Общественная научная лаборатория среды и средовых исследований в образовании |
Образ жизни человека как условие влияния среды на его личностьЕ.В. Боровская Образ жизни человека представляет собой чрезвычайно важное условие становления его личности. От того, какой образ жизни ведёт индивидуум, зависит влияние среды на личность. Чем младше человек, тем сильнее влияние среды. Отсюда необходимость в осмыслении образа жизни растущего человека (ребёнка, школьника, воспитанника и т.п.). Образ жизни человека способствует различному влиянию в одной и той же среде тем, что по-разному преломляет воздействие факторов среды на человека. Кроме того, среда становится различной для самого человека в зависимости от качества проживания жизни. Понимание среды и образа жизни человека основано нами на методологических позициях средового подхода (Ю.С. Мануйлов). Из теории средового подхода в воспитании известно, что среда становится средством воспитания человека, если она посредствует целесообразному образу жизни индивидуума. От того, какой образ жизни ведёт ребёнок, зависят изменения в его личности. В теории средового подхода личность является целью и результатом воспитания. Сначала социум и школа направляют человека к обретению своего лица, а затем личностное в человеке влияет на него самого и окружение. Личность всегда двойственна. Общественное и индивидуальное в человеке образуют целостную личность. Личность – это тип и индивидуальность. Тип личности выступает как обычный представитель группы, класса, школы. Тип личности также можно представить как социальный портрет определенной группы людей (детей), обладающих схожими ценностями. Личность, прежде всего, социальное лицо человека. Понятие «человек» не тождественно понятию «личность». Человек в процессе своей жизни по-разному воспринимает мир, его поведение изменяется в зависимости от возраста и среды жизни. Именно человек, а не личность ведёт тот или иной образ жизни. Чтобы ребёнок присвоил какие-либо ценности среды, ему необходимо жить определённым образом, позволяющим овладеть чем-либо (материальным, духовным, интеллектуальным и др.), что представляет для него определённую ценность. В средовом подходе личность есть «субъект обладания ценностями среды», позволяющими человеку обрести своё социальное лицо. Чтобы школьник предстал личностью (на уровне типа и индивидуальности), он должен овладеть ценностями среды. Вес ценности укладывается в два понятия: что человек «имеет» и «умеет». Человеку необходимо что-то иметь, а для этого нечто уметь. «Уметь» же позволяет «иметь». В этом жизненная логика. Образ жизни позволяет человеку что-либо иметь и уметь в жизни. В качестве условия становления личности и регулятора влияния среды образ жизни школьника (человека) определён нами как относительно постоянный порядок чередования во времени и пространстве повседневных занятий, осуществляемых различными способами «бытия в со-бытии». Важно учитывать то, что образ жизни школьника не тождественен школьному образу жизни, т.е. не сводится только к школьному времяпровождению (школьник – это ребёнок школьного возраста, образ жизни которого выходит за рамки школы). Образ жизни человека, по своим структурным компонентам представляет собой единство: а) занятий, представленных в деятельности, общении, проявлении отношений и различных формах привычного поведения; б) способов «бытия в со-бытии» (Ю.С. Мануйлов). Как правило, педагоги, родители, воспитатели и др. взрослые замечают внешние, видимые формы жизни индивидуума (его занятия в музыкальной и общеобразовательной школе, регулярное присутствие на уроке и постоянную активность на перемене и т.д.). Труднее увидеть, что стоит за внешними проявлениями жизнедеятельности школьника (обучающегося). Педагогически значимо увидеть не только бытие ребёнка (хотя и это важно!), но и его со-бытие. Бытие не тождественно со-бытию. Автором теории средового подхода показано, что бытие включает в себя деятельность, общение, отношение, познание, преобразование, присвоение и приспособление к среде. Со-бытие расширяет бытие, раскрывает его морфологическую и семантическую сущность. Особо значима роль русского языка в понимании сути образа жизни как способа «бытия в со-бытии». Исследования Ю.С. Мануйлова, Е.Н. Трегубовой и др. показали, что «со-бытие как способ бытия имеет сложную внутреннюю структуру и является родовым понятием для обширной группы феноменов, объединенных морфемой со-» (Ю.С. Мануйлов) [Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. - С. 81]. В русском языке, на наш взгляд, оптимальным вариантом практического анализа образа жизни через способы бытия будет применение ряда слов с префиксом «со-» (со-трудничество, со-ревнование и т.