Общественная научная лаборатория среды и средовых исследований в образовании

Образ жизни школьника как условие становления личности в воспитательной системе школы, строящей педагогический процесс в логике средового подхода

Боровская Е.В.

Ключевые слова: образ жизни школьника, средовой подход в воспитании

 Образ жизни – сложное явление педагогической теории и проблемная составляющая педагогической практики. Без осмысления образа жизни человека, учёта его специфики, а, по необходимости, коррекции и преобразования в процессе воспитания детей, достижение педагогического результата будет затруднено. Ребёнок присвоит то, что ему предлагает школа, её окружение, семья как первостепенная ниша жизни человека, только в том случае, если будет проживать и переживать свою жизнь необходимым для достижения цели образом.

Образ жизни школьника (человека) – чрезвычайно важное условие развития и формирования качеств его личности. Понимание его в таком статусе стало возможным благодаря научному творчеству академика Людмилы Ивановны Новиковой, её педагогическому труду, реализовавшемуся в работах её соратников, учеников и последователей: Михаил Владимирович Воропаев, Александр Васильевич Гаврилин, Дмитрий Васильевич Григорьев, Владимир Абрамович Караковский, Александр Тимофеевич Куракин, Хейно Йоханович Лийметс, Юрий Степанович Мануйлов, Анатолий Викторович Мудрик, Евгений Владимирович Орлов, Сергей Данилович Поляков, Наталья Леонидовна Селиванова, Александр Михайлович Сидоркин, Людмила Александровна Цыганова и др.

Важно подчеркнуть, что в педагогике второй половины XX века одной из первых к осмыслению образа жизни школьника обратилась Людмила Ивановна Новикова. В окружении Людмилы Ивановны Новиковой чувствовалось стремление к познанию образа жизни. Исследования с целью постижения сути данного явления велись Дмитрием Николаевичем Барнуковым (Оренбургская область), Татьяной Александровной Климчук (г. Костанай, республика Казахстан), Сильвией Э. Кера (г. Таллин, Эстония) и др.

Образ жизни в теории воспитательных систем рассматривался, с одной стороны, как одна из целей воспитания, с другой стороны, как условие развития и воспитания детей. Позднее акцент был обращен на организацию образа жизни ученического коллектива в значении условия, необходимого для воспитания каждого школьника.

Серьёзное внимание образу жизни школьника в качестве посредствующего звена между личностью и средой, и условия становления личности уделено в концепции Ю.С. Мануйлова. В работах его последователей и учеников образ жизни человека предстаёт как реальный феномен, представленный и воспринимаемый со стороны, как фактор развития и формирования личности ребёнка.

В нашем диссертационном исследовании, основанном на методологических позициях средового подхода «Образ жизни школьника как условие становления его личности», раскрыта его суть как педагогического явления, которое может быть воспринято педагогами, родителями в повседневной жизни ребёнка.

Среда становится средством воспитания, если она посредствует определённому образу жизни школьников, а через него опосредует рост их личности. Образ жизни – условие становления личности, причина изменения персональных качеств человека.

Образ жизни школьника (человека) – это относительно постоянный порядок чередования во времени и пространстве его повседневных занятий, осуществляемых различными «способами бытия в со-бытии». Важно учитывать то, что образ жизни школьника не тождественен школьному образу жизни, т.е. не сводится только к школьному времяпровождению (школьник – это ребёнок школьного возраста, образ жизни которого выходит за рамки школы).

В воспитательной системе школы, организующей педагогический процесс в логике средового подхода, образ жизни – связующее звено между личностью и средой, способствующее достижению образовательной цели.

От того, какой образ жизни ведёт человек в среде, зависит формирование планируемого педагогом типа личности. Если образ жизни школьника не соответствует образовательным целям, то получение педагогического результата будет затруднено. Следует учитывать, что одна среда может позволять вести определенный образ жизни, другая – может его ограничивать.

Образ жизни раскрывает возможности среды в качестве средства развития и формирования личности учащегося. Он определяет настоящую жизнь человека в среде и предопределяет изменения в его личности. У педагога появляется возможность прогнозировать становление личности ребёнка на уровне того, что ребенок может иметь и уметь в результате проживания жизни тем или иным образом.

Сущностно образ жизни показан Ю.С. Мануйловым как «способ бытия в со-бытии». Бытие включает в себя деятельность, общение, отношение, познание, преобразование, присвоение и приспособление к среде. Со-бытие расширяет бытие, раскрывает его морфологическую и семантическую сущность. Исследования проведенные совместно с Е.Н. Трегубовой и др. показали, что «со-бытие как способ бытия имеет сложную внутреннюю структуру и является родовым понятием для обширной группы феноменов, объединенных морфемой со-»*. В русском языке, на наш взгляд, оптимальным вариантом практического анализа образа жизни через способы бытия будет применение ряда слов с префиксом «со-» (со-трудничество, со-ревнование и т.д.).

