в-третьих, реализовывать собственные потребности. Попытка формализовать смысл синергетической установки к управлению процессами, происходящими в школе, привела к необходимости сместить акцент с вопроса: «Что делать?» на: «Каким образом?», чтобы определить величину необходимых усилий и пространственно-временную топологию их приложения. В поисках ответа на поставленный вопрос руководитель образовательного учреждения может опираться как на собственное мастерство, опыт, талант, интуицию, так и на положения теории опосредованного управления, управления через среду (Ю.С.Мануйлов). Основу опосредованного управления может представлять техника резонансного воздействия, системообразующей категорией которой становится понятие «меченые». Кто же такие «меченые» в теории средового подхода? «Меченые - это обитатели среды, которых коснулась та или иная стихия и оставила отпечаток на внутреннем или внешнем облике, на образе мыслей, чувствований, склонностях, интересах, пристрастиях, на всей пластике человеческого поведения, привычках, внешних атрибутах, манере говорить, держаться, двигаться, носить одежду, обращаться и пр.» В понятии «меченые» получил отражение факт предуготовленности, склонности индивидуумов к определённому виду занятий, роду деятельности, форме активности, линии поведения, образу мыслей, чувств и действий. Именно эта особенность педагогов позволяет руководителю активизировать их для осуществления каких-либо преобразований в среде. В рамках нашего исследования «меченые» - педагоги, склонные к определённому виду занятий, роду деятельности, форме активности, линии поведения, образу мыслей, чувств, действий и т.д. Что же такое воздействие? Если под действием, говоря об управлении, мы подразумеваем целерациональное, предварительно спланированное изменение действительности, осуществляемое субъектом управления, то под воздействием (опираясь на значение приставки воз- (вое-): предел действия) - собственно совершившееся действие, способствующее максимальному приближению к желаемому результату. В чём суть резонанса? В толковых словарях понятие «резонанс» трактуется следующим образом. Советский энциклопедический словарь: «Резонанс (франц. resonance, от лат. resone — откликаюсь) - резкое возрастание амплитуды установившихся вынужденных колебаний при приближении частоты внешнего гармоничного воздействия к частоте одного из собственных колебаний системы». В.И.Даль: «Резонанс - гул, отклик, отзвук, отдача Отголосок». Словарь иностранных слов: «Резонанс - явление системного возрастания амплитуды колебаний в системе, совершающей их, под влиянием внешних сил, когда частота собственных колебаний системы совпадает с частотой колебаний внешней силы». Термин «резонанс» заимствован из физики. Работы учёных-психологов П.Анохина, Ю.Коджаспирова, Ю.Крюгера, Б.Рассела, П.Симонова содержат интереснейшие выводы по резонансному соответствию эмоций внешнему воздействию. Ещё далее пошёл в своих исследованиях психолингвист Алексей Наговицкий, который, исследовав речь Христа, обнаружил в ней идеальный по ритмике и полностью симметричный рисунок, нацеленный на резонанс с человеком, находящимся в спокойном состоянии. Всё вышесказанное, думается, позволяет нам определить резонанс как отклик объекта любой сложной социальной системы на управленческое действие, совпадающее с индивидуальными потребностями первого. Что представляет собой техника резонансного воздействия? Техника резонансного воздействия - цепь последовательных действий субъекта управления, которые учитывают потребности педагогов («меченых»), предрасположенных к какой-либо деятельности, по активизации последних с целью осуществления необходимых преобразований в школьной среде. Техника резонансного воздействия позволяет рассматривать педагогов в качестве посредников между субъектом управления и средой. Как показывает практика, техника резонансного воздействия может складываться из разных управленческих действий, обусловливающих активность педагога, но базовыми являются следующие: отождествление с «меченым» определённой стихии или трофики; обращение, адекватное духу, состоянию «мченого» и его способности влиять на средообразовательный процесс; опредмечивание процесса взаимодействия с педагогами через «фразы-крючки» и «предметы-стимулы». Как возможно рассмотрение первого из обозначенных выше действий? Отождествить (трактовка толковых словарей) - признать тождественным. В книге «Психология и космология возможного развития человека» П.