Общественная научная лаборатория среды и средовых исследований в образовании |
Средовой подход в воспитании как инструмент педагогического познания и использования среды в педагогическом процессеБоровская Е.В. Культурно-образовательная среда станет оптимальным средством воспитания, если в ней видеть не только условие, но и средство управления процессами развития и формирования личности индивидуума. Такие возможности предоставляют концептуальные идеи Евгения Петровича Белозерцева и Юрия Степановича Мануйлова. В Нижегородском институте развития образования с 2004 года в течение шести с половиной лет под руководством автора теории средового подхода в воспитании Юрия Степановича Мануйлова осуществлялись фундаментальные исследования методологического характера. В качестве главного научного сотрудника лаборатории среды и средовых исследований в образовании с 2005 по 2007 год трудился заслуженный деятель науки Российской Федерации, член союза писателей Российской Федерации Евгений Петрович Белозерцев. Имена этих учёных известны как в России, так и за её пределами (Украина, Белоруссия, Казахстан). Среда – в понимании Ю.С. Мануйлова предстает, прежде всего, как среда человека. «Среда – это то, среди чего пребывает человек» [6]. Таков феноменологический взгляд на среду, в центре которой человек как средоточие и мера всего сущего. Среда объединяет людей общностью их наследия, прежде всего культурного, включающего в себя и образование. Культурно-образовательная среда – феномен, который исследовался Е.П. Белозерцевым. Несмотря на существующие трактовки в работах Е.П. Белозерцева, Р.А. Войко, Е.С. Мертенс, И.Б. Стояновской и др., мы рассматриваем культурно-образовательную среду как особым образом организованную часть культурно-образовательного наследия, которая при определенных обстоятельствах воспринимается человеком и усваивается им в процессе становления его личности. Чем глубже и вдумчивей воспринимает он свое наследие, тем значительнее ее культурное влияние. Для того чтобы культурные образцы исторического прошлого питали сознание и чувства индивида необходимо педагогически грамотно подойти к организации его окружения. Речь идет о включении ресурсов культурно-образовательной среды в воспитательный процесс. Для этого и необходимо обратиться к концепциям, которые помогут в реализации данной задачи. Средовой подход в педагогике, разработан Ю.С. Мануйловым как целостная педагогическая теория и технология, которая позволяет разобраться в составляющих среды, оценить их возможности, смоделировать влияние, спроектировать средообразовательный процесс и практически реализовать заложенный в них воспитательный потенциал. Средовой подход – основа стратегии опосредованного (через среду) управления процессами развития и формирования человеческой личности. Это способ познания и преобразования педагогической реальности. В технологическом плане он представляет собой систему действий субъекта управления со средой, направленных на превращение ее в средство диагностики, проектирования и продуцирования педагогического результата. Следует отметить его смыслорождающую роль и значение, позволяющее видеть и опираться на общие педагогические закономерности развития и формирования человеческой личности. Творческий практик, освоивший логику средового подхода, способен наполнить его частным содержанием, при этом будет разговаривать с коллегами-учителями и теоретиками на едином емком и в то же время образном и понятном языке. Данный подход обладает эвристическим потенциалом, позволяя осмысленно подходить к процессу решения образовательных задач. Значительны его описательные возможности, необходимые для отображения имеющегося опыта и проектирования педагогической реальности. При этом субъект управления, например руководитель образовательного учреждения, принимает позицию педагога, а не бездушного менеджера, потому что в центре его внимания ребенок и его среда. Однако процесс освоения средового подхода требует определенного времени и усилий со стороны учителей и воспитателей, а также поддержки руководителей, понимающих и освоивших теорию средового подхода и практику опосредованного (чрез среду) управления процессом становления человека. Ознакомление со средовым подходом может осуществляться организованно или спонтанно, стихийно. Нередко при проведении в образовательном учреждении экспериментальной деятельности, педагоги, с любопытством смотрящие на происходящее, изъявляют желание принять участие в данной работе. Как правило, логику средового подхода принимают педагоги, которые видят в нем научное отражение своего педагогического труда. Изучение подхода всегда начинается с его истории, уходящей прочными корнями в педагогику среды и средоведение, существовавшие в свое время соответственно в России и Германии. Педагогам представляется теория воспитательных систем, на благодатной почве которой взрос средовой подход в воспитании (автор средового подхода – ученик академика Людмилы Ивановны Новиковой). Демонстрируются три общенаучных «кита», на которых построен средовой подход в воспитании: кибернетика, синергетика и лингвистическая философия. Самый главный момент в освоении теории и технологии средового подхода – это его понятийный аппарат. Акцент делается на цели, условии ее достижения, средстве и источнике достижения цели. Цель тесным образом сопряжена с личностью обучающегося. Оценить достижение цели (образовательный результат) можно по тому, что обучающийся (ребенок, студент …) будут иметь и уметь. Процесс становления личности обоюдно связан с ее развитием и формированием. Достижение цели обусловлено определённым образом жизни составляющим «способ бытия в со-бытии» индивидуума и являющимся способом достижения цели. В качестве педагогического средства предстает культурно-образовательная среда (среда