Разработана градация способов со-бытия в соответствии с основными компонентами целеполагания, касающихся личности. Когнитивный компонент, ожидаемый в виде воспитательного результата, реализуется через созерцание, сосредоточение, соотнесение, соизмерение, сопоставление, сомнение и т.д.; аффективное развитие личности обеспечивается соучастием, сопереживанием, сочувствием, состраданием и т.п.; поведенческо-волевые устремления личности воплощаются в созидании, сотрудничестве, содействии, сопротивлении, соперничестве и др.

Если в проживаемой ребенком жизни доминируют те или иные переменные «бытия в со-бытии», то можно говорить о преобладающем развитии определённых сторон личности (интеллектуальных, эмоциональных, волевых). Значимым становится и смысл, которым наполнен тот или иной «способ бытия в со-бытии». Иными словами, важно определить, что ребёнок со-зерцает, чему со-переживает, с кем и в чём со-трудничает и т.д.

Необходимо отметить, что со-бытийный ряд данной группы слов (по сути, ключ распознания образа жизни) обладает сложным философско-лингвистическим характером и без осмысления значения, семантики вряд ли может быть использован в практике педагогов школы. Покажем пример осмысления философско-лингвистического смысла слов с морфемой «со-»:

  • Состязание: «состязаться с кем, спорить, споровать, бороться, противоборствовать, тягаться, стараться осилить, вступать в прение, в борьбу, в спор, в распрю» (В.И. Даль). Думаем, что дети свою двигательную активность всецело воплощают в состязаниях. А, зрители, вероятно, соревнуются между собой за победу своих команд.
  • Соревнование: «соревновать кому в чем» (В.И. Даль). Прослеживается связь со словом «ревновать».
  • Соперничество: «быть чьим-нибудь соперником» (Д.Н. Ушаков). И у него же: «Быть равного достоинства, одинаковых свойств» (Д.Н. Ушаков). Не соперничают с теми, кто слабее или изрядно сильнее.

Образ жизни человека мы воспринимаем, прежде всего, через стабильно повторяющиеся проявления его жизни и деятельности, т.е. наблюдая за поведением, общением, выражением отношения, которые также могут быть представленными в относительно постоянном и регулярном поведении индивидуума. Стабильное поведение в связи с этим является наиболее удобной «калькой» для считывания образа жизни как формы и способов бытия растущего человека, представляющих в своём единстве структуру данного явления, как совокупность:

а) способов его взаимодействия со средой, выраженных словами с морфемой «со-» («способов бытия в со-бытии»);

б) форм его поведения, деятельности, общения и отношений, представленных как череда занятий.

Благодаря параметрам оценивания образа жизни его можно считать доступным для педагогической диагностики и моделирования. Образ жизни можно анализировать по следующим параметрам: стилевая характеристика; направленность на удовлетворение потребностей в той или иной предметной области; адекватность, как соответствие образа жизни ребенка педагогическим целям и результату; интенсивность проживания жизни определенным образом; сбалансированность способов бытия как необходимое и достаточное равновесие между способами существования человека, ведущими к педагогическому результату; стабильность (устойчивость) образа жизни.

Образ жизни школьника можно воспринимать в его динамике. При этом важно не только, как чередуются занятия детей, в каких формах они осуществляются, но и состав, комбинации способов жизни детей. Образ жизни обоюдно определяется факторами среды и индивидуальными особенностями школьника (поведенческими установками, мировоззренческими позициями и др.). Чем младше ребёнок, тем большее влияние на его образ жизни оказывает среда. Становление личности определяется всем образом жизни человека, а не только деятельностью, общением, отношением, поведением и отдельными действиями в случайных жизненных ситуациях. Образ жизни постоянно наличествует у человека, позволяя ему быть естественным условием проживания и переживания своей жизни.

Возможность педагогического влияния на образ жизни школьника определяется спецификой функционирования обозначенного явления, позволяющего считать его необходимым условием становления человека и его воспитания. Образ жизни осуществляет связь между средой пребывания ребёнка и его личностью, а также преобразует влияния среды на личность и обеспечивает приспособление личности к своему окружению. Любое изменение в среде может с определенной вероятностью оказывать воздействие на образ жизни человека.

Понимание структуры, функций и параметров образа жизни ребенка позволило нам раскрыть его инструментальную роль в качестве условия  становления личности в процессе воспитания.