Успенский, раскрывая четыре состояния человеческого сознания (сон, бодрствование, самосознание, объективное сознание), описывает две собственные черты «засыпания» - отождествление и учитывание. Автор считает, что «отождествление» или «отождествлённосгь» - это любопытное состояние, в котором человек проводит более половины своей жизни. Он «отождествляется» со всем: с тем, что он говорит, чувствует, во что верит и не верит, желает и не желает, что его привлекает, что отталкивает. Всё поглощает его, и он не может отделить себя от идеи, чувства и воспринимаемого объекта. Значение, причины и результаты отождествления замечательно описаны в «Филокалии». Но нет и следа понимания её в современной психологии, это вполне преданное забвению «психологическое открытие», основой которого являются неосознанные действия. Мы же ведём разговор о продуманном и целерациональном действии отождествления. Однако при изучении педагогической литературы нам не удалось найти каких-либо публикаций, связанных именно с этим умением. Но, как показывает практика, осмысленно отождествлять себя с другими как действие менее всего сформировано у педагогов и управленцев и более всех педагогических действий востребовано для организации оптимального взаимодействия в среде. В рамках техники резонансного воздействия определяем отождествление как действие, основанное на потребности признать объект управления равноправным субъекту и учитывающее собственные потребности объекта. В связи с этим важными становятся такие способы жизнедеятельности, как сосредоточение на возможностях объекта, сопоставление и соразмерение потребностей объекта с необходимостью осуществить преобразования в среде, соподчинение и согласование этих потребностей. Каким образом может мыслиться «обращение» как управленческое действие? Данное действие было в поле зрения разных авторов в самых разных науках и сферах человеческой жизни: в биологии, кибернетике, политологии, психологии, медицине, экономике, педагогике, социологии и др. Значимых успехов в этой области достигли основоположник гештальт-терапии Фриц Перлз, семейный терапевт Вирджиния Сатир, основатель недирективного гипноза и терапии Милтон Эриксон, психотерапевты Дж. Гриндер и Р. Бендлер, антрополог Грегори Бейтсон и многие другие. Нас интересуют два значения этого понятия: обращаться, т. е. называть того, кому адресуется речь; обращать, т. е. обратить, обернуть, убедить, склонить. Продуманное обращение позволяет «сделать» человека тождественным самому себе, «вводит» в состояние, присущее ему по природе, позволяет обрести естественность. Как показывает изученная по этому вопросу научная и популярная литература, обращение может быть вербальным, в котором важно учитывать текст, контекст, подтекст, особенности речи, и невербальным, где акцент делается на положении, позиции, позе, жестах, мимике и т. д. Мы же определим обращение как действие, адекватное духу, состоянию «меченого» и его способности влиять на средообразовательный процесс. Следовательно, при обращении желательно сосредоточение на объекте воздействия, соблюдение условий для организации оптимального обращения и дальнейшего общения; сопоставление вербальной и невербальной информации, получаемой от объекта воздействия. Какие возможности для субъекта управления предоставляет опредмечивание? Опредмечивание и распредмечивание - категории марксисткой философии, выражающие характерные особенности практической деятельности человека. Опредмечивание (СЭС) - процесс перехода и воплощения человеческих способностей в предмет, благодаря чему он становится общественным по своей природе предметом культуры; распредмечивание - переход объективного предмета в сферу и форму человеческой деятельности, формирование деятельностных способностей субъекта под воздействием предметов, форм, культуры. Оттолкнувшись от определений марксисткой философии, позволим обозначить опредмечивание как действие, «овеществляющее» процесс взаимодействия с педагогами через «предметы-стимулы» и «фразы-крючки». Думается, именно данное действие провоцирует активность педагогов, захваченных, увлечённых и предрасположенных к какой-либо деятельности, постоянных в своих пристрастиях. Использование значимых для «меченого» «фраз-крючков», вещей и предметов, побуждает его вызвать к жизни такой способ жизнедеятельности, как соучастие в средообразовательном процессе, что в конечном счёте будет работать на достижение желаемого результата. Попробуем на примерах проиллюстрировать использование техники резонансного воздействия в практической деятельности. Так, к учителю, меченому стихией демонстрирования собственных знаний в области педагогики, можно обратиться с просьбой ознакомить педагогический коллектив с новыми педагогическими технологиями. Педагогу, увлечённо и умело общающемуся с людьми старшего поколения, поручить организацию праздника в честь ветеранов педагогического труда Человека, стремящегося узнавать все новости первым, можно вовлечь в проведение общественного опроса по оцениванию деятельности школы. Яркому носителю стихии демократичности поручить организацию школьного самоуправления. Педагогу, склонному к созданию домашнего уюта, предложить встречу гостей школы. Генератора новых идей, активно использовать в работе творческих групп по определению путей решения разных проблем, существующих в школе. Педагогом-педантом будет качественно проверена школьная документация. Чётко выраженная гражданская позиция педагога может благоприятно проявиться при подготовке и проведении школьного дела с привлечением общественности и т.д. Как подтверждает практика, описанная стратегия развивает у субъекта управления способность оценивать возможности и своевременно использовать способности разных меченых в соответствии с их потребностями применительно к конкретной средообразовательной ситуации. Опубликовано: Средовой подход в образовании: Материалы Международной науч.-практ. конф., Н.Новгород, 9-11 января 2003 г. – Н. Новгород, НФ УРАО, 2003. |
|
|
|