становится средством воспитания, если она посредствует определенному образу жизни человека и опосредует его личностный рост). Источником достижения цели являются управленческие действия педагога, сконцентрированные на получении образовательного результата. В средовом подходе действия могут быть направлены на следующие компоненты культурно-образовательной среды: ниши, трофику, стихии, «меченых». Компоненты среды – наиболее привлекаемые своей оригинальностью понятия теории средового подхода. Каждый из них имеет свое весомое значение в обогащении, облагораживании, оснащении культурно-образовательной среды. Небезынтересен, с точки зрения русского языка, лингвистический ключ средового подхода. К примеру, управленческие действия выражаются самыми частотными в лексике педагогов словами на «о- (об-)» (оценивать, объяснять, обучать, опрашивать и пр.), образ жизни лексически предстает через слова с морфемой «со-» (сопереживать, сообщать, соизмерять и др.). Это не означает, что в обыденной речи словарный запас педагогов, освоивших средовой подход, ограничен только этой лексикой. Тем не менее, именно кажущееся «обеднение» языка, побуждает педагогов вдумчиво и ответственно относиться к своей речи. Понимание языка позволяет освоить логику средового подхода. Изначально осуществляется диагностика имеющихся проблем и потребностей субъектов образования. Обобщение результатов диагностики позволяет сконцентрировать внимание на тех целях, которые необходимо достичь в конкретном образовательном учреждении, учебном классе и пр. с учетом возрастной преемственности. Именно выбор целевого ориентира является основанием для анализа возможностей, которые предоставляет культурно-образовательная среда, и составления условий педагогической задачи. В процессе формулирования педагогической задачи выявляются способы достижения цели, структурирующие образ жизни обучающихся; качество культурно-образовательной среды как средства с параметрами возможного (трофические ниши), вероятного (стихии) и достоверного (меченые); управленческие действия, необходимые для получения результата. Все вышеназванное становится основой для стратегического планирования деятельности образовательного учреждения и составления образовательных программ. Практика вносит коррективы в план, но это естественная часть педагогического процесса. Тем не менее, логика действия и осмысления сохраняется. Педагог, направляя свои действия на преобразование, обогащение, облагораживание культурно-образовательной среды, через которую влияет на образ жизни ребенка и рост его личности (не прямо, а опосредованно). Технология средового подхода позволяет педагогам целесообразно использовать возможности, которые предоставляет культурно-образовательная среда. Принципиально важно, чтобы среда была наполнена «культурной» трофикой. Известно, что при определенных условиях бедная в питательном отношении среда обедняет, богатая – обогащает. В связи с этим в образовательном учреждении и в культурном пространстве поселения необходимы полноценные для педагогического влияния места, позволяющие человеку развиваться, выбирать то, в чем есть насущные потребности (своего рода, трофические ниши). В то же время, педагоги призваны помочь ценностно-значимому выбору, сформировать у детей жизненно важные качества (к примеру, трудолюбие, внимательное отношение к людям и др.). Для этого необходимо генерировать стихии (упорного труда, внимания и заботы и др.), которые с определенной долей вероятности обеспечат целесообразный личностный рост. Культурно-образовательная среда в полной мере окажет влияние на человека, если в ней обитают яркие, неповторимые индивидуумы, проникнутые какой-то идеей, захваченные стремлением к определенному идеалу, заметные для окружающих своей неординарностью, примечательные своими поступками, мыслями, поведением. Как правило, это люди не только обладающие определенными способностями, умеющие актуализировать ресурсы среды, но, и это самое важное, имеющие сильный мотив к изменению отношения окружающих к тому или иному явлению. Это может быть лингвист-любитель, который знает почти все о родном языке и желающий поделиться информацией с любым слушателем; увлеченный историк-краевед, готовый часами рассказывать про достопримечательности своего городка, заядлый озеленитель территории, на которой он проживает, взращивающий прекрасные цветы там, где они в принципе не могли бы расти и т.д. Другими словами, для того чтобы воспитательные ресурсы среды были в полной мере актуализированы, влияние культурно-образовательной среды на ребенка (школьника, студента …) стало достоверным необходимы «меченые», способные генерировать соответствующие стихии. Без людей, которые побуждают видеть, слышать, понимать происходящее в среде, актуализировать потенциал культурно-образовательной среды, проблематично достигнуть намеченного результата. В то же время, если педагоги считают, что культурно-образовательная среда «прямо», непосредственно влияет на индивидуума, то они допускают ошибку. Нельзя опускать архиважное звено технологии средового подхода: видеть образ жизни индивида между его личностью и средой. Соблюдение теоретических положений, принципов, правил, которые представлены в концепции средового подхода необходимо для того, чтобы культурно-образовательная среда стала средством, а не только условием воспитания. Освоение педагогами средового подхода в воспитании, очевидно, позволит в полной мере использовать разнообразный потенциал культурно-образовательной среды. Литература
Опубликовано: Региональные ресурсы развития культурно-образовательной среды – ведущее условие самореализации личности: Сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф.: 11-13 октября 2011 г. – Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО». 2011. – 344 с. (С. 75-81) |
|
|
|