Схематично обозначим логику влияния среды на образ жизни человека, и, как следствие, на изменения в личности. Субъект управления (педагог, администратор, взрослый или ребёнок) опосредованно (через среду) координирует, направляет, корректирует образ жизни ребёнка (воспитанника, обучающегося и т.п.). В результате проживания жизни тем или иным образом происходят изменения в личности человека.

Педагогически актуально учитывать и корректировать влияние среды на человека. Известно, что среда состоит из ниш, стихий и «меченых». Система действий взрослого, педагога, руководителя, управляющего процессами развития и формирования личности, направлена на организацию среды должного качества. При надлежащей организации средообразовательного процесса ниши предстают «полем возможностей» развития личности ребёнка, индетерминируя рост его личностных образований. Ниши позволяют событовать ребёнку в соответствии с имеющимися установками, предпочтениями, желаниями. Они предуготовляют форму образа жизни, предначерчивают его занятия.

Стихии среды делают вероятным проживание жизни каким-либо способом. От того, какие стихии влияют на образ жизни ребёнка зависит изменение способов «бытия в со-бытии». К сожалению, на данный момент недостаточно исследовано влияние стихий на образ жизни человека. Сама проблема стихий, стихийности и стихиальности в образовании только обозначена*. Однако воздействие некоторых стихий на способы «бытия в со-бытии» известно. Так стихия творчества побуждает к созиданию, стихия борьбы к сопротивлению и т.д.

Качественно управлять влияниями среды на образ жизни человека и его личность можно при корреляции факторов возможного (ниши), вероятного (стихии) и достоверного (наличие «меченых»). Генерирование должных стихий может быть получено благодаря особенной группе педагогов – субъектов средообразовательного процесса**, метафорически определяемых в теории средового подхода как «меченые». Создать в образовательном учреждении среду должного качества, обеспечивающую необходимый образ жизни её обитателей без посредников проблематично, а иногда невозможно. Лучшими посредниками в этом деле являются позитивно «меченые».

Представим разработанные нами рекомендации по организации образа жизни детей школьного возраста как условия развития и формирования личности ребёнка в воспитательной системе школы, строящей свою работу в логике средового подхода.

  1. Первоначально определяется педагогическая цель. Для того чтобы сформулировать цель на уровне личности ребенка, целесообразно выявить, что необходимо ребенку (в классе, школе, кружке и др.) иметь для того, чтобы произошли изменения в характеристиках его личности, а также определить, что школьнику для этого требуется уметь.
  2. Исходя из цели, проектируется нужный образ жизни учащихся. В связи с этим важно:

а). определить способы «бытия в со-бытии», обусловливающие, по мнению экспертов, развитие или формирование должных качеств в школьниках. Необходимо расшифровывать способы в соответствии с передаваемой ими информацией (раскрыть лингвистический потенциал понимания используемых слов педагогами конкретной школы);

б) обозначить в каких занятиях наиболее оптимально могут проявиться отобранные способы.

  1. Провести диагностику наличного образа жизни учащихся по разработанным параметрам и оценить его педагогический потенциал (для представления диагностики особую ценность представляют описательные возможности образа жизни как «способа бытия в со-бытии», обнаруживаемые в словах с морфемой «со-»).
  2. Оценить среду, в которой будет происходить корректировка образа жизни, по параметрам возможного, вероятного и действительного (по методикам средовой диагностики). Если среда препятствует достижению цели, а образ жизни, который ведут дети, противоречит желаемому результату, то педагог не сможет сформировать или обеспечить развитие должных качеств личности ребенка.
  3. На основе спроектированных данных строится средообразовательная практика управления процессом развития и формирования личности, обусловленная образом учащихся, в которую с помощью стихий вносятся по мере необходимости соответствующие изменения. В процессе организации образа жизни учащихся важно также учитывать возрастные индивидуальные особенности детей, индетерминирующие ход их жизни.

Обобщая сказанное, подчеркнём, что образ жизни ребёнка, сочетая в себе экзистенциальный потенциал событийности и возможность опосредованного (через среду) управления им, является чрезвычайно важным условием, обеспечивающим воспитание школьника и становление его личности.



* Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. - С. 81

* Стихии, стихийность и стихиальность в образовании: сб. науч. статей /под ред. Ю.С. Мануйлова, М.- Н.Новгород, 2007.

** Волкова Л.В. Педагоги как субъекты средообразовательного процесса в школе. Диссертация… к.пед.н., Н. Новгород, 2010.

Опубликовано: Международная научно-практическая конференция «Воспитательная система  как социокультурный феномен: прошлое, настоящее, будущее» (г. Москва, 5 – 6 октября 2010 года). Сборник статей. – М.: Институт теории и истории педагогики РАО, 2010. – 256 с. (С. 40 – 44) 

Конструктор сайтов - uCoz