д.). Раскрытие языковой сути образа жизни позволяет, с одной стороны, убедиться в феноменологической сущности раскрываемого явления. Морфема «со-» помогает постичь особенности проживания жизни человеком, обращает внимание на глубину образа жизни конкретного ребёнка. С другой стороны, появляется возможность описания образа жизни на универсальном языковом материале. Образ жизни человека позволяет предвидеть, каким будет влияние среды на его личность. Данное влияние во многом обусловлено функциональной ролью образа жизни в процессе становления личности как посредствующего звена между личностью и средой. Кратко обозначим функции образа жизни: а) функция связи: объединяет среду жизни индивидуума (ребенка) и его личность; б) функция преобразования: преломляет и раскрывает различные качества и свойства среды человека на уровне его личности; в) функция приспособления: обнаруживает меру между чрезмерной зависимостью ребенка от условий среды и полной свободой от её воздействия. Функциональные характеристики образа жизни позволяют считать его потенциально способным изменять личность, обучать, воспитывать, формировать и развивать лучшее в человеке. Реализация функций происходит благодаря специфике взаимосвязи структурных элементов образа жизни (способов и форм существования человека). От того, в какой мере способы взаимодействия индивидуума со средой коррелируют с формами его поведения (согласуются, противоречат, нейтрализуют смысл того или иного занятия), зависит качество связи, преобразования и приспособления. Проследить особенности влияния образа жизни человека на его личность возможно на основе выявленных нами параметров диагностики и моделирования образа жизни. Обозначим их: стилевая характеристика; направленность на удовлетворение потребностей в той или иной предметной области; адекватность, как соответствие образа жизни ребенка педагогическим целям и результату; интенсивность проживания жизни определенным образом; сбалансированность способов бытия как необходимое и достаточное равновесие между способами существования человека, ведущими к педагогическому результату; стабильность (устойчивость) образа жизни. В зависимости от данных образа жизни, выявленных на основании этих параметров, среда по-разному будет оказывать влияние на личность. Педагогически актуально учитывать и корректировать влияние среды на человека. Известно, что среда состоит из ниш, стихий и «меченых». Система действий взрослого, педагога, руководителя, управляющего процессами развития и формирования личности, направлена на организацию среды должного качества. При надлежащей организации средообразовательного процесса ниши предстают «полем возможностей» для развития личности ребёнка, индетерминируя рост его личностных образований. Ниши позволяют событовать ребёнку в соответствии с имеющимися установками, предпочтениями, желаниями. Ниши предуготовляют форму образа жизни, предначерчивают, чем потенциально может быть занят ребёнок. Стихии среды делаю вероятным проживание жизни тем или иным способом. От того, какие стихии влияют на образ жизни ребёнка зависит изменение способов «бытия в со-бытии». К сожалению, на данный момент недостаточно исследовано влияние стихий на образ жизни человека. Сама проблема стихий, стихийности и стихиальности в образовании только обозначена (см….). Однако воздействие некоторых стихий на способы «бытия в со-бытии» известно. Так стихия творчества побуждает к созиданию, стихия борьбы к сопротивлению и т.д. Качественно управлять влияниями среды на образ жизни человека и его личность можно при корреляции факторов возможного (ниши), вероятного (стихии) и достоверного (наличие «меченых»). Генерирование должных стихий может быть получено благодаря особенной группе педагогов – субъектов средообразовательного процесса, метафорически определяемых в теории средового подхода как «меченые». Создать в образовательном учреждении среду должного качества, обеспечивающую необходимый образ жизни её обитателей без наличия «меченых» проблематично, а иногда невозможно. В педагогической практике необходимы различного рода «меченые» в зависимости от качества среды. Схематично обозначим логику влияния среды на образ жизни человека, и, как следствие, на изменения в личности (подробно, см. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании). Субъект управления (педагог, администратор, взрослый или ребёнок) опосредованно (через среду, представленную как совокупность ниш, стихий и меченых) координирует, направляет, корректирует образ жизни ребёнка (воспитанника, обучающегося и т.п.). В результате проживания жизни тем или иным образом происходят изменения в личности человека. В заключении отметим: образ жизни человека может стать действенным условием коррекции, направления и преобразования влияния среды на человека и его личность, если субъект управления имеет представление о нём как условии становления личности, обладает теоретическими и технологическими возможностями в управлении влияниями среды с помощью теории и технологии средового подхода. Опубликовано: Психология в педагогической деятельности: традиции и инновации: Материалы Международной науч.-практ. конф., посвящённой 85-летию психологической науки и образования в Герценовском университете (к юбилею кафедры психологии развития и образования психолого-педагогического факультета). – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. 345 с. (С. 151 – 153) |
|
|
|